Церковный календарь
Новости


2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 15 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 12-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦѢ.
88. Бѣгайте лжи.

На скрижаляхъ закона, которыя Богъ далъ Моисею на горѣ Синаѣ, было начертано: не послушествуй на друга твоего свидѣтельства ложна (Исх. 20, 10). Это — девятая заповѣдь Божія. Такъ заповѣдалъ Богъ, и однако же мы такъ пріучили свой языкъ ко лжи, что почти и за грѣхъ ее не считаемъ, и совѣсть наша молчитъ... И какъ изобрѣтательны мы во лжи! Одинъ говоритъ ложь, которую слышалъ отъ другаго и повѣрилъ ей, какъ истинѣ. Другой, шутя и праздословя въ одинъ день наговорилъ цѣлую тысячу лжей. Иной наобѣщаетъ много дѣлъ и ничего не сдѣлаетъ и притомъ не потому не сдѣлаетъ, что встрѣтилъ препятствія, а просто потому, что не захотѣлъ исполнить. Другой придумываетъ ложь къ обвиненію ближняго. Куда ни поди, вездѣ найдешь ее: она выходитъ изъ однихъ устъ, а проходитъ чрезъ тысячи. Ложь говорятъ, пишутъ, печатаютъ въ книгахъ, читаютъ, провожаютъ изъ города въ городъ; она проходитъ чрезъ всю вселенную.

Кто можетъ описать или разсказать, сколько вреда приноситъ ложь? Она вредитъ и говорящему ее, и слушающему. Кто говоритъ неправду, тотъ у людей въ ненависти, въ безчестіи, въ подозрѣніи. Проситъ онъ въ долгъ и никто ему не вѣритъ. Даетъ обѣщаніе и никто не полагается на слово его. Пишетъ обязательство, но всякій опасается принять его. И слово лжеца подозрительно, и писаніе невѣрно, и самая клятва нетверда. Говоритъ лжецъ иногда и правду, но и тогда никто ему не вѣритъ. А кто слушаетъ ложь, и вѣритъ ей, тотъ часто гоняется за вѣтромъ — поселяетъ вражду между друзьями, ссоритъ между собою родныхъ, расторгаетъ супружество... Ложь раздираетъ самую Церковь: какіе бы ни были раскольники, еретики, невѣры — всѣхъ ихъ загубила ложь — лжеученіе ихъ ересеначальниковъ или книги ихъ лжеучителей. — Вотъ почему милосердый Господь не только строго воспрещаетъ ложь закономъ Своимъ, но и ужасно иногда наказываетъ лжецовъ, дабы страхомъ удержать людей отъ грѣха лжи.

Въ первое время, при апостолахъ, вѣрующіе продавали имѣнія свои и приносили серебро, за нихъ вырученное, въ распоряженіе апостоловъ. Тогда одинъ человѣкъ, именемъ Ананія, согласившись съ женою своею Сапфирою, продалъ поле, которое имѣлъ; и утаивъ изъ цѣны проданнаго, только часть цѣны положилъ къ ногамъ апостоловъ. Тогда св. апостолъ Петръ сказалъ ему: «Ананіе, почто исполни сатана сердце твое солгати Духу Святому?.. Сущее тебѣ не твое ли бѣ, и проданное не въ твоей ли власти бяше? Не человѣкомъ солгалъ еси, но Богу!» (Дѣян. 5, 3-4). Услы/с. 253/шавъ сіе слово, Ананія палъ и испустилъ духъ. Спустя три часа пришла и его жена Сапфира, не зная о смерти мужа. Св. Петръ и ее спросилъ: «скажи мнѣ, за столько ли продали вы поле?» Она отвѣчала: «да, за столько». Тогда и ей сказалъ апостолъ Христовъ: «зачѣмъ ты согласилась съ мужемъ твоимъ солгать и искусить Господа? Вотъ, погребавшіе мужа твоего у дверей: они и тебя вынесутъ». И пала Сапфира къ ногамъ апостола и испустила духъ...

Кто, слыша сіе, не устрашится и не возненавидитъ ложь и не будетъ бѣжать отъ нея, какъ отъ лица огня?.. — Но почему же, скажетъ иной, Богъ тогда такъ строго наказывалъ лжецовъ, а теперь не казнитъ ихъ, хотя они лгутъ еще хуже прежняго? — Потому, что есть жизнь другая, то есть, будущая, которая назначена для воздаянія по дѣломъ. Наказывалъ Господь и въ сей жизни нѣкоторыхъ для того только, чтобы люди видѣли, какъ ложь ненавистна Богу и какъ Богъ гнѣвается на лжецовъ. Да и кто точно знаетъ, что и въ наши дни лжецы остаются безъ наказанія? Многіе наказываются, но не сознаютъ, за что терпятъ наказаніе. Иногда насъ постигаетъ тяжкая, неизлѣчимая болѣзнь, приключается потеря имущества, слѣдуетъ бѣда за бѣдой... Что это, какъ не наказаніе Божіе за нашу ложь? Скажете, но кто можетъ, живя въ мірѣ, удержаться отъ лжи? «Если не солжешь, то и не продашь, и не купишь, и въ долгъ не выпросишь»... Стало быть выходитъ по вашему, что Богъ требуетъ невозможнаго? Но вѣдь это было бы богохульство такъ думать...

Значитъ, исполнить заповѣдь есть дѣло совершенно возможное. — Да, возможно, и мы видимъ, что не лжецы живутъ въ мірѣ благополучно и въ общемъ уваженіи у людей, а правдолюбцы. Правдолюбецъ говоритъ, и всѣ ему вѣрятъ: лжецъ говоритъ, и никто ему не вѣритъ. Слово правдолюбца не подозрительно, расписки крѣпки, дѣла надежны: лжецъ и въ словѣ подозрителенъ, и въ распискахъ ненадеженъ, и въ дѣлахъ невѣренъ. Правдолюбца всѣ любятъ, всѣ уважаютъ, всѣ желаютъ съ нимъ имѣть дѣло: лжеца никто не любитъ, не уважаетъ, всѣ отъ него сторонятся. Если не дорожите добрымъ именемъ и благополучіемъ въ сей жизни, то по крайней мѣрѣ пожалѣйте души свои, и отложше лжу, глаголите истину кійждо ко искреннему своему (Еф. 4, 25). (Изъ бесѣдъ Никифора, архіп. Астраханскаго).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 252-253.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.