Церковный календарь
Новости


2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 4-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 3-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (1-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Неправильный отвѣтъ (1996)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 37-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 36-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ день Богоявленія (1883)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ навечеріе Новаго года (1883)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила св. Кирилла, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила Ѳеофила, архіеп. Александрійскаго (1974)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 15 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 15-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦѢ.
99. Средства къ исполненію заповѣди о любви къ Богу и ближнимъ.

«Возлюбиши Господа Бога твоего всѣмъ сердцемъ твоимъ, и всею душею твоею, и всею мыслію твоею. Сія есть первая и большая заповѣдь. Вторая же подобна ей: возлюбиши искренняго твоего яко самъ себѣ» (Мѳ. 22, 37-39).

Вотъ двѣ заповѣди, въ которыхъ, какъ замѣтилъ Самъ Господь, заключается сущность всего закона Божія, и о которыхъ, при другомъ случаѣ, Онъ нѣкоторому законнику сказалъ: сіе сотвори, и живъ будеши (Лук. 10, 28). Всякій изъ насъ самъ со/с. 284/бою долженъ видѣть, что исполненіе этихъ заповѣдей для насъ необходимо, и что, слѣдовательно, намъ должно употреблять для ихъ исполненія все наше вниманіе, всѣ наши силы и молитвы. Эти заповѣди соединены между собою такъ тѣсно, что, не исполняя одной, мы никакъ не можемъ исполнить другой.

Много ли между нами такихъ, которые бы, по совѣсти, могли сказать о себѣ, что имѣютъ любовь къ Богу? Не большая ли часть изъ насъ носитъ въ душѣ своей холодность къ Богу? За всѣмъ тѣмъ не думаю, чтобы кто-нибудь отказался стяжать любовь къ Богу. Что я говорю — отказался? Я увѣренъ, что каждый изъ насъ желалъ бы имѣть эту любовь, какъ ощущеніе сладкое, святое, необходимое для спасенія души, но не находитъ ея въ себѣ. Что же намъ дѣлать? Оставаться холодными къ Богу? Нѣтъ! Это погибельно. Лучше поищемъ средствъ, которыми возбуждается любовь къ Богу. Они близки къ намъ и, при содѣйствіи благодати Господней, удобны для насъ.

Первое средство, споспѣшествующее къ возбужденію любви къ Богу, есть обращеніе ума нашего къ Богу. Мы можемъ всегда заставлять умъ нашъ размышлять о Богѣ, хотя бы и приходили къ намъ помыслы о дѣлахъ земныхъ, о дѣлахъ не относящихся къ Богу. Заставляя умъ нашъ размышлять о Богѣ сколько возможно чаще, мы успѣемъ чрезъ то, при содѣйствіи благодати, прогнать обитающую въ сердцахъ нашихъ холодность къ Богу, и возбудить хотя малую искру любви къ Создателю нашему. Отъ такового размышленія уму нашему станетъ мало-по-малу объясняться то, что нѣтъ ничего на свѣтѣ лучше, совершеннѣе, вожделѣннѣе Бога. Есть блага на свѣтѣ такія, которыя чѣмъ яснѣе, короче узнаемъ, тѣмъ менѣе находимъ въ нихъ достоинства и привлекательности. А о Богѣ сего сказать нельзя. Напротивъ, чѣмъ болѣе Его познаемъ, тѣмъ болѣе усматриваемъ въ Немъ совершенства. При убѣжденіяхъ ума въ совершенствахъ Божества не можетъ оставаться сердце равнодушнымъ, безчувственнымъ къ Богу. Умъ — руководитель сердца. Гдѣ умъ усматриваетъ, находитъ благо дѣйствительно драгоцѣнное, дѣйствительно привлекательное для него, туда обращается и сердце съ любовію своею. Идѣже есть сокровище ваше, ту будетъ и сердце ваше (Мѳ. 6, 21), говоритъ Іисусъ Христосъ. Поэтому мы думаемъ и утверждаемъ, что частое и благоговѣйное размышленіе о Богѣ можетъ много содѣйствовать къ возбужденію въ насъ любви къ Богу.

Не менѣе Богомыслія или размышленія о Богѣ можетъ возбуждать въ насъ любовь къ Богу и молитва. Молитва привлекаетъ къ намъ благодать Всесвятаго Духа, и Всесвятый Духъ возбужда/с. 285/етъ, воспламеняетъ въ насъ любовь. Гдѣ Духъ Божій, тамъ и любовь. Какъ теплота есть неотъемлемое свойство солнца: такъ любовь есть непремѣнное дѣйствіе Духа Святаго. Плодъ духовный есть любы (Гал. 5, 22), говоритъ ап. Павелъ. Къ тому же молитва, какъ бесѣда съ Богомъ, сближая насъ съ Богомъ и доставляя намъ чрезъ то возможность ощущать сладость существа Божія, пробуждаетъ естественно въ насъ любовь къ Богу. Многіе святые чувствовали въ себѣ воспламененіе божественной любви особенно во время молитвы.

Еще весьма много содѣйствуетъ къ пробужденію въ насъ любви къ Богу любовь къ ближнимъ. Любовь къ ближнему раздуваетъ искру любви къ Богу. Отъ этого происходитъ то, что еще не было примѣра на свѣтѣ, чтобы тотъ, кто любитъ св. любовію ближняго, не чувствовалъ вмѣстѣ и любви къ Богу. Поэтому, кто не чувствуетъ въ себѣ любви къ Богу, тотъ долженъ принуждать себя любить ближняго. Услуги, оказываемыя во имя Божіе ближнимъ, снисхожденіе, являемое къ слабостямъ людей, прощеніе обидъ, уступчивость, доброжелательство, учтивость, ласковость, хотя бы производимы были съ принужденіемъ, мало-по-малу могутъ пробудить, развить въ насъ любовь къ ближнимъ, а изъ этой любви можетъ родиться и любовь къ Богу. Такъ дѣлается оттого, что Самъ Богъ любитъ любовь къ ближнимъ, водворяется, живетъ въ сердцѣ любящемъ ближнихъ. Богъ любы есть, говоритъ Іоаннъ Богословъ, и пребываяй въ любви, въ Бозѣ пребываетъ, и Богъ въ немъ пребываетъ (1 Іоан. 4, 16). А въ комъ Богъ, въ томъ не можетъ не быть любви къ Богу. Въ такомъ случаѣ Богъ благодатію Своею даетъ человѣку сильно чувствовать неизъяснимую сладость Божества, а кто ощущаетъ эту сладость, эту благость, это блаженство, тотъ не можетъ не возлюбить Господа.

Но сильнѣе всего способствуетъ къ возбужденію любви къ Богу частое и достойное пріобщеніе св. таинъ Тѣла и Крови Христовой. Какъ желѣзо отъ огня разгорячается, раскаляется, смягчается, такъ и сердце отъ благодатнаго огня св. таинъ Тѣла и Крови Христовой измѣняется, смягчается, воспламеняется и горитъ любовію Божественною. Это происходитъ отъ того, что Богъ чрезъ пріобщеніе св. таинъ вступаетъ въ тѣснѣйшее общеніе съ человѣкомъ, вдыхаетъ въ человѣка благодать Свою, даетъ ему глубоко чувствовать сладость Божества Своего, и такъ сказать, претворяетъ человѣка въ любовь. Поэтому каждый человѣкъ христіанинъ, по благоговѣйномъ принятіи св. таинъ, чувствуетъ себя и добрѣе и склоннѣе къ любви.

Возлюбленные во Христѣ братія и сестры! Какими средства/с. 286/ми можно пробуждать у себя любовь къ ближнимъ?

Читанное нынѣ евангеліе заповѣдуетъ намъ любить ближнихъ, какъ самихъ себя. Къ сожалѣнію, далеко не всегда мы любимъ ближнихъ вообще и еще рѣже какъ самихъ себя. А между тѣмъ, безъ любви къ ближнимъ, какъ созданіямъ Божіимъ, нельзя любить и Бога, — безъ любви къ ближнимъ, которая должна проявляться въ состраданіи ихъ несчастію, дѣятельной помощи имъ въ тѣхъ или другихъ дѣлахъ милости духовной или тѣлесной, нельзя надѣяться на помилованіе отъ Бога и ожидать отъ Него царства небеснаго.

Посему крайне важно побесѣдовать о средствахъ, при помощи коихъ можно возбудить въ своей душѣ любовь къ ближнимъ, столь спасительную и столь необходимую.

Первое средство, могущее пробуждать любовь къ ближнимъ, есть самопринужденіе. Положимъ, что ты не можешь пылать сердечною любовію къ ближнему, но ты можешь учтиво съ нимъ обращаться, благосклонно говорить, войти въ его нужды, выслушать терпѣливо его объясненія, предложить ему совѣтъ, по крайней мѣрѣ, можешь пожелать ему добра. Начинай съ этого дѣло важной науки любить ближнихъ, принуждай себя къ великодушному обхожденію съ ближними нелюбимыми тобою, и — ты мало-по-малу увидишь въ себѣ перемѣну жестокаго сердца на мягкое, почувствуешь вмѣсто холодности и отвращенія къ ближнимъ, если не любовь, по крайней мѣрѣ, предрасположеніе къ любви. Дальнѣйшія дѣла могутъ возбудить въ тебѣ высшія, восхитительныя, благодатныя чувствованія, и — ты, увлекаемый таковыми пріятными для природы нашей впечатлѣніями, можешь сдѣлаться снисходительнымъ, ласковымъ, радушнымъ, словомъ: любовнымъ къ ближнему, чувствующимъ на опытѣ себя способнымъ исполнить св. заповѣдь Божію: возлюбиши ближняго своего, яко самъ себя.

Если же самопринужденіе, о которомъ мы говорили, окажется недостаточнымъ къ пробужденію въ насъ любви къ ближнимъ, то съ пользою, для успѣха въ этомъ дѣлѣ, можно употребить другое средство, а именно болѣе частое чтеніе жизнеописанія такихъ людей, которые отличались любовію къ ближнимъ. Примѣры сильно дѣйствуютъ на нашу душу. Можетъ быть, мы, читая или слушая жизнеописаніе людей, оставившихъ по себѣ память любви къ ближнимъ, постигнемъ цѣну любви, почувствуемъ сладость благъ, происходящихъ отъ человѣколюбія, и тѣмъ возбудимъ въ себѣ соревнованіе и желаніе подражать людямъ, отличавшимся любовію къ ближнимъ.

/с. 287/ На этомъ же основаніи полезно еще, для пробужденія въ себѣ любви къ ближнимъ, сближаться съ тѣми людьми, которые отличаются человѣколюбіемъ, состраданіемъ, милосердіемъ, словомъ — любовію къ ближнимъ. Близкій живой примѣръ сильнѣе отдаленнаго, мертваго. Съ какимъ человѣкомъ обращаемся, таковыми можемъ нечувствительно и сами сдѣлаться. Оттого у человѣколюбивыхъ родителей нерѣдко бываютъ и дѣти человѣколюбивыя. Того же можно ожидать и каждому человѣку, сближающемуся съ человѣколюбивыми людьми, для пробужденія въ себѣ любви къ ближнимъ.

Но если бы ни самопринужденіе къ любви, ни примѣры человѣколюбія не пробудили въ насъ любви къ ближнимъ, въ такомъ случаѣ надобно употребить наидѣйствительнѣйшее средство къ возбужденію въ себѣ любви къ ближнимъ. Это средство есть молитва. Просите и дастся вамъ (Мѳ. 7, 7), говоритъ Іисусъ Христосъ. На этомъ основаніи просите, не имѣющіе любви, и дастся вамъ любовь. Просите, ничтоже сумняся (Іак. 1, 6), и получите желаемое. Богъ велитъ намъ имѣть любовь къ ближнимъ, и потому нѣтъ сомнѣнія, что Онъ просящимъ у Него любви дастъ любовь, какъ дѣло согласное съ святой Его волей. Правда, можетъ быть, Богъ по Своей неизреченной премудрости, не вдругъ ниспошлетъ намъ желаемое, дабы мы не возгордились силою нашей молитвы; но если мы, со смиреніемъ и съ терпѣніемъ, будемъ толкать въ двери милосердія Божія, будемъ просить любви, то рано или поздно непремѣнно сбудется надъ нами евангельское слово: ищите, и обрящете: толцыте, и отверзется (Мѳ. 7, 1).

Итакъ, истинная любовь къ Богу не можетъ быть безъ любви къ ближнему, ни истинная любовь къ ближнему — безъ любви къ Богу: любовь къ Богу и любовь къ ближнему соединены неразрывно. Посему всѣ любите Бога больше всего; но любите и всякаго ближняго какъ себя. Аминь. (Сост. по «Слов. и рѣч.» Іакова, архіеп. нижегородск.).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 283-287.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.