Церковный календарь
Новости


2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. 60-лѣтіе священнослуженія митр. Анастасія (1976)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свѣтильникъ Русской Церкви блаж. митр. Антоній (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Св. Обитель и духовная школа на служеніи Церкви (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Чѣмъ каждый изъ насъ долженъ служить Церкви? (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 18 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 17-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦѢ.
106. Причины, по коимъ не всегда бываютъ услышаны наши молитвы.

Примѣръ хананеянки, о которой повѣствуетъ нынѣшнее евангеліе, что она долго не получала исполненія своей усердной просьбы къ Господу объ исцѣленіи ея бѣсноватой дочери и только вслѣдствіе своей глубокой вѣры, смиренія и неотступности самой просьбы получила, наконецъ, отъ Господа просимое, побуждаетъ меня, братія, побесѣдовать съ вами сегодня о причинахъ, по коимъ не всегда бываютъ услышаны наши молитвы.

Невнимательность во время молитвы — есть первая причина неуспѣха нашихъ молитвъ. «Многіе приходятъ въ церковь, говоритъ св. Іоаннъ Златоустъ, произносятъ тысячи стиховъ молитвы, и выходятъ, не зная, что говорили они; уста ихъ движутся, слухъ не слышитъ. Ты самъ не слышишь своей молитвы; какъ же хочешь, чтобы Богъ услышалъ твою молитву? Ты говоришь: «я преклонялъ колѣна»; но умъ твой блуждалъ далеко; тѣло твое было /с. 308/ внутри церкви, а мысль твоя летала невѣдомо гдѣ; уста произносили молитву, а умъ исчислялъ доходы, договоры, условія, поля, владѣнія, общества друзей. Діаволъ золъ; онъ знаетъ, что во время молитвы мы дѣлаемъ великіе успѣхи; потому тогда онъ и нападаетъ на насъ. Часто, лежа спокойно на постели, мы ни о чемъ не мыслимъ; а когда приходимъ молиться, то являются тысячи помысловъ, чтобы мы вышли безъ пользы». Итакъ, вотъ первая причина, почему Богъ не внемлетъ молитвѣ нашей; — потому, что мы и сами то не внимаемъ словамъ своей молитвы. Устами молитву читаемъ, а сердце далече отстоитъ отъ Бога.

Дальнѣйшая причина, почему не получаемъ просимаго, заключается, по ученію того же св. Іоанна Златоуста, въ томъ, что не всегда просимъ полезнаго для себя. «Получимъ ли просимое, или не получимъ, будемъ прилежать къ молитвѣ и благодарить не только тогда, когда получаемъ, но и когда не получаемъ: потому что и неполученіе, когда бываетъ по волѣ Божіей, не менѣе благотворно, какъ полученіе. Ибо мы не знаемъ, что намъ полезно, въ той мѣрѣ, въ какой Онъ это знаетъ. Слѣдовательно, получимъ ли, или не получимъ, мы должны благодарить. И что удивляешься, что мы не знаемъ полезнаго для насъ? И св. ап. Павелъ, мужъ столь великій и высокій, удостоившійся такихъ неизреченныхъ откровеній, не зналъ, что онъ просилъ неполезнаго себѣ. Видя себя окруженнымъ бѣдствіями и непрестанными искушеніями, онъ молился объ избавленіи отъ нихъ, и не однажды, не дважды, но многократно: ибо говоритъ: трикраты Господа молихъ: трикраты. Такъ, трикраты, т. е. многократно, онъ молилъ, и не получилъ».

«Посмотримъ же, какъ онъ это перенесъ. Возропталъ ли? впалъ ли въ уныніе? отчаялся ли? Нѣтъ; но что онъ говоритъ? Рече ми (Господь): довлѣетъ ти благодать Моя, сила бо Моя въ немощи совершается (2 Кор. 12, 8. 9). Богъ не только не освободилъ его отъ постигшихъ его бѣдъ, но и попустилъ ему оставаться въ нихъ. — Пусть такъ. Но откуда извѣстно, что онъ не ропталъ на это? — Слушай, что самъ Павелъ говорилъ, когда узналъ, что угодно Богу. Сладцѣ убо похвалюся паче въ немощехъ моихъ; не только, говоритъ, не ищу уже освободиться отъ этихъ бѣдъ, но еще съ великимъ удовольствіемъ хвалюсь ими. Видишь, какая благопріятная душа, — какая любовь къ Богу? Послушай, что говоритъ онъ: о чесомъ же помолимся, якоже подобаетъ, не вѣмы (Рим. 8, 26), — то есть, мы, какъ люди, не можемъ знать все обстоятельно. Итакъ, должно все предоставить Создателю естества нашего и принимать съ веселіемъ и великою радостію все, что ни опредѣ/с. 309/литъ Онъ, и смотрѣть не на то, чѣмъ кажутся намъ происшествія, а на то, что такъ угодно Богу. Ибо Онъ, лучше насъ зная, что намъ полезно, знаетъ и то, какъ устроить наше спасеніе».

Впрочемъ, «хотя Богъ иногда и медлитъ подаяніемъ, но дѣлаетъ это, — говоритъ св. Златоустъ — не по немилосердію и отвращенію, а желая медленностію подаянія удержать тебя при Себѣ, какъ поступаютъ и чадолюбивые отцы: и они медленностію подаянія мудро стараются долѣе удержать при себѣ нерадивѣйшихъ дѣтей». — А посему когда просимъ у Господа въ молитвѣ чего-либо изъ земныхъ благъ, то надо имѣть въ умѣ: «если Ты видишь, Господи, что это полезно для спасенія моего, то даруй мнѣ». Безусловно прилично просить только духовныхъ благъ: покаянія, сохраненія рѣшимости жить хорошо, разумѣнія воли Божіей, молитвы, терпѣнія и проч. О внѣшнихъ же благахъ всегда надлежитъ молиться условно, а еще лучше, — предавая свою участь въ волю Божію.

Третья причина, почему наши молитвы не бываютъ услышаны Богомъ, та, что мы преступаемъ заповѣди Божіи. «Ты требуешь и хочешь узнать, говоритъ преп. Нилъ, есть ли плоды отъ молитвы людей богобоязненныхъ, а самъ между тѣмъ не представляешь, что Богъ ищетъ и требуетъ отъ тебя плода Своихъ заповѣдей. Ты хочешь, чтобы Богъ скоро внималъ молитвѣ твоей, а самъ преступаешь заповѣди Его. Если ты будешь повиноваться Ему, то Онъ услышитъ тебя: повинуйся его законамъ, и Онъ приметъ твои молитвы. Не повинуясь Его заповѣдямъ, ты то дѣлаешь, что, если и святые будутъ молиться за тебя, не будутъ услышаны» (кн. 3, пис. 37).

Многіе, оскорбивши ближняго своего и съ нимъ не примирившись, къ Богу въ молитвѣ приступаютъ; таковыхъ суетна и тщетна есть молитва.

Ищешь у Бога милости? Но самъ милуешь ли ближняго твоего, тебѣ подобнаго человѣка? Говоришь къ Богу: услыши, Господи! Но самъ не затыкаешь ли слухъ отъ просьбы ближняго твоего, просящаго у тебя? Что есть молитва безъ милости? Какъ гласъ безъ силы. Милость сама собою молится болѣе, нежели всѣ человѣки. И Богъ нашъ болѣе на сердце незлобивое, сострадательное, милостивое и доброхотное смотритъ, нежели на частое повтореніе: Господи! Господи! Богъ бо есть милостивъ и праведенъ: яко милостивъ, любитъ милость и творящаго милость милуетъ; а яко праведенъ, — отнимаетъ праведно милость отъ того, кто самъ не хочетъ миловать (Мѳ. 18, 23-35).

/с. 310/ Молитва должна быть неотступна, подобно молитвѣ хананеянки, чтобы была услышанной. Аминь, аминь, глаголю вамъ, елика аще чесо просите отъ Отца, во имя Мое, дастъ вамъ (Іоан. 16, 23), сказалъ Господь и еще съ подтвержденіемъ: аминь, аминь, глаголю вамъ. Какой стыдъ для насъ, что мы не умѣемъ пользоваться такимъ не ложнымъ обѣтованіемъ! И добро бы только намъ стыдъ отъ того; а то наводится тѣнь на самое обѣтованіе, будто оно слишкомъ велико и неисполнимо. Нѣтъ, вина вся на насъ, и главнымъ образомъ, въ томъ, что мы не сознаемъ себя вѣрными рабами Христовыми, и совѣсть не даетъ намъ чаять какой-либо милости отъ Господа. Къ тому же и то бываетъ часто, что иной проситъ Бога съ раздвоенною душою: помянетъ о предметѣ своей молитвы мимоходомъ разъ и два — и бросаетъ, да и говоритъ потомъ: «не слышитъ Богъ». Нѣтъ, — прося чего-либо особенно надо держать неотступность и неутомимость въ молитвѣ, подобно вдовѣ, которая и безсердечнаго судію докучаніемъ своимъ заставила удовлетворить ея прошенію. Настоящіе молитвенники, испрашивая что-либо въ молитвѣ, соединяютъ съ молитвою постъ, бдѣнія, лишенія всякаго рода и всякое благотвореніе, и при томъ просятъ не день, не два, а мѣсяцы и годы; за то и получаютъ. Имъ и подражайте, если желаете имѣть успѣхъ въ молитвѣ. (См. «Мысли на каждый день года», еп. Ѳеофана, стр. 164-5).

Наши молитвы, наконецъ, не исполняются оттого, что исполненіе ихъ было бы несогласно съ премудрыми планами Божественнаго Провидѣнія. Великій учитель Церкви, блаженный Августинъ, до своего обращенія ко Христу, проводилъ въ высшей степени нечестивую жизнь. Объ этомъ скорбѣла его благочестивая мать Моника. Много лѣтъ она молилась объ обращеніи своего сына, но, какъ ей казалось, совершенно напрасно. Въ 383 году Августинъ вознамѣрился оставить мать и отправиться въ Римъ. Благочестивой Моникѣ это было весьма нежелательно, ибо Римъ тогда былъ городомъ безнравственнымъ, и она боялась, что сынъ ея сдѣлается тамъ еще болѣе грѣшникомъ. Поэтому она усердно молилась, чтобы Богъ воспрепятствовалъ Августину исполнить намѣреніе свое. Но Августинъ, вопреки желанію матери, ночью сѣлъ на корабль и отплылъ въ Италію. Глубоко была опечалена этимъ Моника; она не могла понять, почему Богъ не слышитъ ея столь усердную молитву. Но на самомъ дѣлѣ Богъ слышалъ ее.

Въ Италіи Августинъ, подобно упоминаемому въ евангеліи блудному сыну, впалъ въ великую нужду. Въ такомъ состояніи онъ отправился въ Медіоланъ. Здѣсь онъ однажды вошелъ въ церковь, въ которой проповѣдывалъ тогда св. Амвросій. Проповѣдь /с. 311/ эта потрясла его душу, и Августинъ обратился ко Христу. Этимъ были исполнены всѣ безчисленныя молитвы благочестивой матери его, хотя послѣдняя молитва ея, казалось, и оставлена была безъ исполненія. Объ этомъ говоритъ самъ Августинъ слѣдующимъ образомъ: «усердно и со слезами она (т. е. мать его) умоляла Тебя, Боже, не допустить меня до путешествія, но Ты, по непостижимому совѣту Своему, услышавъ главный предметъ всей ея молитвы за меня, не исполнилъ того, о чемъ она просила тогда, чтобы исполнить на мнѣ то, о чемъ она просила всегда». Такъ вся эта исторія научаетъ насъ не только быть постоянными въ молитвѣ, но и совершенно предавать себя въ волю Божію и не отчаяваться, когда, повидимому, молитвы наши остаются не услышанными. Всѣ мы твердо должны помнить при этомъ слѣдующія слова, изреченныя Богомъ чрезъ пророка Исаію: «Мои мысли не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говоритъ Господь. Но какъ небо выше земли, такъ пути Мои выше путей вашихъ, и мысли Мои выше мыслей вашихъ». (См. кн. «Уроки по зак. Божію», А. Царевск., выпускъ 4-й, стр. 27-29).

Итакъ, братія, не будемъ же малодушествовать, когда наши молитвы долго не исполняются, но постараемся устранить причины, препятствующія успѣху нашихъ молитвъ. Во всякомъ же случаѣ, даже и при видимомъ неисполненіи нашихъ молитвъ всецѣло предадимъ себя премудрому и всеблагому промыслу Божію. (Свящ. Гр. Дьяченко).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 307-311.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.