Церковный календарь
Новости


2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 16 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 16-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦѢ.
103. Нынѣ всѣмъ доступно спасеніе.

Се нынѣ время благопріятно, се нынѣ день спасенія (2 Кор. 6, 2).

О какомъ благопріятномъ времени говоритъ апостолъ? о какомъ днѣ спасенія?

Это благопріятное время и этотъ день спасенія наступили съ тѣхъ поръ, какъ Сынъ Божій, Іисусъ Христосъ, принесъ умилостивительную жертву за грѣхи всѣхъ людей, продолжается донынѣ и будетъ продолжаться до скончанія міра, или до наступленія славнаго царства Христова, — когда времени уже не будетъ, входъ въ царствіе небесное заключится, и не будетъ уже мѣста покаянію и спасенію: ибо совершится послѣдній судъ, по опредѣленію праведнаго Судіи, Господа Іисуса Христа, и грѣшники пойдутъ въ муку вѣчную, а праведники въ жизнь вѣчную (Мѳ. 25, 46).

Братія! помнимъ ли мы, и размышляемъ ли о томъ, что нынѣ время благопріятное, что нынѣ день спасенія? А объ этомъ должны мы всегда помнить, чтобы благодать Божія не тщетно была принята нами.

Вспомнимъ, что было съ родомъ человѣческимъ прежде явленія Іисуса Христа на землѣ, прежде совершенія Имъ спасенія рода человѣческаго? Спасеніе было обѣщано еще первымъ падшимъ прародителямъ; обѣтованія повторялись патріархамъ: Аврааму, Исааку, Іакову. Пророки многократно предсказывали о пришествіи въ міръ Спасителя рода человѣческаго и о великихъ дѣлахъ Его. Но эти обѣтованія и пророчества только немногіе слышали и немногіе питали ими свою вѣру въ обѣтованнаго Искупителя, а большая часть рода человѣческаго «сидѣли во тмѣ и тѣни смертной» (Лук. 1, 79). И всѣ вѣровавшіе умерли въ вѣрѣ, не получивъ обѣтованій; не дождались они обѣщаннаго и ожиданнаго Спасителя; а только издали видѣли обѣтованія, и радовались, и говорили о себѣ, что они странники и пришельцы на землѣ (Евр. 11, 13).

/с. 299/ А что нынѣ? Что съ того времени, какъ Единородный Сынъ Божій явился на землѣ въ естествѣ человѣческомъ, просвѣтилъ міръ Своимъ ученіемъ, пострадалъ и умеръ за грѣхи всѣхъ людей, воскресъ изъ мертвыхъ, вознесся на небо, и сидитъ одесную Бога Отца, какъ ходатай Бога и человѣковъ?

Видимъ нынѣ спасеніе, которое Господь Спаситель уготовалъ предъ лицемъ всѣхъ людей: свѣтъ евангельскаго ученія свѣтитъ для всѣхъ, — евангеліе царствія Божія возвѣщаетъ всѣмъ; источники спасенія (Ис. 12, 3) въ благодатныхъ таинствахъ Церкви Христовой открыты для всѣхъ. Всѣ желающіе приглашаются къ утоленію жажды въ этихъ источникахъ гласомъ Самого Господа: аще кто жаждетъ, да пріидетъ ко Мнѣ и піетъ. Господь Спаситель всѣхъ призываетъ и всѣмъ обѣщаетъ успокоеніе: пріидите ко Мнѣ вси труждающіися и обремененніи, и Азъ упокою вы. Возьмите иго Мое на себе, — и обрящете покой душамъ вашимъ.

Братія христіане! Всѣ ли мы пользуемся благопріятнымъ временемъ, какъ должно? Всѣ ли заботимся о томъ, чтобы, пользуясь благодатными спасительными средствами, содѣлывать свое спасеніе? Всѣ ли внимаемъ гласу евангельекаго ученія, или гласу Самого Господа Спасителя? Несемъ ли мы Его благое и легкое иго, — соблюдаемъ ли заповѣди Господни? Питаемъ ли въ сердцахъ своихъ крѣпкую любовь къ Богу и къ ближнимъ, по заповѣди Господней? Стараемся ли удаляться всякаго грѣха, чтобы не нарушать заповѣдей Господнихъ, и тѣмъ не оскорблять Господа Спасителя и Бога нашего?

Братія! Не теряйте благопріятнаго времени. Дорожите каждымъ днемъ спасенія. Всѣ дни принадлежатъ Господу, и мы должны посвящать ихъ на служеніе Господу. Ищите же прежде царствія Божія и правды Его (Мѳ. 6, 33), ищите безъ отлагательства, потому что будущее время не въ нашихъ рукахъ, и мы не знаемъ, дано ли будетъ оно намъ. А потому и должны мы каждый день проводить благочестиво и свято, всѣ свои обязанности исполняя по совѣсти, передъ Богомъ, чтобы всегда быть готовыми къ переселенію въ міръ невидимый и имѣть надежду наслѣдовать вѣчную жизнь въ обителяхъ небесныхъ.

Бдите убо, взываетъ Господь, Судія живыхъ и мертвыхъ, яко не вѣсте дне, ни часа, въ оньже Сынъ человѣческій пріидетъ (Мѳ. 25, 13).

Кто изъ насъ пребудетъ вѣренъ своему званію и состоянію и будетъ съ усердіемъ исполнять возложенныя на него званіемъ и состояніемъ обязанности, тотъ съ избыткомъ пріумножитъ свои таланты и удостоится услышать отъ Господа вожделѣнный гласъ: /с. 300/ «добрый рабъ и вѣрный, вниди въ радость Господа твоего» (Мѳ. 25, 23). А кто зароетъ въ землю данный ему Господомъ талантъ, т. е. не будетъ употреблять дарованныя ему отъ Бога силы и способности въ благо себѣ и другимъ, то услышитъ въ день страшнаго суда Христова отъ нелицепріятнаго Судіи — Бога строгое и вмѣстѣ съ тѣмъ страшное осужденіе: негоднаго раба выбросьте во тьму кромѣшнюю, гдѣ будетъ плачъ и скрежетъ зубовъ (Мѳ. 25, 30). (См. проп. прилож. къ «Руков. для с. паст» за 1886 г., сент.).

Пусть слышитъ это всякій, имѣющій уши слышать!

Господь даровалъ намъ въ крещеніи и мѵропомазаніи, по слову апостола, вся божественныя силы, яже къ животу и благочестію (2 Петр. 1, 3): и мы должны нелѣностно трудиться и подвизаться во всю свою жизнь, упражняя и укрѣпляя эти силы; должны, какъ воины Христовы, неусыпно стоять на стражѣ своего сердца и вести непримиримую брань со зломъ, и внутри и внѣ насъ живущимъ; должны трудиться надъ истребленіемъ своихъ страстей и умерщвленіемъ похотей, надъ пріобрѣтеніемъ и укрѣпленіемъ въ себѣ благихъ навыковъ и обогащеніемъ себя всѣми добродѣтелями евангельскими; должны упражняться въ постѣ, въ молитвѣ, бдѣніи, покаяніи, чтеніи слова Божія и во всѣхъ другихъ подвигахъ христіанскихъ, составляющихъ иго и крестъ, которыя нести во слѣдъ за Собою приглашаетъ Господь Іисусъ Христосъ всѣхъ вѣрующихъ.

Кромѣ этого — не для себя только должны мы пользоваться дарами Божіими, но паче употреблять ихъ во благо ближнихъ нашихъ, какъ говоритъ апостолъ: должны есмы сильніи немощи немощныхъ носити и не себѣ угождати: кійждо же въ васъ ближнему да угождаетъ во благое къ созиданію (Рим. 15, 1. 2). Имѣетъ ли кто богатство? Дѣлись имъ съ бѣдными, требующими помощи; облеченъ ли кто властію и достоинствомъ? Трудись сколько есть силъ, служа благу ввѣренныхъ твоему попеченію. Обладаетъ кто умомъ и познаніемъ? Распространяй свѣтъ ихъ и на другихъ. Одаренъ кто силою вѣры и благочестія? Просвѣщай и согрѣвай ими другихъ и словомъ и примѣромъ. Но наипаче должны мы, употребляя дары благодати Божіей, во всѣхъ своихъ дѣлахъ и начинаніяхъ искать не своей выгоды и похвалы, но благоугожденія Богу, дабы Онъ былъ и началомъ и концемъ всей нашей дѣятельности, по слову апостола: аще ясте, аще піете, аще ли ино что творите, вся во славу Божію творите (1 Кор. 10, 31). Кто такъ поступаетъ, тотъ подлинно не вотще пріялъ благодать Божію.

Споспѣшествующе убо молимъ не вотще благодать Божію /с. 301/ пріяти вамъ. Такимъ образомъ, избѣжавъ осужденія и участи лѣниваго раба, мы заслужимъ неизреченную похвалу и блаженство отъ Господа: добрѣ, рабе благій и вѣрный, о малѣ былъ еси вѣренъ, надъ многими тя поставлю: вниди въ радость Господа твоего. Ему слава во вѣки вѣковъ. Аминь. (Сост. по «Сбор. поучен. на дни воскр. и праздн.», изд. ред. «Воскр. чт.», т. 1-й, 1853 г.).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 298-301.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.