Церковный календарь
Новости


2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 4-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 3-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (1-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Неправильный отвѣтъ (1996)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 37-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 36-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ день Богоявленія (1883)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ навечеріе Новаго года (1883)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила св. Кирилла, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила Ѳеофила, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 2-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-13 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 1-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 14 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 14-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦѢ.
93. Слово въ недѣлю четырнадцатую по Пятидесятницѣ.

Въ читанномъ нынѣ евангеліи Господь Іисусъ Христосъ уподобляетъ «царство небесное человѣку царю, который сдѣлалъ брачный пиръ для сына своего и послалъ рабовъ своихъ звать званныхъ на брачный пиръ — и не хотѣли придти». Какое невниманіе, какая гордость, неблагодарность, дерзость! Но какое снисхожденіе и долготерпѣніе царя! «Онъ опять послалъ другихъ рабовъ, сказавъ: скажите званнымъ: вотъ, я приготовилъ обѣдъ мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пиръ». Что же званные, какъ они отвѣтили на новое приглашеніе благого царя своего? «Они», говорится въ Евангеліи, «пренебрегши и это, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочіе же, схвативъ рабовъ его, оскорбили и убили ихъ». Но теперь послушайте, что сдѣлалъ царь съ этими дерзкими и неблагодарными. Услышавъ о такой продерзости званныхъ на бракъ, «царь разгнѣвался; и послалъ войска свои, истребилъ убійцъ оныхъ, и сжегъ городъ ихъ. Тогда говоритъ онъ рабамъ своимъ: брачный пиръ готовъ, а званные не были достойны; итакъ, пойдите на распутія и всѣхъ, кого найдете, зовите на брачный пиръ. И рабы тѣ, вышли на дороги, собрали всѣхъ, кого только нашли, злыхъ и добрыхъ; и брачный пиръ наполнился возлежащими. Царь, вошедши посмотрѣлъ возлежащихъ, увидѣлъ тамъ человѣка, одѣтаго не въ брачную одежду, и говоритъ ему: другъ! какъ ты вошелъ сюда не въ брачной одеждѣ? Онъ же молчалъ. Тогда сказалъ царь слугамъ: связавъ ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внѣшнюю: тамъ будетъ плачъ и скрежетъ зубовъ; ибо много званныхъ, а мало избранныхъ» (Мѳ. 22, 2-14).

Сказаніе это называется притчею, т. е. подобіемъ, или какъ бы загадкою. Надобно ее отгадать. Кто же этотъ царь, сдѣлавшій /с. 267/ брачный пиръ для сына своего? Это — Богъ Отецъ, Творецъ неба и земли и Царь всякаго созданія; кто — царскій сынъ? Это Единородный Сынъ Божій, Господь нашъ Іисусъ Христосъ; а невѣста Его — Церковь, и во-первыхъ, — еврейскій избранный Богомъ народъ, а во-вторыхъ, — душа каждаго вѣрующаго христіанина; «Христосъ возлюбилъ Церковь, сказано, и Себя предалъ за нее» (Еф. 5, 25); апостолъ Павелъ говоритъ: «я обручилъ васъ единому мужу, чтобы представить Христу дѣвою чистою» (2 Кор. 11, 2); подъ брачнымъ пиромъ разумѣется царство небесное, въ которомъ истинно вѣрующіе соединятся навсегда съ Господомъ Іисусомъ. На этотъ бракъ, или въ царство небесное, прежде всего приглашаемы были чрезъ пророковъ и апостоловъ іудеи, но они отказались отъ приглашенія; мало того, даже оскорбили посланниковъ Божіихъ и многихъ изъ нихъ убили. За это Богъ, впослѣдствіи времени, оружіемъ римлянъ истребилъ іудейскій народъ и разрушилъ ихъ городъ и храмъ.

Вмѣсто іудеевъ Богъ призвалъ на бракъ, или въ Церковь Свою, чрезъ апостоловъ и равноапостоловъ — языческіе народы, въ томъ числѣ и насъ русскихъ. Но и христіане изъ язычниковъ и послѣдующіе за ними уже христіанскіе роды также не всѣ войдутъ въ царство Христово. Тѣ изъ нихъ, которые не сохранятъ въ чистотѣ свѣтлой брачной одежды невинности и святости, которую они получили при крещеніи, — или, послѣ оскверненія ея грѣхами, не очистятъ слезами покаянія, — будутъ на страшномъ судѣ извержены во тьму кромѣшнюю, гдѣ будетъ вѣчный плачъ и скрежетъ зубовъ.

Вотъ толкованіе приведенной притчи! Но можетъ быть и другое подобное, столь же вѣрное толкованіе, и уже въ болѣе близкомъ приложеніи къ намъ съ вами, братія и сестры.

Брачный пиръ, о которомъ говорится въ нынѣшнемъ евангеліи, — это божественная литургія, на которой предлагается вѣрнымъ не телецъ закланный, но Самъ Агнецъ Божій, закланный въ жертву ради спасенія насъ грѣшныхъ, да напитаемся Его пречистымъ Тѣломъ и Кровію, да соединимся съ Нимъ тѣснѣйшимъ соединеніемъ, да будемъ плотію отъ плоти Его и костію отъ костей Его. Вотъ бракъ царскаго Сына — соединеніе христіанскихъ душъ со Христомъ въ таинствѣ причащенія! Вотъ пиръ — вкушеніе плоти и крови Его! Божественный, святѣйшій, нетлѣнный, небесный и обоготворяющій пиръ!

Но многіе ли и нынѣ спѣшатъ на этотъ божественный пиръ! Не уклоняется ли и нынѣ большая часть отъ присутствія на этой небесной вечери по нерадѣнію и лѣности и по разнымъ житей/с. 268/скимъ расчетамъ, напримѣръ: по причинѣ торговли или по маловѣрію и высокоумію или по причинѣ долгаго сна и прочее? Кто этого не видитъ, не замѣчаетъ, не знаетъ? Таково наше маловѣріе, таково духовное скудоуміе, таково пристрастіе къ міру, таково невниманіе къ величайшему таинству вѣры, къ таинству безсмертія и обоженія! Такова суетность и неблагодарность христіанъ къ Господу, предлагающему Самого Себя въ снѣдь и питіе ради очищенія, освященія и безсмертной жизни! Чего же таковые достойны? Не отверженія ли отъ Бога, — поелику сами отвергались отъ Него почти всю жизнь?

Но и приходящіе на этотъ бракъ Агнца, къ божественной литургіи, — для воспоминанія Его жизни, проповѣди, чудесъ, благодѣяній, страданій, смерти, погребенія, воскресенія и вознесенія на небо, — или для причащенія пречистаго Тѣла и Крови Его» — въ брачной ли одеждѣ приходятъ, съ чистой ли душой, съ чистымъ ли сердцемъ? Съ горними ли помыслами, съ святымъ ли настроеніемъ? Не съ земными ли мечтами и страстями являются многіе и въ храмъ, въ этотъ, какъ бы брачный чертогъ Іисуса Христа?

Мы сами, совершители страшной, небесной, безкровной Жертвы, въ брачной ли одеждѣ — чистоты и безстрастія душевнаго, являемся всегда въ храмъ и служимъ въ немъ? Увы! часто и у насъ нѣтъ брачной одежды и благоговѣйныхъ помышленій и мыслей сердечныхъ; и мы входимъ нерѣдко въ нечистомъ рубищѣ страстей.

Поспѣшимъ же всѣ покаяться и убѣлить одежды душъ нашихъ слезами покаянія и дѣлами правды, особенно милостынею, которая очищаетъ грѣхи. «Чертогъ Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имамъ, да вниду въ онь; просвѣти одѣяніе души моея, Свѣтодавче, и спаси мя». Аминь. («Полн. собр. соч.» прот. Іоанна Кронш., т. 2-й).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 266-268.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.