Церковный календарь
Новости


2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 13 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 14-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦѢ.
96. Безъ вѣры нельзя обойтись. И у невѣровъ есть вѣра.

Братіе! извѣствуяй насъ съ вами во Христа и помазавый насъ Богъ, Иже и запечатлѣ и даде обрученіе духа въ сердца наша (2 Кор. 1, 21. 22).

Это изреченіе, взятое изъ Апостольскаго чтенія настоящаго дня, по замѣчанію священныхъ толкователей, заключаетъ въ себѣ ученіе о Святой Троицѣ. Извѣствуяй, т. е., утверждающій насъ съ вами во Христа и помазавшій насъ есть Богъ. Здѣсь Богомъ /с. 274/ названъ Отецъ; Христомъ — Сынъ Божій; а словами: далъ залогъ духа — говорится о Святомъ Духѣ. Смыслъ этихъ словъ таковъ. Апостолъ Павелъ пишетъ къ коринѳскимъ христіанамъ, что въ вѣрѣ во Христа утверждаетъ насъ Богъ Отецъ и Духъ Святый. Отецъ, благоволившій послать на землю, для спасенія людей, Сына Своего, свидѣтельствовалъ о Немъ и многократно и пророчествами о Немъ, знаменіями, и чудесами, и Своимъ гласомъ съ неба, именуя Христа Сыномъ Своимъ возлюбленнымъ. А Духъ Святый, посланный на апостоловъ въ день Пятидесятницы и дарованный всѣмъ вѣрующимъ чрезъ святыя таинства, свидѣтельствуетъ о Христѣ и утверждаетъ въ вѣрѣ въ Него внутреннимъ озареніемъ душъ вѣрующихъ и убѣжденіемъ ихъ въ вѣрѣ различными духовными дарами, какъ-то: даромъ вѣдѣнія языковъ, даромъ пророчества, даромъ чудотворенія. Эти дары сообщаются вѣрующимъ чрезъ таинство мѵропомазанія и служатъ для вѣрующихъ свидѣтельствомъ въ истинахъ Евангелія, что вѣрующіе несомнѣнно въ будущемъ получатъ все обѣщанное чрезъ Сына Своего, Господа нашего Іисуса Христа.

Тайна Святыя Троицы хотя и непостижима для человѣческаго ума, тѣмъ не менѣе несомнѣнно истинна, какъ засвидѣтельствованная столь неопровержимыми и чрезвычайными доказательствами, какія даны вѣрующимъ въ знаменіяхъ и чудесахъ. Получившіе чрезъ таинства спасительную благодать Св. Духа съ тѣмъ вмѣстѣ обрѣли и внѣшнее убѣжденіе въ истинѣ воспріятой ими вѣры. Это убѣжденіе ума и сердца было столь сильно, что во времена гоненій на христіанъ весьма многіе вѣрующіе за свою вѣру въ Тріединаго Бога готовы были идти на страданія и смерть, и переносили это съ твердостію, будучи утѣшаемы Духомъ Святымъ внутреннимъ успокоеніемъ и несомнѣнною надеждою на полученіе обѣщаннаго блаженства.

Несмотря на то, что вѣра въ догматъ о Святой Троицѣ утверждена несомнѣнными доказательствами, въ настоящее время нѣкоторые христіане, подъ вліяніемъ разныхъ лжеученій и вообще отрицательнаго направленія науки, сомнѣваются въ этой догматической истинѣ, а нѣкоторые и совсѣмъ отпадаютъ отъ вѣры въ Тріединаго Бога, а съ тѣмъ вмѣстѣ — и отъ христіанства.

Оправдывая свое отпаденіе, невѣрующіе говорятъ: мы не хотимъ вѣровать. Иной говоритъ: я вѣрую только въ то, что вижу что могу изслѣдовать, что могу осязать, и вообще познавать внѣшними чувствами и что могу постигнуть умомъ.

Что отвѣтить на это? Съ перваго раза можно подумать, что въ приведенныхъ словахъ невѣрія есть доля правды. Но если глуб/с. 275/же вникнуть въ смыслъ приводимыхъ невѣрами доводовъ, то ясно откроется ихъ неосновательность.

Безъ вѣры невозможно достигнуть какого-либо знанія. Первыя знанія дѣти получаютъ отъ родителей и вообще чрезъ воспитаніе. Всли бы въ человѣка не была вложена вѣра съ дѣтскаго возраста, — какъ вѣра въ слова родителей, то люди были бы такъ же дики, какъ животныя.

Затѣмъ, что такое школьное обученіе? Не всѣ ли знанія тамъ пріобрѣтаются вѣрою въ слова учителей, воспитателей, въ слова читаемой книги?

Ты вѣришь, что за океаномъ есть страна, въ которой живутъ подобные намъ люди, и твоя вѣра не напрасна: ибо, дѣйствительно, такая страна существуетъ. Но тебѣ могутъ сказать и доказать, что ты обманываешься, что никакой страны и людей тамъ не существуетъ, какъ могли бы доказывать и то, что якобы нѣтъ Тріединаго Бога. Наши познанія о событіяхъ прошедшихъ временъ, напримѣръ, о началѣ Русской земли, о князѣ Владимірѣ, о крещеніи Руси — основываются на вѣрѣ, т. е. довѣріи къ лѣтописцамъ, написавшимъ повѣсть объ этихъ событіяхъ. Давно, тысячи лѣтъ назадъ говорилъ безумецъ, притомъ только въ сердцѣ своемъ: нѣсть Богъ. А въ наши времена уже не въ сердцѣ, а на улицахъ кричатъ и печатно проповѣдуютъ, что нѣтъ Бога, что все произошло само собой, случайно, все управляется судьбой, якобы силы природы производятъ все, что человѣкъ произошелъ будто бы изъ грязи и проч.

Сколько чудесъ допускается здѣсь тѣми, кто не хочетъ вѣрить чудесамъ Божіимъ! Все произошло случайно, все управляется судьбою: не чудо ли это? Человѣкъ вышелъ изъ грязи, и теперь рождается отъ подобныхъ себѣ, — не чудо ли это? притомъ, чудо безъ чудотворца! Что можетъ быть невѣроятнѣе такого чуда? Не гораздо ли легче объясняется все, если допускаютъ личнаго любящаго Бога, отъ Котораго все и Который надъ всѣмъ? Отрицатели Бога все хотятъ объяснить самопроисхожденіемъ, самозарожденіемъ, причинами всѣхъ причинъ. Пониманіе такого объясненія и міропроисхожденія гораздо труднѣе, чѣмъ пониманіе главнѣйшихъ истинъ христіанской вѣры для самаго простого ума. Вотъ эти понятныя для всякаго истины. Любящій Богъ изъ Своего существа рождаетъ Сына, какъ Свѣтъ отъ Свѣта; отъ Отца исходитъ Святый Духъ. Богъ, по любви Своей, мудростью и всемогуществомъ Своимъ создалъ міръ и человѣка по свободной волѣ Своей; и человѣкъ имѣлъ свободную волю, но злоупотребилъ ею; онъ отпалъ отъ общенія съ Богомъ и лишился блаженства. Тогда /с. 276/ приходитъ на землю Сынъ Божій, дѣлается человѣкомъ и совершаетъ его искупленіе и спасеніе. Дѣло спасенія, какъ мірозданіе, есть дѣло также любви Божіей. Все это такъ просто и понятно и для простого ума, и для мудреца.

Мы не можемъ вѣровать, говорятъ отпадшіе отъ вѣры. Насъ одолѣваютъ сомнѣнія какъ относительно догмата о Тріединомъ Богѣ, такъ и вообще относительно многихъ религіозныхъ ученій. Противъ вѣры въ Бога, продолжаютъ они, писано много; въ числѣ отрицателей религій есть и люди ученые. — Отвѣтствуемъ на это. Вы не можете вѣровать потому, что васъ одолѣваютъ сомнѣнія. А почему эти сомнѣнія возобладали надъ вашей вѣрой, въ которой вы родились и воспитались? Не потому ли, что вы читали слишкомъ много отрицательнаго о религіи, но мало знакомы съ тѣмъ, что писалось и пишется въ защиту религіозной истины? Вы мало или совсѣмъ не молились о дарованіи вамъ или умноженіи въ васъ вѣры, которая есть даръ Божій. Вы мало вникаете въ дѣла рукъ Божіихъ, явленныхъ въ прекрасномъ и цѣлесообразномъ устроеніи міра; вы мало или совсѣмъ не знакомы съ исторіей религій, свидѣтельствующей о томъ, что всѣ народы, начиная съ доисторической древности, признавали и признаютъ Высочайшее незримое Существо, господствующее надъ міромъ и человѣкомъ; и нѣтъ народа или языка, въ которомъ не было бы имени для названія этого Высочайшаго Существа. Вникните въ своего внутренняго человѣка, и вы увидите тамъ крѣпко заложенную мысль о Богѣ. О Немъ говоритъ разумъ, въ цѣлесообразномъ созданіи міра уразумѣвающій Высочайшій Разумъ. О Немъ говоритъ сердце, невольно обращающееся къ Богу, наипаче — во время безвыходнаго и безпомощнаго положенія, во время душевныхъ потрясеній; бываютъ случаи, напримѣръ, во время плаванія, когда грозитъ опасность утонуть, что призываетъ Бога тотъ, кто за минуту до этого отрицалъ бытіе Его. Наконецъ, о Немъ говоритъ и совѣсть, одни поступки оправдывающая, а другіе — осуждающая. Что заставляетъ этого преступника, совершившаго убійство, самому явиться къ правосудію человѣческому, и просить суда надъ собой, и чувствовать потомъ полную удовлетворенность, когда по суду онъ понесетъ наказаніе. Не извнѣ человѣкъ получилъ этотъ нравственный законъ, не отъ родителей и не изъ книгъ онъ узналъ его, а нашелъ въ себѣ готовымъ, прирожденнымъ, такъ же, какъ онъ обрѣтаетъ въ себѣ готовую мысль о Богѣ. Что касается ссылки на людей науки, отрицающихъ бытіе Бога, то это тѣ мнимоученые, у которыхъ сердце развращено, для которыхъ Богъ долженъ быть не только святъ, но и праведенъ. Чѣмъ болѣе безпокоитъ ихъ /с. 277/ мысль о Богѣ, о своей отвѣтственности предъ Нимъ, тѣмъ усиленнѣе они стараются успокоить себя пріискиваніемъ доказательствъ, что, якобы, нѣтъ Бога, нѣтъ и отвѣта за свое нечестіе. И много ли такихъ ученыхъ, которые бы искренно отрицали бытіе Бога? Кто то сосчиталъ таковыхъ, и оказалось, что ихъ весьма ничтожное количество. Напротивъ, самые именитые ученые и естествоиспытатели были вполнѣ вѣрующими и весьма религіозными. Одинъ изъ таковыхъ, извѣстнѣйшій естествоиспытатель, настолько проникнутъ былъ чувствомъ вѣры и благоговѣнія къ Богу, что при имени Его обнажалъ свою голову. Наконецъ, невѣры говорятъ: «мы не должны вѣровать, ибо нѣтъ надобности въ религіозной вѣрѣ: безъ нея обойдемся, нужно только проводить честную жизнь и быть честнымъ человѣкомъ». Это значитъ — достаточно только того, чтобы не дѣлать зла, не нарушать законовъ гражданскихъ. — Да, гражданская честность можетъ сохранить отъ тюрьмы, отъ висѣлицы; но она не избавитъ отъ ада, не проведетъ на небо. Гражданская честность, какъ ее обыкновенно понимаютъ, говоритъ: не обманывай, не грабь, не разрывай брачныхъ союзовъ. Но она разражительна, мстительна, горда, жестока, заботится только о себѣ, а не о другихъ. Куда годна такая честность! Вѣра же говоритъ: не только уклонися отъ зла, но сотвори благо; не только не обижай, но и обидѣвшему тебя прости; не только не бери, но дай просящему. Безбожіе говоритъ: все для себя, и ничего для другихъ; а вѣра говоритъ: чего желаешь себѣ, того желай и другому. Нѣтъ больше той любви, какъ еели кто положитъ душу свою за друзей своихъ.

Итакъ, будемъ хранить вѣру въ Бога, какъ мы научены. Мы должны вѣровать, ибо безъ правой вѣры невозможно спастись, безъ вѣры невозможно достигнуть нравственнаго совершенства; безъ вѣры нѣтъ счастья, нѣтъ мира; безъ нея невозможно достигнуть вѣчнаго блаженства. Мы можемъ вѣровать; вѣра — даръ Божій; она дается ищущему и просящему. Будемъ молиться о дарованіи намъ такой вѣры, и получимъ этотъ даръ. Для вѣрующаго все возможно: вѣра творитъ чудеса; вѣра все побѣждаетъ. Невѣры говорятъ: мы не хотимъ вѣровать; а мы, вѣрующіе, скажемъ: мы хотимъ вѣровать, ибо это должно, это возможно. Итакъ, мы вѣруемъ во Единаго Бога, въ Троицѣ славимаго Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздѣльную, Которой да будетъ слава во вѣки. (Изъ «Бесѣдъ» Макарія, митр. моск.).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 273-277.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.