Церковный календарь
Новости


2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). О постановленіяхъ II Ватиканскаго собора (1992)
2018-10-11 / russportal
Епископъ Григорій (Граббе). Докладъ о положеніи экуменизма (1992)
2018-10-10 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Соврем. экуменическое обновленчество (1992)
2018-10-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 102-е (12 марта 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 16 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 43.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 15-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦѢ.
97. О любви къ Богу и ближнимъ.

Возлюбиши Господа Бога твоего всѣмъ сердцемъ твоимъ, и всею душею твоею, и всею мыслію твоею. Возлюбиши искренняго твоего яко самъ себе (Мѳ. 22, 37. 39).

Возлюбиши Господа Бога твоего. Господь есть твой Творецъ. Онъ даровалъ тебѣ величайшее благо — жизнь. Онъ одарилъ тебя разнообразными способностями, чрезъ которыя ты видишь, чувствуешь, познаешь дивную красоту вселенной, величіе Божія созданія. Онъ безконечно благъ. Онъ Спаситель, Промыслитель, Зиждитель твой, кровію Сына, крестомъ страшнымъ искупившій тебя грѣшнаго, — воздай и ты Ему теплою, сыновнею любовію! Онъ всевѣдущій, — ни дѣяніе, ни мысль, ни слово предъ Нимъ не утаятся: ходи предъ Нимъ (Быт. 17, 1), какъ ходили предъ Нимъ всѣ Божіи угодники. Онъ праведенъ — воздастъ каждому по дѣяніямъ и по обстоятельствамъ жизни: пусть же ни бѣда, ни горе, ни нужда не смущаютъ, не устрашаютъ тебя; Онъ знаетъ твои обстоянія и, какъ всесильный, защититъ, покроетъ тебя; съ дѣтскимъ смиреніемъ преклонись предъ Нимъ, и возлюби Господа твоего, — твоего Создателя, Промыслителя, Спасителя. Сіе есть первое и важнѣйшее основаніе нравственной человѣческой жизни.

Далѣе, Господь, будучи безконечно благъ къ тебѣ не для тебя только любвеобильный Отецъ, но и для всѣхъ людей: всѣхъ Онъ любитъ, всѣхъ милуетъ, за всѣхъ Сына Единороднаго отдалъ на смерть, и всѣ предъ Нимъ — дѣти Его, — дѣти милые, любимые, которымъ Онъ счастья, добра, спасенія желаетъ; по сему, какъ добрѣйшій Отецъ, всѣмъ Онъ заповѣдуетъ, дабы они жили въ мирѣ — согласіи, безобманно, руководясь взаимною любовію; чтобы въ случаѣ нужды помогали другъ другу. Возлюбиши искренняго твоего, яко самъ себе. Вотъ второе начало, по слову Христа, дѣлающее христіанскую жизнь нашу. Ближній мой — дитя Божіе, столь же дорогое Господу, какъ и я самъ, — стало быть — братъ мой, котораго возлюбить я обязанъ какъ себя самого, въ силу любви Отца небеснаго ко мнѣ.

А у насъ — людей настоящаго времени — на первомъ мѣстѣ ставится любовь къ себѣ самимъ, забота о себѣ самихъ, удовлетвореніе своимъ личнымъ чувствамъ и стремленіямъ. Любовь же къ Богу и ближнимъ отодвигается, глохнетъ подъ наплывомъ себялюбія непомѣрнаго. Забываемъ мы, что безъ Господа, безъ Его всемогущей, премудрой и всеблагой воли, ничего въ мірѣ не совер/с. 279/шается, что то только будетъ благословенно, будетъ имѣть успѣхъ, что Онъ, Милосердый, благословитъ, а чего Онъ не благословитъ, того никакая мудрость и сила человѣческая не приведетъ къ желаемому концу. Съ другой стороны, водясь самолюбіемъ, мы совершенно забываемъ, что благополучіе и счастіе каждаго отдѣльнаго члена общества зиждется не на несчастіи, разореніи и бѣдствіи другихъ членовъ, а на счастіи и благополучіи ихъ, что общество тѣмъ сильнѣе и могучѣе, чѣмъ оно дружнѣе, сплоченнѣе, чѣмъ болѣе преобладаютъ въ немъ начала взаимопомощи и любви. Возьмите въ примѣръ семью. Если есть въ ней дружество, взаимное уваженіе, взаимная помощь, — сильна, крѣпка эта семья, даже великія житейскія бури не сокрушатъ ее. Но только началось раздѣленіе, пошли личныя заботы только о себѣ, такъ и семья начинаетъ гибнуть, и благосостояніе исчезать.

Страшнымъ развитіемъ самолюбія и гордости палъ свѣтлѣйшій изъ ангеловъ, сдѣлавшись духомъ злобы непомѣрной. Это же самое самолюбіе приводитъ и теперь родъ человѣческій къ столь нежелательнымъ, печальнымъ явленіямъ. Забыли люди, или мало помнятъ великую и спасительную для насъ заповѣдь: возлюбиши Господа Бога твоего, возлюбиши искренняго твоего. Вотъ въ этомъ-то забвеніи основныхъ жизненныхъ началъ и заключается причина современнаго, страшнаго, нравственнаго непорядка въ жизни, всѣхъ нашихъ бѣдъ, злоключеній, нестроеній; кроется, главнымъ образомъ, въ непомѣрномъ развитіи въ современномъ человѣкѣ какого-то болѣзненнаго самолюбія, выше всего поставляющаго, — не рѣдко безъ всякихъ основаній, — самого себя.

Возлюбиши Господа Бога твоего всѣмъ сердцемъ твоимъ и всею душею твоею, и всею мыслію твоею. Сія есть первая и большая заповѣдь. Вторая же подобна ей: возлюбиши искренняго твоего яко самъ себе: въ сію обою заповѣдію весь законъ и пророцы висятъ. Помни, братъ, что великія слова эти изречены не какимъ либо земнымъ мудрецомъ, а Самимъ Господомъ Спасителемъ, безконечно благимъ и премудрымъ, желающимъ намъ спасенія, — изречены для нашей истинной пользы, для нашего жизненнаго просвѣтлѣнія. Помни непрестанно сіи великія заповѣди, внѣдряй ихъ въ своей душѣ, насаждай усердно и въ сердцахъ дѣтей твоихъ: тогда спасешься ты, и весь домъ твой и въ сей, и въ будущей жизни. Въ этихъ словахъ Господа и начало, и утвержденіе, и конецъ настоящей христіанской, истинно-человѣческой жизни: свѣтлой, разумной, чуждой всякихъ нестроеній.

Любовь къ ближнимъ есть вторая заповѣдь закона, но такая заповѣдь, безъ сохраненія которой не возможно сохранить первой, /с. 280/ ведущей въ животъ вѣчный. Человѣкъ, не имѣющій любви къ ближнимъ, не имѣетъ истинной любви къ Богу. Кто истинно любитъ Бога, тотъ не можетъ не любить ближнихъ, ибо не можетъ не любить Божія родства, къ которому люди принадлежатъ; и не можетъ не любить Божіихъ совершенствъ, которыя въ людяхъ отражаются. Всякъ любяй рождшаго, любитъ и рожденнаго отъ него (1 Іоан. 5, 9), говоритъ возлюбленный ученикъ Христовъ.

Огню, когда онъ горитъ, не естественно не издавать пламени: такъ и человѣку, когда душа его горитъ любовію къ Богу, не естественно не пламенѣть любовію къ ближнимъ. Что же послѣ сего та любовь къ Богу, которою хвалится тотъ, кто не любитъ ближняго? — Эта любовь не искренняя, лицемѣрная, ложная. Аще кто речетъ, яко люблю Бога, а брата своего ненавидитъ, ложь есть: ибо не любяй брата своего, егоже видѣ, Бога, Егоже не видѣ, како можетъ любити? (1 Іоан. 4, 20). Такой человѣкъ любитъ словомъ, а не дѣломъ, устами, а не сердцемъ. А такъ какъ не любящій ближняго любитъ Бога любовію не истинною, то и все служеніе его Богу ложное: и славословіе его лицемѣрно, и молитва его не искренна, и жертва не чиста. И потому, какъ ни славословь Бога — славь Его хотя ангельскими языками, твое славословіе не будетъ Ему пріятно, если въ тебѣ нѣтъ любви къ ближнему; какому кресту ни молись, какимъ иконамъ ни кланяйся, Богъ твоей молитвы не услышитъ, поклоненія твоего не приметъ, если въ тебѣ нѣтъ любви къ ближнимъ. Приноси жертвы самыя богатыя, соблюдай посты самые строгіе: твой постъ будетъ не угоденъ Богу, и твои жертвы Ему непріятны, если въ тебѣ нѣтъ любви къ ближнимъ (1 Кор. 13, 13). «Что Мнѣ, — говоритъ Господь устами пророка, — твои богатыя жертвы, если ты ближнему ничѣмъ не жертвуешь? Что Мнѣ твое великое славословіе, когда ты ближняго такъ безчестишь? Что Мнѣ поклоненіе твое Моему образу на доскѣ, когда ты презираешь Мой образъ въ человѣкѣ? (Ис. гл. 1). Что Мнѣ, что ты ходишь въ Мой храмъ, когда ты ближнихъ проходишь безъ вниманія?» Такъ, не любящій ближняго, ничѣмъ не угодитъ Богу, врагъ людей никогда не будетъ другомъ Божіимъ. И кто примиритъ его съ Богомъ? У насъ одинъ Примиритель — Іисусъ Христосъ; но кто не человѣколюбивъ, тотъ и не христолюбивъ, говоритъ св. Іоаннъ Златоустъ. Когда ты отказываешь бѣдному, то отказываешь Іисусу Христу; когда ты презираешь низшаго, то обнаруживаешь презрѣніе къ Іисусу Христу; когда ты притѣсняешь слабаго, то дѣлаешь притѣсненіе Іисусу Христу; вообще, всякою своею нелюбовію къ ближнимъ ты доказываешь, что ты не истинно любишь Іисуса Христа. Аминь глаголю вамъ, ска/с. 281/жетъ Онъ на страшномъ судѣ грѣшникамъ, которые не имѣютъ любви къ ближнимъ, понеже не сотвористе единому сихъ меньшихъ, ни Мнѣ сотвористе (Мѳ. 25, 45).

Говорятъ обыкновенно: я не люблю нѣкоторыхъ людей, потому что чувствую невольное отвращеніе къ нимъ. Положимъ, что есть на свѣтѣ такіе люди, которые возбуждаютъ въ насъ невольное къ себѣ отвращеніе; но если бы мы были истинные христіане, если бы любили Іисуса Христа отъ всей души, то ужели не стали бы всѣми силами стараться преодолѣвать это невольное отвращеніе къ нѣкоторымъ людямъ? И что я говорю — преодолѣвать? При любви къ Іисусу Христу намъ нечего было бы преодолѣвать; любовь не чувствуетъ холода, не смотритъ на препятствія; она горяча, какъ огонь, сильна, какъ смерть.

Говорятъ еще: ближній мой, котораго я не люблю, часто меня оскорбляетъ, непрестанно безпокоитъ; я не только любить, даже видѣть его не могу. Такъ разсуждаетъ плоть; но не такъ должна разсуждать живая вѣра въ Іисуса Христа. Да, если бы мы живо помнили, какія мученія претерпѣлъ Іисусъ Христосъ, какія оскорбленія и поруганія, какой крестъ и смерть — и все это за насъ и для насъ, то ужели для насъ трудно было бы ради Него потерпѣть нѣсколько отъ нашего ближняго? Ужели трудно было бы простить нашему брату слабость и намъ свойственную, забыть проступокъ и для всѣхъ людей неизбѣжный, если бы мы сколько нибудь цѣнили страданія Христа; Братія! За Христовы страданія и небесное правосудіе Господь прощаетъ всѣ грѣхи намъ грѣшникамъ: ужели мы ради этихъ страданій ничего не простимъ нашимъ ближнимъ? Убоимся небеснаго правосудія: оно строго; какимъ судомъ осудимъ мы, такимъ и оно насъ будетъ судить: мы не будемъ миловать, и оно насъ не помилуетъ; мы не будемъ прощать другимъ, и оно намъ не проститъ.

Будемъ любить выше и болѣе всего Бога и потомъ ближняго, какъ самихъ себя. Сохранимъ убѣжденіе, что даже истиннаго, земнаго счастія не можетъ быть безъ взаимной братской любви, что доброжелательство и готовность помочь въ нуждѣ наиболѣе услаждаютъ жизнь, нежели самоугодіе и чувственныя наслажденія. Будемъ помнить, что именно любви къ Богу и ближнему принадлежатъ великія обѣтованія въ будущей жизни. Аминь. (Сост. по слѣдующимъ источ.: «Церк. Вѣд.», 1890 г., № 38 и пропов. прот. Путятина, № 222).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 278-281.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.