Церковный календарь
Новости


2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 17 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 17-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦѢ.
108. Современное идолопоклонство.

Въ настоящую 17-ю недѣлю по Пятидесятницѣ, въ обычное время, въ церкви предложено было слѣдующее чтеніе изъ посланія апостола Павла къ коринѳянамъ.

Братія, кое сложеніе, т. е., какая совмѣстность Церкви Божіей съ идолы? Вы бо есте церкви Бога жива, яко же рече Богъ: яко вселюся въ нихъ, и похожду, и буду имъ Богъ, и тіи будутъ ми людіе. Тѣмже, т. е. поэтому, изыдите отъ среды ихъ (язычниковъ) и отлучитеся, глаголетъ Господь, и нечистотѣ ихъ не прикасайтеся; и Азъ пріиму вы. И буду вамъ во Отца, и вы будете мнѣ въ сыны и дщери, глаголетъ Господь Вседержитель. Сицева убо имуще обѣтованія, о возлюбленніи, очистимъ себе отъ всякія скверны плоти и духа, творяще святыню въ страсѣ Божіи.

Смыслъ этого апостольскаго чтенія таковъ.

Возлюбленные, — такъ апостолъ Павелъ называетъ коринѳскихъ христіанъ, — не участвуйте въ порокахъ окружающихъ васъ язычниковъ, и особенно уклоняйтесь отъ идолослуженія. Ибо какая совмѣстность храма Божія съ идолами? А вы, вѣдь, храмы Божіи. О васъ предсказано было чрезъ пророка, что Богъ вселится въ васъ, будетъ вамъ Богомъ, а вы Его народомъ; Онъ будетъ вамъ Отецъ, а вы будете Его сынами и дщерями. Эти обѣтованія исполнилисъ на васъ: вы — народъ Божій, вы — дѣти Божіи. Имѣя такія обѣтованія, очистимъ себя отъ скверны плоти и духа; будемъ очищать себя не изъ страха наказанія, не ради славы человѣческой, а изъ страха Божія, боясь отпасть отъ любви Божіей.

Братія христіане! Что сказано коринѳскимъ христіанамъ, то относится и къ христіанамъ нашего времени. Наставленіе апостольское: не преклоняйтесь подъ чужое иго съ невѣрными, относится и къ намъ такъ же, какъ къ коринѳскимъ христіанамъ. Правда, теперь нѣтъ около насъ язычниковъ, какіе были среди коринѳскихъ христіанъ; нѣтъ у насъ храмовъ ни Юпитера, ни Венеры; нѣтъ среди насъ глубокаго отпаденія отъ христіанства въ язычество.

Но утонченное богоотступничество, колебаніе въ вѣрѣ и даже отпаденіе отъ правой вѣры, хотя и негласное, есть, и при/с. 316/томъ въ широкихъ размѣрахъ и въ видахъ, иногда ужасающихъ. Кто изочтетъ среди христіанъ нашего времени всѣхъ безбожниковъ, всѣхъ вѣроотступниковъ? Кто перечтетъ всѣхъ хулителей Церкви, имена начальниковъ ересей и сектъ, съ ихъ противнымъ православной истинѣ ученіемъ, всѣхъ раскольническихъ толковъ, которыми такъ обильно наше время? Нѣтъ у насъ на площадяхъ идоловъ, изображеній ложныхъ боговъ, предъ которыми кто-либо поклонялся бы или воскурялъ ѳиміамъ: они у насъ хотя и есть, но стоятъ только, какъ статуи, безъ чествованія. Но зато трудно найти людей, у которыхъ не было бы какого-либо своего домашняго бога: у иного этимъ богомъ служитъ любимый до обожанія человѣкъ, а иногда и не человѣкъ, а животное; другіе поклоняются Бахусу, богу пьянства, принося ему въ жертву страсть къ вину; иные предаются распутству, какъ бы чествуя этимъ Венеру, богиню разврата; у иныхъ богъ — чрево ихъ; иные поклоняются золотому тельцу: ихъ богъ — богатство, страсть къ наживѣ; иные, гоняясь за славой, попираютъ и вѣру, и совѣсть, и честь; и всякая страсть есть своего рода идолъ. У игрока игорный столъ не составляетъ ли жертвенника, на который онъ кладетъ миръ своей совѣсти, свое достояніе, покой и счастіе своей семьи? онъ ежедневно приноситъ жертву?

Все это — идолопоклонство, или нечестіе, скверна плоти или скверна духа. Всѣ предающіеся этимъ порокамъ перестали быть храмами Божіими; въ нихъ не можетъ обитать Богъ. Ибо какое согласіе между Христомъ и Веліаромъ? Они стали жилищами грѣха, а чрезъ то обиталищемъ сатаны, хотя, быть можетъ, сами и не сознають этого. Но это ясно можно видѣть изъ дѣлъ ихъ, какъ дерево познается по плодамъ его. Признаки присутствія Божія въ человѣкѣ, или плоды Духа, суть: смиреніе, покаяніе, любовь, радость, миръ со всѣми, долготерпѣніе, живая вѣра, кротость, съ перенесеніемъ обидъ, воздержаніе во всемъ. Признаки же присутствія въ человѣкѣ духа сатанинскаго суть: гордость, нераскаянность, злоба, печаль и отчаяніе, вражда, нетерпѣливость, мстительность, сомнѣніе, невѣріе, невоздержаніе.

Возлюбленные! очистимъ себя отъ всякой скверны плоти и духа. Это увѣщаніе апостола столько же относится и къ намъ, братія, сколько къ коринѳскимъ христіанамъ.

Мы удостоились великой чести: мы, крестившіеся во Христа, облеклись во Христа и стали чадами Божіими. Мы, воспріявшіе духа благодати чрезъ помазаніе святымъ мѵромъ, стали жилищами Духа Божія. Мы, вкусившіе небеснаго дара чрезъ пріобщеніе Тѣла и Крови Христовой, стали храмами Божіими, членами Тѣла /с. 317/ Христова. Намъ даны великія обѣтованія: намъ отложено наслѣдіе на небесахъ. Сподобившись всего этого, имѣя столь великія обѣтованія, возлюбленные, очистимъ себя отъ всякой скверны плоти и духа. Если бы кто пожелалъ знать, какъ очищать себя отъ скверны плоти и духа, тотъ пусть обратится къ руководству матери своей — Церкви и совѣтамъ своихъ духовныхъ пастырей и учителей. Ваше право — требовать слово отъ устъ священника; а на священникѣ лежитъ долгъ поучать ввѣренную ему паству.

У кого нечистота плоти или духа не успѣла глубоко проникнуть во весь составъ его, его тѣло и духъ, а только стала какъ бы зараждаться въ немъ, тотъ пусть поспѣшитъ очистить его сокрушеніемъ сердца, а если можетъ, пусть омоетъ слезами покаянія, исповѣдію предъ духовникомъ и исполненіемъ того, что онъ посовѣтуетъ ему дѣлать для его исправленія.

У кого нечистота проникла глубоко, кто преданъ распутству, пьянству, кто пріобрѣлъ характеръ гордый, сребролюбивый, склонный къ враждѣ, зависти и т. п., тотъ пусть займется продолжительнымъ лѣченіемъ своего нравственнаго недуга, подъ руководствомъ опять тѣхъ же духовныхъ врачей; пусть удаляется отъ всего, что питаетъ страсть; пусть употребляетъ все то, что служитъ къ ослабленію или уничтоженію ея. Иному, быть можетъ, нужно разорвать связи грѣховныя; другому — прекратить выходы въ тѣ мѣста, гдѣ для него предстоитъ соблазнъ. Скупому нужно принуждать себя къ подаянію милостыни, къ дѣламъ благотворенія, хотя бы это сперва совершалось и не охотно. Гордому, самолюбивому нужно дѣлать вопреки тому, что внушать будутъ ему горделивые помыслы; нужно нудить себя не искать своихъ си, своей пользы или удовольствія, но яже ближняго, того, что относится къ благу ближняго. При этомъ нужно помнить, что такого рода очищеніе себя не легко дается, оно потребуетъ борьбы, и борьбы иногда весьма тяжкой, при отреченіи отъ грѣховныхъ привычекъ придется испытывать столько же великую нравственную боль, какую испытываетъ человѣкъ при отнятіи больного члена. Это подвигъ весьма тяжкій, своими силами его нельзя совершить; нужна здѣсь всесильная помощь Божія, которая подается тѣмъ, кто молитвенно и со смиреніемъ испрашиваетъ ее у Бога. Значитъ, кто хочетъ очистить себя отъ грѣховъ, тотъ долженъ молиться часто, усердно. Но благо тому человѣку, который принялъ на себя иго Христово отъ юности своей, кто сохранилъ одежду крещенія непорочною до того времени, когда онъ началъ жизнь самостоятельную: онъ безъ борьбы вступаетъ въ жизнь добродѣтельную. Благо тому, кого родители съ младенчества воспитали въ добрыхъ пра/с. 318/вилахъ христіанской жизни и не только сохранили непорочность его, но и приготовили его къ борьбѣ съ соблазнами, какіе предлежатъ ему при вступленіи въ жизнь самостоятельную.

Блаженъ, кто хранитъ себя въ святынѣ; блаженъ, кто сохраняетъ эту святыню и въ дѣтяхъ своихъ чрезъ воспитаніе ихъ въ страхѣ Божіемъ.

Возлюбленные! очистимъ себя отъ всякой скверны плоти и духа, совершая святыню въ страхѣ Божіемъ. (Сост. по «Слова, рѣчи и поученія» Макарія, митр. Москов., выпускъ 2-й, стр. 145).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 315-318.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.