Церковный календарь
Новости


2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 15 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 14-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦѢ.
95. Брачный пиръ и Царствіе небесное.

Уподобися царствіе небесное человѣку царю, иже сотвори браки сыну своему (Мѳ. 22, 2).

Мы часто спрашиваемъ себя, что это такое царствіе небесное, къ которому мы призываемся? Что такое тамъ будетъ? Господь не оставилъ насъ въ невѣдѣніи объ этомъ. Онъ открылъ о будущемъ состояніи избранниковъ Его и въ нынѣшней притчѣ, хотя главная мысль и цѣль притчи другая. Царствіе небесное, по слову Спасителя, нѣсколько походитъ на брачное пиршество. Уподобися царствіе небесное человѣку царю, иже сотвори браки — т. е. брачный пиръ — сыну своему.

На брачномъ пиршествѣ общее веселіе, общее ликованіе, у всѣхъ гостей лица, сіяющія радостію, ни тѣни огорченія. Затѣмъ пришли всѣ, чтобы порадоваться радости жениха и невѣсты, и ихъ родителей; къ нимъ и главное обращеніе всѣхъ гостей. И въ царствѣ небесномъ будетъ всеобщая радость и ликованіе; вниманіе всѣхъ будетъ сосредоточено на Христѣ — женихѣ душъ вѣрующихъ; будетъ Онъ предметомъ всеобщей радости на этомъ пиру, которому не будетъ конца; возлюбившія Его души будутъ хвалить, величать и благодарить за свое спасеніе во вѣки вѣчные.

Чтобы взойти въ него, нужно намъ украсить душу свою евангельскими добродѣтелями, нужно быть чистыми сердцемъ, душою и тѣломъ. Служившіе страстямъ, умершіе во грѣхахъ, неочищенные покаяніемъ, не имѣютъ входа въ него. Въ царство свѣта могутъ взойти только въ одеждѣ убѣленной.

/с. 272/ Имѣемъ ли мы, братія, эту одежду? Чисто ли сердце наше, цѣломудренъ ли помыслъ? Есть ли любовь къ молитвѣ, которою будутъ жить въ царствіи небесномъ, и безъ которой нечего будетъ дѣлать тамъ душѣ нашей? Есть ли любовь, не холодно ли сердце наше? Вмѣсто любви не живетъ ли въ сердцахъ нашихъ зависть, ненависть, злоба? Много ли мы имѣемъ надежды на радости вѣчныя? Друже, како вшелъ еси сѣмо, не имый одѣянія брачна? не относятся ли къ намъ слова сіи? Попечемся о приготовленіи себя къ вѣчности: жизнь наша коротка, не замѣтимъ, какъ приблизимся къ дверямъ гроба. Поспѣшимъ очистить свою душу смиреніемъ, любовію, молитвою, покаяніемъ, дѣлами милосердія. Господь Своею благодатію да поможетъ во всемъ этомъ.

Царь небесный устроилъ пиръ, т. е. царство благодати на землѣ, — св. Церковь, въ которую зоветъ всѣхъ; входятъ въ нее вратами крещенія, при которомъ даются обѣщанія вѣрно исполнять все, что постановлено въ этой Церкви. Въ ней есть ложные христіане, которые только видимо принадлежатъ къ обществу вѣрующихъ, но свойствъ, качествъ душевныхъ, дѣлъ, свойственныхъ вѣрующимъ, не имѣютъ, которые потому лишены духовной одежды — чистой, брачной, свѣтлой, и вотъ къ нимъ то и относятся слова Царя небеснаго, Устроителя Церкви Своей: друже, како вшелъ еси сѣмо, не имый одѣянія брачна? Что это за брачная одежда, которую долженъ имѣть каждый христіанинъ?

Это — облеченіе души по образу Христову. Душа христіанина, невѣста Христова — должна имѣть тѣ же качества, какія имѣетъ Христосъ — женихъ ея. Это и составитъ ея одежду. Что мы видимъ во Христѣ? Онъ былъ весь любовію: по любви сошелъ на землю, всюду проявлялъ одно милосердіе, по любви на крестъ восшелъ. И душа христіанская должна прежде всего украситься этимъ качествомъ, — радоваться съ радующимися, плакать съ плачущими, скорбѣть о заблуждающихъ, помогать несчастнымъ, благотворить даже ненавидящимъ. Спаситель былъ смиренъ, кротокъ сердцемъ, смиренъ до того, что молча терпѣлъ самыя жестокія насмѣшки и поруганія. И душа христіанская должна быть украшена подобными свойствами. Лучше быть обиженнымъ, чѣмъ кого обидѣть, терпѣливо переносить всѣ несправедливости людскія, никого не раздражать и ничѣмъ не раздражаться, быть готовымъ на всякую услугу своему ближнему, не считая то униженіемъ для себя, забыть о своихъ личныхъ достоинствахъ и преимуществахъ. Такъ и во всемъ мы должны смотрѣть на образъ Христовъ, по Его примѣру жить и дѣйствовать и при помощи Божіей пріобрѣтемъ брачную одежду, будемъ не именоваться только, а на самомъ дѣлѣ учениками Христовыми, истинными христіанами.

/с. 273/ Чтобы украситься брачною одеждою, нужно для того со всею покорностію и благодареніемъ воспользоваться всѣмъ тѣмъ, что установила Церковь для очищенія и освященія нашего духа. Церковь со всѣми своими учрежденіями есть духовная школа, гдѣ вѣрующіе — дѣти Ея — воспитываются для жизни вѣчной. Вотъ и нужно во всемъ ей покоряться, жить по ея правиламъ. Церковь устроила храмы на землѣ съ богослуженіемъ въ нихъ — ходи въ храмъ, не чуждайся его, и ты почувствуешь великую пользу для души твоей. Церковь установила праздники, посты, почитай, соблюдай ихъ — и это тоже весьма спасительно для тебя. Церковь установила таинства, участвуй въ нихъ, особенно въ таинствѣ причащенія Тѣла и Крови Христовыхъ, — это благодѣяніе изъ благодѣяній для тебя. Церковь поставила пастырей, предай себя руководству ихъ, почитай ихъ, не чуждайся ихъ — ихъ руководство, ихъ молитвы предохранятъ тебя отъ многихъ преткновеній на жизненномъ пути. Если будемъ жить по правиламъ Церкви, то будемъ постепенно облекаться въ брачную одежду и безтрепетно явимся на судъ Христовъ, какъ вѣрные служители Его, какъ чада Церкви Его.

Помоги намъ, Господи, сохранить свѣтлую одежду чистоты духовной, въ которую мы облеклись въ таинствѣ крещенія. Пренебрегшіе этою брачною одеждою и явившіеся на духовное пиршество Церкви въ оскверненной грѣхами одеждѣ, не очистившіе ее покаяніемъ будутъ осуждены и наказаны. На вопросъ царя: друже, како вшелъ еси сѣмо, не имый одѣянія брачна, ничего не могъ сказать вошедшій въ нечистой одеждѣ на брачный пиръ, — онъ же умолча осудилъ самого себя и подвергся чрезвычайному наказанію: Связавше ему руцѣ и нозѣ, возмите его и вверзите во тьму кромѣшнюю: ту будетъ плачъ и скрежетъ зубомъ (Мѳ. 22, 12. 13), сказалъ ему царь. (Изъ поуч. свящ. Шумова).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 271-273.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.