Церковный календарь
Новости


2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 74-е (1895)
2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 73-е (1895)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Слово въ день зачатія прав. Анною Пресв. Богородицы (1965)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Поученіе въ день святителя Николая Чудотворца (1965)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. 60-лѣтіе священнослуженія митр. Анастасія (1976)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свѣтильникъ Русской Церкви блаж. митр. Антоній (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Св. Обитель и духовная школа на служеніи Церкви (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Чѣмъ каждый изъ насъ долженъ служить Церкви? (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 17-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦѢ.
107. Душа и тѣло христіанина суть храмъ Божій, который должно хранить въ святости.

Братія, вы есте церкви Бога жива, яко же рече Богъ: яко вселюся въ нихъ, и похожду, и буду имъ Богъ, и тіи будутъ Мнѣ людіе (2 Кор. 6, 16).

Предложенныя слова апостола, читанныя за сегодняшней литургіей, призываютъ насъ къ размышленію о нашемъ высокомъ значеніи для того, чтобы мы, помня о своемъ назначеніи, старались соотвѣтствовать ему своею жизнію.

Вы есте церкви Бога жива: «вы храмъ Бога живаго». Ап. Павелъ храмомъ Божіимъ называетъ вѣрующихъ въ Іисуса Христа. Въ первомъ посланіи къ коринѳянамъ онъ пишетъ: не вѣсте ли, яко храмъ Божій есте, и Духъ Божій живетъ въ васъ? (1 Кор. 3, 16). Вѣрующихъ въ Іисуса Христа называетъ апостолъ храмомъ Божіимъ потому, что они, даннымъ при св. крещеніи обѣтомъ, посвя/с. 312/тили себя на служеніе Богу, и Духъ Божій живетъ и дѣйствуетъ въ нихъ.

Человѣкъ въ началѣ созданъ былъ для того, чтобы онъ прославлялъ Бога и былъ храмомъ Божіимъ; ибо онъ созданъ по образу Божію, какъ сказано въ книгѣ Бытія: и сотвори Богъ человѣка, по образу Божію сотвори его (Быт. 1, 27). Образъ Божій, начертанный въ существѣ человѣка, показывалъ, что человѣкъ посвященъ на служеніе Богу, внушалъ человѣку прославлять Бога, какъ своего Творца и величайшаго Благодѣтеля, исполнять волю Божію и чрезъ добрыя дѣла пріобрѣтать уподобленіе Богу, подражая Божескимъ совершенствамъ.

Грѣхъ прародительскій разстроилъ благообразіе и красоту первосозданнаго человѣческаго храма: разрушительною силою, начертанный въ существѣ человѣка образъ Божій, былъ нарушенъ и утратилъ блескъ и сіяніе своей небесной красоты. Такимъ образомъ этотъ Богомъ созданный храмъ сдѣлался ветхимъ, и въ этомъ состояніи ветхости онъ оставался до возстановленія его чрезъ Единороднаго Сына Божія, Господа нашего Іисуса Христа.

Іисусъ Христосъ Своимъ земнымъ служеніемъ, страданіями и крестною смертію, принесши правдѣ Божіей умилостивительную жертву за грѣхи всего міра, всѣмъ людямъ открылъ благодатныя средства къ возстановленію въ себѣ образа Божія, чрезъ вѣру въ Него, Спасителя міра. Поэтому вѣрующіе въ Іисуса Христа называются новымъ созданіемъ во Христѣ Іисусѣ, какъ учитъ ап. Павелъ: аще кто во Христѣ, нова тварь (2 Кор. 5, 17).

Еще въ Ветхомъ Завѣтѣ Богъ обѣщалъ устроить для Себя пребываніе въ душахъ вѣрующихъ, почему они и называются храмами Божіими. Называя вѣрующихъ церквами Бога жива, апостолъ продолжаетъ: якоже рече Богъ: яко вселюся въ нихъ, и похожду, и буду имъ Богъ, и тіи будутъ Мнѣ людіе... И буду вамъ во Отца, и вы будете Мнѣ въ сыны и дщери, глаголетъ Господь Вседержитель (2 Кор. 6, 16-18).

Устроеніе храма въ душѣ человѣка и снисхожденіе Бога въ нее совершается посредствомъ таинствъ. Въ св. Крещеніи мы омылись, освятились и вступили въ завѣтъ или союзъ съ Богомъ, — уготовляемся въ жилище Богу; въ таинствѣ мѵропомазанія намъ даруется Духъ Святый, сообщается Его благодать въ помощь нашимъ естественнымъ силамъ, для укрѣпленія и возрастанія въ духовной жизни. По силѣ этихъ двухъ таинствъ, мы становимся храмами Божіими. Вы есте церкви Бога жива. Затѣмъ, нашему старанію, нашей вѣрѣ и молитвѣ предоставляется расширять храмъ нашего сердца и упрочивать пребываніе Духа Божія въ немъ. /с. 313/ Своими грѣхами мы ослабляемъ въ себѣ дѣйствіе благодати Св. Духа, — но благодареніе Господу, Спасителю насъ грѣшныхъ, по неизреченному милосердію Его, во св. покаяніи, какъ во второмъ крещеніи, мы снова омываемся, очищаемся и освящаемся; и въ таинствѣ причащенія снова входимъ въ тѣсное соединеніе съ Господомъ, по слову Его ядый Мою плоть и піяй Мою кровь, во Мнѣ пребыиваетъ и Азъ въ немъ (Іоан. 1, 56). Такимъ образомъ, если бы своею невнимательностію, небрежностію къ себѣ и грѣховною жизнію, мы удаляемъ отъ себя желающаго обитать въ насъ Господа, — въ таинствахъ покаянія и причащенія мы опять возвращаемъ Его къ себѣ, и становимся опять храмами Божіими.

Чѣмъ Богъ обнаруживаетъ Себя, или какъ дѣйствуетъ въ насъ? Богъ есть источникъ всякаго добра: къ Нему и надобно отнести все доброе, раждающееся и совершающееся въ душѣ нашей. Онъ дѣйствуетъ въ насъ, когда пораждаетъ въ душѣ чувства раскаянія, сокрушеніе о грѣхахъ, спасительныя размышленія о душѣ, о жизни за гробомъ, о страшномъ судѣ и о вѣчной участи; когда возбуждаетъ въ душѣ молитвенные вздохи, и устремляетъ ее къ небу; когда мы рѣшаемся на доброе дѣло или на добрый подвигъ, соединенный съ самоотверженіемъ, пораждаетъ въ насъ мужество и твердость. Особенно ясно даетъ чувствовать свое присутствіе во время тяжкихъ испытаній, огорченій и несчастій въ жизни, — въ минуты унынія, — когда въ мрачную душу ниспосылаетъ свѣтлые лучи твердаго упованія на Его св. промыслъ — тишины и мира.

Достойны ли мы того, чтобы Духъ Святый пребывалъ въ насъ? Такова ли наша вѣра? Соотвѣтствуетъ ли тому наша жизнь? Можетъ ли Духъ Божій пребывать въ людяхъ преисполненныхъ гордости, тщеславія, пренебреженія къ низшимъ, лицемѣрія и угодничества къ высшимъ, зависти и зложеланія къ равнымъ себѣ; изъ-за корысти забывающихъ Бога, попирающихъ стыдъ, совѣсть, права и благополучія ближнихъ? Преданныхъ чревоугодію, пьянству, для которыхъ чрево сдѣлалось богомъ? Можетъ ли пребывать въ людяхъ сварливыхъ, ничѣмъ недовольныхъ, гнѣвливыхъ, злопамятныхъ, — или въ людяхъ пустыхъ, легкомысленныхъ, лживыхъ? Возможно ли, чтобы Богъ, совершенная святость и правда, благоволилъ пребывать въ душѣ, наполненной нечистыми помыслами, скверными пожеланіями, словомъ въ душѣ, преданной плотскимъ похотямъ? не имать Духъ Мой пребывати въ человѣцѣхъ сихъ, зане суть плоть (Быт. 6, 3), изрекъ Господь о таковыхъ людяхъ еще до потопа.

/с. 314/ Вы есте церкви Бога жива. «Вы, христіане, храмы Бога живаго. Сознавайте, чувствуйте, что въ васъ, какъ въ храмахъ живетъ Богъ, и въ этомъ сознаніи, въ этомъ убѣжденіи обрѣтайте для себя побужденіе беречься всего, что противно Богу, Его совершенной святости». «Сицева убо имуще обѣтованія, о возлюбленніи, очистимъ себе отъ всякія скверны плоти и духа, творяще святыню въ страсѣ Божіемъ» (2 Кор. 7, 1).

Братія! Такъ, по ученію слова Божія, всѣ вѣрующіе въ Іисуса Христа составляютъ храмъ Божій, и о самомъ тѣлѣ христіанина апостолъ учитъ такъ: или не вѣсте, яко тѣлеса ваша храмъ живущаго въ васъ Св. Духа суть, Егоже имате отъ Бога, и нѣсте свои, куплени бо есте цѣною (1 Кор. 6, 19. 20). Объ этомъ своемъ достоинствѣ мы должны всегда помнить, чтобы храмъ своей души и тѣла всегда содержать въ достойномъ благолѣпіи, помышляя о величіи и святости Господа Бога, присутствующаго въ насъ.

Апостолъ учитъ: «аще кто Божій храмъ растлитъ, растлитъ сего Богъ; храмъ бо Божій святъ есть, иже есте вы» (1 Кор. 3, 17). По наставленію апостола, мы должны свято хранить и сами себя и другихъ, — и о себѣ заботиться, чтобы всегда служить Богу исполненіемъ Его св. заповѣдей, и ближнихъ утверждать на пути спасенія словомъ и примѣромъ благочестивой и добродѣтельной жизни, и должны страшиться, какъ бы словомъ или примѣромъ не повредить кому либо на пути спасенія. Кто словами или поступками своими соблазняетъ ближняго и совращаетъ его съ пути спасенія, тотъ растлѣваетъ, или разоряетъ храмъ Божій; того, говоритъ апостолъ, растлитъ, или покараетъ, Богъ. Самъ Господь говоритъ о страшномъ наказаніи соблазнителя: иже аще соблазнитъ единаго сихъ вѣрующихъ въ Мя, уне есть ему, да обѣсится жерновъ осельскій на выи его, и потонетъ въ пучинѣ морстѣй. — Горе человѣку тому, имже соблазнъ приходитъ (Мѳ. 18, 6. 7).

Сицева убо имуще обѣтованія, о возлюбленніи, очистимъ себе отъ всякія скверны плоти и духа, творяще святыню въ страсѣ Божіи (2 Кор. 7, 1), учитъ апостолъ. Послѣдуемъ, братія, апостольскому наставленію. Имѣя такое обѣтованіе, что всеблагій Богъ, по Своему безпредѣльному человѣколюбію, благоволитъ вселиться и обитать въ насъ, будемъ хранить себя чистыми въ мысляхъ, словахъ и поступкахъ, повседневно стараясь благоугождать Господу Богу. И, помышляя о томъ, что мы всегда ходимъ предъ очами Божіими, и всѣ наши дѣла, явныя и тайныя, и самыя сокровенные помыслы и сердечныя движенія открыты предъ Богомъ, будемъ всегда питать въ своей душѣ сыновній страхъ предъ Бо/с. 315/гомъ, чтобы, что ни дѣлаемъ, все дѣлать по заповѣдямъ Божіимъ, и всегда душею и тѣломъ прославлять всесвятое имя единаго Тріѵпостаснаго Бога, Отца и Сына и Св. Духа, нынѣ и во вѣки вѣковъ. Аминь. (Извлеч. въ сокращ. изъ «Пропов.» Евсевія, архіеп. могилев., т. 1-й, изд. 1870 г., и др. источн.).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 311-315.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.