Церковный календарь
Новости


2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 41-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 40-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (2-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (1-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Православная Русь въ Канадѣ (1975)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Тайна креста (1975)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 6-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 5-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Еще объ одной статьѣ (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (2-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 16 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 21.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 16-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦѢ.
104. Нужно дорожить дарами Божіими и умножать данные намъ таланты.

Споспѣшествующее убо молимъ — (какъ споспѣшники, умоляемъ) — не вотще благодть Божію пріяти вамъ (2 Кор. 6, 1).

Обратимъ вниманіе наше на то, что сегодня читано было изъ Евангелія и апостольскаго чтенія, и извлечемъ для себя назиданіе. Въ Евангеліи говорилось о талантахъ, а въ апостольскомъ чтеніи — о томъ, чтобы христіанами не тщетно принята была благодать Божія. Если вдуматься въ содержаніе Евангельскаго и апостольскаго чтеній, то легко можно уразумѣть, что въ обоихъ чтеніяхъ преподается одинъ урокъ: нужно дорожить дарами Божіими, преподаваемыми всѣмъ и каждому изъ насъ для пріобрѣтенія вѣчнаго спасенія и стараться умножить эти дары, чтобы за лѣность и нерадѣніе не подвергнуться наказанію.

Какіе это таланты, о которыхъ говорится въ Евангеліи, и о какой благодати говоритъ апостолъ? Талантами названы дары Божіи, которые получаетъ всякій человѣкъ отъ Бога съ самымъ рожденіемъ своимъ, а благодатію именуются тѣ дары Божіи, которые всякій христіанинъ получаетъ въ новомъ своемъ рожденіи: въ таинствахъ крещенія, мѵропомазанія и другихъ. Эта благодать даруется для того, чтобы христіанинъ совершалъ, при помощи ея, свое спасеніе, преуспѣвалъ въ добродѣтели и наслѣдовалъ жизнь вѣчную. Хотя и всякій христіанинъ получаетъ чрезъ таинства спасительную благодать, но не всякій пользуется ею. Эта благодать, подобно сѣмени, можетъ и заглохнуть, и можетъ расти и принести плодъ. Если человѣкъ имѣетъ тщательный уходъ за сѣменемъ, поливаетъ его, покрываетъ его отъ холода и жары, если онъ выпалываетъ около него растущую сорную траву, то сѣмя растетъ и приноситъ обильный урожай. А при нерадѣніи сѣмя не взойдетъ и не вырастетъ. Такъ же и спасительная благодать, подаваемая христіанину чрезъ таинства, можетъ умножиться, дѣйствовать въ человѣкѣ, взращивая въ немъ духовную жизнь, какъ видимъ это на угодникахъ Божіихъ; но можетъ она остаться недѣйственной, ни /с. 302/ въ чемъ не проявляющейся, какъ бы ея совсѣмъ не было у человѣка. Проявленіе благодати Божіей въ душѣ и въ жизни человѣка называется плодами духа. Эти плоды духа, какъ проявленіе спасительной благодати, подаваемой отъ Духа Божія, суть слѣдующіе: любовь, радость, миръ, долготерпѣніе, благость, милосердіе, вѣра, кротость, воздержаніе (Гал. 5, 22. 23). Но если христіанинъ не заботится объ умноженіи данной ему благодати, то въ немъ начинаютъ произрастать сѣмена грѣха. Грѣхъ принимаетъ господствующее положеніе, и человѣкъ становится рабомъ грѣха, рабомъ грѣховной плоти. Плоды грѣховной плотской жизни противоположны плодамъ духа. Тамъ, гдѣ дѣйствуетъ благодать, обитаетъ любовь, радость и миръ, а гдѣ господствуетъ грѣхъ, тамъ живетъ ненависть, житейская печаль, зависть, злоба, вражда, ссоры. Плодъ духа — долготерпѣніе, благость, милосердіе, а у грѣха — нетерпимость, ропотъ, жестокость, мстительность. Тамъ, у благодати, вѣра, а у грѣха — невѣріе, сомнѣніе, безбожіе; тамъ — кротость, здѣсь — раздражительность; тамъ — воздержаніе, а у грѣха потворство плоти: объяденіе, сластолюбіе, блудъ и всякія нечистоты. Апостолъ, умоляя христіанъ, обращенныхъ имъ къ вѣрѣ Христовой, чтобы ими не тщетно принята была благодать, говоритъ, что они, т. е. апостолы, дѣлаютъ это споспѣшествующе, т. е., какъ споспѣшники. Чьи споспѣшники? Христовы — Божіи споспѣшники, какъ посредники между ними, христіанами, и Богомъ; это значитъ, что апостолъ увѣщаніе дѣлаетъ христіанамъ отъ имени Божія, какъ бы самъ Богъ увѣщеваетъ ихъ, чтобы они не тщетно приняли благодать Божію, но чтобы умножили ее. Это увѣщаніе Божіе относится не къ однимъ коринѳскимъ христіанамъ, а ко христіанамъ всѣхъ временъ. Если въ первыя времена христіанства Богъ увѣщевалъ чрезъ апостоловъ, то въ наше время Онъ увѣщеваетъ чрезъ пастырей Церкви, къ которымъ пастырскія права перешли другъ отъ друга, пріемственно. Всякій разъ, когда пастырь говоритъ слово Божіе — чрезъ него говоритъ, какъ бы Самъ Богъ; когда пастырь увѣщеваетъ или угрожаетъ, тогда какъ бы Самъ Богъ увѣщеваетъ и угрожаетъ. Слушающій пастыря, слушаетъ Христа. Что было во времена апостольскія, то бываетъ и нынѣ. Какъ тамъ, одни слушали апостольскую проповѣдь, послѣдовали за апостолами, исполняли то, чему они учили вѣрующихъ, а другіе не принимали апостольскаго свидѣтельства о Христѣ, поносили и преслѣдовали апостоловъ; такъ и нынѣ: одни слушаютъ своихъ пастырей: послѣдуютъ за ними, вѣрятъ имъ и преуспѣваютъ въ доброй жизни, другіе злословятъ ихъ, стараются возбудить недовѣріе къ нимъ среди пасомыхъ и, такимъ образомъ, отталкива/с. 303/ютъ этихъ духовныхъ овецъ отъ стада Христова, ввѣреннаго духовнымъ пастырямъ. Итакъ, мы, пастыри, умоляемъ вѣрующихъ, какъ бы Самъ Христосъ чрезъ насъ говорилъ вамъ, чтобы не тщетно была принята благодать Божія. Спасайтесь, возлюбленные, спасайтесь, при помощи благодати Божіей, спасайтесь, пока есть время! Се нынѣ время благопріятно, се нынѣ день спасенія. Не пропускайте этого дорогого времени. Теперь время торга, время базара: покупайте, пріобрѣтайте теперь ваше спасеніе: если пропустите это время, если не запасетесь дѣлами спасенія, то послѣ уже не воротите его: застигнетъ смерть, настанетъ судъ Божій, застанетъ васъ неготовыми; будете каяться, но уже будетъ поздно; когда увидите себя на судѣ Божіемъ неготовыми, то пожелаете и умолять будете, чтобы дали вамъ хотя бы одинъ день для покаянія, но и сего не получите: въ чемъ застигнетъ часъ смерти, въ томъ и судимы будете. Помните притчу о десяти дѣвахъ. (А также изреченіе нашей народной мудрости: спустя лѣто, по малину въ лѣсъ не ходятъ). Смотрите же, не пропускайте этого времени. Старайтесь использовать время вашей купли; поступайте осторожно, ибо дни лукавы. Старайтесь, чтобы благодать Божія не тщетно была принята вами. Этимъ можно было бы закончить нашу бесѣду; но думается, что у нѣкоторыхъ изъ васъ можетъ явиться желаніе знать, что же нужно дѣлать, чтобы не тщетно была принята вами благодать Божія? — Дѣлайте все то, что повелѣваетъ дѣлать св. Церковь чрезъ слова Писанія или чрезъ наставленія вашихъ пастырей. А они говорятъ: ни на одинъ день, ни на одинъ часъ не отлагайте вашего спасенія. Теперь же, сегодня же начинайте его. Съ чего начинать? Начинайте съ того, чтобы уклоняться отъ зла и пріучаться творить добро. Это значитъ: начинайте борьбу съ своими пороками; замѣчайте, какая страсть овладѣла вами: если нѣтъ большихъ замѣтныхъ пороковъ, то обратите вниманіе на ваше сердце, на ваши мысли, на ваши привычки. Вы не пьянствуете, вы не живете развратно? Но вы, можетъ быть, жестоки, вы раздражительны, вы скупы, вы любите осудить, вы завистливы. Вотъ съ этими душевными пороками и страстями начинайте вашу борьбу. Не думайте, что все это малые грѣхи, или грѣшки слабости; нѣтъ, каждый изъ нихъ сведетъ въ адъ, если вознерадите, не постараетесь изгладить покаяніемъ и борьбой съ ними. За гордость, напримѣръ, сатана съ неба ниспалъ; зависть сдѣлала Каина братоубійцей. Сребролюбіе сдѣлало Іуду Христопредателемъ. Жестокость, скупость, немилосердіе свели въ адъ того богача, у воротъ котораго лежалъ Лазарь убогій. Предъ потопомъ люди ѣли, пили, женились, замужъ выходили, не думали о /с. 304/ Богѣ и предавались грѣху, но пришелъ потопъ и истребилъ всѣхъ. Если бы у кого явилось желаніе начать спасеніе борьбой съ своими пороками, и если бы онъ захотѣлъ сдѣлать это своими силами, то напрасенъ былъ бы трудъ его: въ дѣлѣ спасенія нужна помощь Божія. — Безъ Мене не можете творити ничесоже, сказалъ Господь, а помощь Божія дается тѣмъ, кто ее проситъ. Поэтому для спасенія нужна молитва. Хочешь спасти свою душу? Хочешь отстать отъ порока? молись Богу, молись усердно, молись дома, ходи въ церковь. Когда начнешь дѣло спасенія, тогда врагъ діаволъ будетъ на тебя нападать съ особенною силою, будетъ смущать твою душу помыслами сомнѣнія, невѣрія, наводить на тебя уныніе, отчаяніе. Вооружись на него молитвою, постомъ и частымъ пріобщеніемъ Св. Христовыхъ Таинъ; проси совѣта и наставленія опытныхъ въ духовной жизни людей или своего отца духовнаго. Что потомъ нужно тебѣ дѣлать, — благодать Божія, чрезъ пастырскія наставленія и, можетъ быть, иногда чрезъ внутреннее просвѣщеніе и вразумленіе, просвѣтитъ и вразумитъ тебя. «Итакъ, возлюбленные, какъ споспѣшники, умоляемъ васъ, чтобы благодать Божія не тщетно была принята вами. Се нынѣ время благопріятное, се нынѣ день спасенія». («Слова бесѣды и поученія» Макарія, митр. Москов., выпускъ 3-й, стр. 142).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 301-304.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.