Церковный календарь
Новости


2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 11 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 15-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦѢ.
98. Назидательные уроки изъ евангельскаго повѣствованія.

Возлюбленные братія и сестры! Нынѣшнее евангеліе убѣждаетъ насъ въ любви больше всего Бога, а потомъ ближнихъ: возлюби Господа Бога твоего всѣмъ сердцемъ твоимъ, и всею душею твоею, и всѣмъ разумѣніемъ твоимъ, и ближняго твоего, какъ самого себя (Мѳ. 23, 37. 39).

Въ этихъ словахъ, братія, православные христіане, главное вниманіе мы должны обратить на то, въ какой мѣрѣ, или лучше сказать, какъ безмѣрно требуетъ отъ насъ Евангеліе любить Бога. Мы должны любить Бога не одною какою либо способностью души своей, а всѣмъ существомъ своимъ. Всѣ дары и свойства, всѣ силы и способности, коими Богъ украсилъ нашу природу, душу, сердце, разумъ, волю, должны покорить Богу, просвѣтить и оживить любовью къ Нему.

Почему мы должны любить такъ безмѣрно?

Потому что Онъ выше и лучше всѣхъ существъ, слѣдовательно достойнѣе съ разумомъ, чтобы любить Его полною любовію. Все прочее, что ни есть на небеси и на землѣ, должны мы любить въ той мѣрѣ, въ какой эта любовь можетъ напоминать намъ о Богѣ и утверждать въ любви къ Нему.

Потому должны любить Бога больше всего, что Онъ вѣченъ, неизмѣненъ, вездѣсущъ, а все прочее, что ни есть на небеси и на землѣ, иное исчезаетъ, умираетъ, иное измѣняется. Слѣдовательно, сообразнѣе съ разумомъ передать душу и сердце Вѣчно Сущему и Неизмѣнному. Наша душа и сердце успокаиваются только тогда, когда мы предаемъ или поручаемъ себя на вѣки Вѣчно Неизмѣнному, живому Богу.

Сердце и душа человѣка имѣютъ то свойство, что предаются, подчиняются, служатъ и стараются во всемъ угождать и, такъ сказать, уподобляться тому существу, котораго возлюбили всею душою. Слѣдовательно, если ты возлюбишь Бога всѣмъ сердцемъ, тогда твое сердце наполнится благодатію, благостью, добротою, человѣколюбіемъ, — если возлюбишь Бога всею душою, тогда душа твоя просіяетъ и Бога узритъ; если ты возлюбишь Бога всею силою своею, тогда всѣ твои природныя силы просвѣтятся, будутъ добры и дѣятельны, — наконецъ, если ты возлюбишь Бога всѣмъ твоимъ разумомъ, тогда всѣ твои познающія силы и способности наполнятся Божіимъ разумомъ, твои мысли, представленія будутъ запечатлѣны истиною.

«Возлюбиши ближняго твоего, какъ самого себя». И здѣсь Спаситель даетъ намъ добрую мѣру любви къ ближнимъ: всякаго /с. 283/ ближняго должны мы любить, какъ самого себя. Никто самого себя не обидитъ, никто себѣ не повредитъ, всякій старается о своемъ благѣ, о своей пользѣ, подобно этому должно поступать и по отношенію къ ближнимъ. Ни малѣйшаго вреда никто не долженъ причинять ближнему своему, ни тѣлеснаго, ни духовнаго Ничего чужого не долженъ присвоить, не обманывай никого, не ругай, не проклинай, не соблазняй словомъ или дѣломъ, вмѣсто этого старайся, сколько можешь, помогать нуждающимся, утѣшать, наставлять, подавать во всемъ добрый примѣръ.

Но кто можетъ описать всѣ плоды любви! Мы, христіане, должны помнить одно: любовь къ Богу и ближнему — высочайшія заповѣди, основаніе, источникъ всѣхъ другихъ заповѣдей.

Всегда должны мы помнить, что любовью къ Богу и ближнимъ измѣряется наше духовное достоинство. Въ какой мѣрѣ любишь ты, братъ мой, Бога и ближняго, въ той мѣрѣ ты и христіанинъ. Если бы ты все прочее имѣлъ, т. е. всѣ прочіе дары и добродѣтели, все-таки ты не будешь христіаниномъ пока не будешь имѣть въ должной мѣрѣ любви къ Богу и ближнему. Но чтобы ты лучше узналъ, какое значеніе имѣетъ въ христіанскомъ законѣ любовь, приведу объ этомъ слова ап. Павла Если я говорю языками человѣческими и ангельскими, а любви не имѣю; то я мѣдь звенящая, или кимвалъ звучащій. Если имѣю даръ пророчества, и знаю всѣ тайны, и имѣю всякое познаніе и всю вѣру, такъ что могу и горы переставлять, а не имѣю любви: то я ничто. И если я раздамъ все имѣніе мое, и отдамъ тѣло мое на сожженіе, а любви не имѣю; нѣтъ мнѣ въ томъ никакой пользы.

Да претворитъ, братія, Господь Своею всесильною благодатію наши каменныя сердца въ плотяныя, любящія Бога и ближнихъ любовію живою и дѣятельною! Аминь. (Сост. по «Слов. и рѣч.» Гавріила, еп. имеретинск., изд. 1893 г.).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 282-283.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.