Церковный календарь
Новости


2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 15 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 13-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦѢ.
89. Изъясненіе притчи о виноградникѣ съ нравственными выводами.

Одинъ хорошій хозяинъ, говоритъ Спаситель, насадилъ виноградникъ, обнесъ его оградою, выкопалъ въ немъ точило (для собиранія ягодъ и выжиманія изъ нихъ сока), построилъ (сторожевую) башню и, отдавъ виноградарямъ, отлучился.

Когда настало время собиранія плодовъ, хозяинъ послалъ къ виноградарямъ своихъ слугъ взять плоды. Но виноградари, схвативши слугъ, иного прибили, иного убили, иного побили камнями. Хозяинъ послалъ другихъ слугъ больше прежняго; но виноградари и съ ними поступили такъ же, какъ съ первыми. Тогда хозяинъ послалъ сына своего, думая въ себѣ: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидѣвши сына, сказали другъ другу: это наслѣдникъ; пойдемъ — убьемъ его и завладѣемъ наслѣдствомъ. И, схвативши его, вывели вонъ изъ виноградника и убили.

«Что сдѣлаетъ хозяинъ съ этими виноградарями, когда придетъ въ виноградникъ свой?» спросилъ Господь Своихъ слушателей. Всѣ отвѣчали ему: «злодѣевъ этихъ предастъ злой смерти, а виноградникъ отдастъ другимъ виноградарямъ, которые будутъ отдавать ему плоды въ свое время».

«Такъ, заключилъ Спаситель, и отъ васъ отнимется царство Божіе, и дано будетъ народу, приносящему плоды его».

Эта притча раскрываетъ предъ нами всю судьбу еврейскаго народа, раскрываетъ всѣ заботы и попеченія Божіи объ этомъ народѣ, и то, какъ онъ, по своему жестокосердію, навлекъ на себя праведный гнѣвъ Божій, тяготѣющій надъ нимъ и до сего времени.

Но эта притча, братія, относится не къ однимъ іудеямъ, а относится и къ намъ, касается и насъ. Подъ виноградникомъ Господнимъ можетъ и должна разумѣться и всякая душа христіанская; подъ оградою — законъ Божій, которымъ ограждается, или должна быть ограждена всякая душа отъ грѣховъ; точило или тиски въ виноградникѣ — это сердце наше или утроба наша, которою мы принимаемъ пречистую Кровь Агнца Божія, заклавшагося за насъ; подъ столпомъ или горницею разумѣется церковь Христова или благодать Св. Духа, дѣйствующая въ Церкви, утверждающая сердца наши въ вѣрѣ и любви и добрыхъ дѣлахъ и возвышающая насъ отъ земли къ небу.

Итакъ, виноградникъ Божій — это мы всѣ, братія! А виноградный садъ долженъ приносить обильные плоды: приносимъ ли /с. 255/ мы Господу, верховному Виноградарю нашему, плоды добрыхъ дѣлъ, плоды покаянія, вѣры, любви, смиренія, кротости, благости, милосердія, воздержанія, чистоты, терпѣнія и долготерпѣнія и прочихъ добродѣтелей? Весьма, весьма мало, а иногда вовсе не приносимъ: а приносимъ плоды винограда дикаго, винограда Содома и Гоморры, т. е. всякія скверныя дѣла: гордость, злобу, зависть, алчность, блудъ, прелюбодѣйство, пьянство, невѣріе, безбожіе, убійство и самоубійство. Ждетъ отъ насъ Господь плодовъ покаянія, исправленія, добродѣтели и — часто напрасно ждетъ: мы остаемся такими же грѣшниками, такими же безплодными, сухими деревами, какими и были. Многіе христіане насилуютъ и убиваютъ свою совѣсть, этого слугу Божьяго въ нашей душѣ, и безъ страха предаются беззаконію; многіе оправдываютъ свои грѣхи, или извиняютъ себя слабостію природы, или потребностію падшей, грѣшной природы, не различая своихъ прихотей или похотей отъ дѣйствительныхъ потребностей. Многіе не стыдятся даже клеветать на Евангеліе и говорятъ, что оно будто требуетъ невозможнаго, и живутъ совершенно вопреки ему, и такимъ образомъ, подобно еврейскимъ первосвященникамъ и книжникамъ, вторично распинаютъ Сына Божія въ себѣ.

Что же сдѣлаетъ Хозяинъ виноградника нашего, запущеннаго и одичавшаго по нашему нерадѣнію, когда Онъ придетъ взять съ насъ отчетъ въ дѣлахъ нашихъ, во всѣхъ нечистотахъ и злобахъ нашихъ? Отвѣтъ на это тотъ же, который произнесли сами на себя первосвященники и книжники: «злодѣевъ сихъ предастъ злой смерти, а виноградникъ отдастъ другимъ виноградарямъ», т. е. величайшій даръ вѣры, благодати, отдастъ другимъ людямъ которые будутъ отдавать ему плоды во времена свои, будутъ съ помощію благодати преуспѣвать во всякой добродѣтели постоянно, во всю жизнь свою.

Итакъ, возлюбленные братія и сестры, если не желаемъ, чтобы исполнилось и надъ нами грозное слово Спасителя, сказанное іудейскимъ первосвященникамъ и старѣйшинамъ и народу іудейскому, чтобы не отнято было отъ насъ царство Божіе, т. е. благодатная помощь Божія, поспѣшествующая намъ во всемъ, — чтобы не впасть намъ въ пропасть невѣрія и разврата, и всякихъ пороковъ, — и не лишиться благъ земныхъ и небесныхъ, поспѣшимъ приносить Богу плоды истиннаго покаянія, исправленія житія, всегдашнюю заботу о единомъ на потребу, т. е. о спасеніи безсмертныхъ душъ, искупленныхъ кровію Христовою, — и всякую добродѣтель по мѣрѣ силъ своихъ. Аминь. (Сост. по «Полн. собр. сочин.» прот. Іоанна Кронш., т. 2-й).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 254-255.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.