Церковный календарь
Новости


2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 74-е (1895)
2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 73-е (1895)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Слово въ день зачатія прав. Анною Пресв. Богородицы (1965)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Поученіе въ день святителя Николая Чудотворца (1965)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. 60-лѣтіе священнослуженія митр. Анастасія (1976)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свѣтильникъ Русской Церкви блаж. митр. Антоній (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Св. Обитель и духовная школа на служеніи Церкви (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Чѣмъ каждый изъ насъ долженъ служить Церкви? (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 18-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦѢ.
109. Отчего не хотятъ слушать слово Божіе?

Прекрасное зрѣлище представляетъ народъ, окружающій Господа на берегу Генисаретскаго озера! Необозримое множество людей окружаетъ Его, и каждый спѣшитъ подойти къ Нему ближе, каждый домогается не быть вдали отъ Него, — для чего же? да быша слышали слово Божіе. Эти люди жили, какъ и мы, братія, въ различныхъ связяхъ съ міромъ; увлекались человѣческими мечтами и суетами; желали болѣе, чѣмъ нужно желать. Но вотъ открылся случай слышать слово Божіе, и сердца загорѣлись другимъ желаніемъ. Окружали Господа такъ, что Ему надобно было сойти въ лодку, нѣсколько отступить отъ берега и отселѣ преподавать слово жаждавшимъ слышать ученіе. И сѣдъ учаше изъ корабля народы.

Братія! отчего такъ мало мы слушаемъ слово Божіе, — слово, столько необходимое для спасенія нашего? Какъ объяснить себѣ эту странность? Блажени слышащіи слово Божіе и хранящіи е, — говоритъ неложное Слово (Лук. 11, 28). Но согласитесь, что очень мало нынѣ слушающихъ слово Божіе, не говорю о творящихъ.

Быть можетъ, слово Божіе слишкомъ уже извѣстно намъ, такъ что нечего и слушать? Сомнительно, чтобы не сказать чего нибудь болѣе. Что, если представляемъ себя много знающими, тогда какъ на дѣлѣ слишкомъ мало знаемъ? Еще чаще можно встрѣтиться съ такими изъ насъ, которые точно много знаютъ, а не знаютъ единаго на потребу. Знаютъ и то, что происходитъ на небѣ, за областями воздушными; знаютъ и то, что скрывается въ сокровенныхъ нѣдрахъ земли, а не знаютъ только того, какова ихъ душа, жива ли она? Достаточно знаютъ науку чиселъ, знаютъ, какъ считать и вычитать, умножать у себя и отнимать у другихъ, опре/с. 319/дѣлять ряды вѣроятнаго и доходить до несомнѣнныхъ выгодъ. Но не знаютъ, не соображаютъ, даже не думаютъ, до какой суммы возросли душевные долги ихъ, какою монетою придется платить за нихъ на томъ свѣтѣ, и какъ можно было бы расплачиваться за нихъ здѣсь.

Понимаютъ науку жить съ людьми, знаютъ, чрезъ кого и какъ избавиться отъ непріятностей жизни, навлеченныхъ ихъ же грѣхами; а знаютъ ли, какъ надобно спасать свою душу, — о томъ не спрашивай; опасности жизни христіанской, о которыхъ такъ много говоритъ слово Божіе, средства предостерегать душу отъ пожара страстей, о чемъ такъ часто и много учитъ слово Божіе, участь нераскаяннаго грѣшника за гробомъ, которую въ такомъ ужасающемъ видѣ изображаетъ слово Божіе, все это — такіе предметы, до которыхъ едва ли когда касались они мыслію, тѣмъ менѣе сердцемъ. Какое несчастное положеніе! Намъ сказано: горняя мудрствуйте, а не земная (Кол. 3, 2); земныя сокровища не пойдутъ за ними въ вѣчность; а если и пойдутъ, то, при нашихъ страстяхъ къ нимъ, на нашу погибель. Достаточно ли всѣ знаютъ это, по крайней мѣрѣ, столько ли, чтобы не жить для одной земли?

Нѣкоторые говорятъ, что они оттого не слушаютъ слова Божія, что оно скучно! Боже мой! И Твое слово намъ скучно! И Ты, Который весь сладость, весь свѣтъ, весь жизнь и особенно для насъ, израненныхъ грѣхами, — и Ты изглаголалъ намъ слово, которое скучно для насъ! Гдѣ же послѣ того утѣшенія наши? Гдѣ свѣтъ для насъ? Какихъ истинъ — свѣтлыхъ и интересныхъ для ума, отрадныхъ и назидательныхъ для сердца, ни откроетъ вниманію нашему слово Божіе, если бы только внимали мы ему! Заключая въ письменахъ своихъ умъ Божій, какое неистощимое богатство свѣдѣній оно должно заключать въ себѣ! Много требованій отъ разныхъ сторонъ духа нашего можетъ быть предъявлено: но на всѣ требованія нашли бы мы отвѣты, наставленія, указанія въ словѣ Божіемъ, если бы только искали. Но, что важнѣе всего, въ немъ изображены истины тѣ именно, которыя необходимы для спасенія нашего: въ немъ написано то самое, безъ чего духу нашему жить нельзя, въ немъ изображены основные законы самаго духа нашего. Глаголы, яже Азъ глаголахъ вамъ, духъ суть и животъ суть (Іоан. 6, 63), такъ говорилъ о словѣ Своемъ Самъ Господь; глаголы Его сообщаютъ жизнь, безъ которой нѣтъ и жизни; глаголы Его одушевляютъ духомъ, безъ котораго духъ нашъ — земля и плоть.

Въ немъ — въ словѣ Божіемъ — источникъ утѣшеній, истинно оживляющихъ сердце; въ немъ источникъ свѣта истиннаго, ко/с. 320/торый никогда не наведетъ какого-либо мрака на мысль нашу. Коль сладка гортани моему словеса устъ Твоихъ! Паче меда устомъ моимъ, взываетъ св. царь и пророкъ Давидъ. Законъ Господень чистъ, пребываяй въ вѣкъ вѣка, и слѣдовательно, никогда не можетъ быть сочтенъ за ненужный. Заповѣдь Господня свѣтла, просвѣщающая очи и слѣд. всегда спасительна для омраченнаго взора нашего. Подумайте же, можно ли назначить предѣлъ изученію слова Божія, когда оно есть законъ для безпредѣльнаго духа нашего? Подумайте, правду ли говорятъ, что слово Божіе скучно слушать?

Итакъ, вопросъ нашъ остается еще нерѣшеннымъ. Отчего, повторимъ опять, мало слушаютъ слово Божіе?

«Оттого, отвѣчаютъ другіе, что не хороши проповѣдники слова Божія». Что же это значитъ? То ли, что проповѣдники слова Божія не краснорѣчивы? Положимъ, что это и правда. Но правда, ли, что оттого не слушаютъ слова Божія? Конечно, никто не отречется отъ того, что Павелъ апостолъ былъ проповѣдникъ сильный; проповѣдь его пріобрѣла Христу милліоны язычниковъ и весьма много іудеевъ. И однако-жъ тотъ же сильный проповѣдникъ не для всѣхъ казался способнымъ проповѣдникомъ; одна и та же проповѣдь его о крестѣ, которая для спасаемыхъ была премудростію Божіею, для многихъ казалась безуміемъ; одна и та же проповѣдь его, которая для многихъ была силою Божіею, для другихъ была соблазномъ (1 Кор. 1, 23. 24). Видите — проповѣдникъ самый лучшій; а проповѣдь не всѣмъ нравится, отъ проповѣди бѣгутъ очень многіе. Дѣло очевидно — не виноватъ проповѣдникъ. Но, не виноватъ этотъ проповѣдникъ, виноваты ли другіе, которые, бывъ неспособны сообщить проповѣди занимательность, заставляютъ не слушать проповѣди?

Братія! не забудьте, что мы говоримъ о проповѣдникѣ слова Божія, а не о мірскомъ ораторѣ. Не забудьте, что сила слова христіанскаго въ немъ самомъ, въ его силѣ и духѣ, а не въ украшеніяхъ стороннихъ. Образецъ вамъ для слова христіанскаго ап. Павелъ: проповѣдь моя, говоритъ онъ, не въ убѣдительныхъ словахъ человѣческой мудрости, но въ явленіи духа и силы (1 Кор. 2, 4). Потому, ища краснорѣчія въ проповѣдникѣ, вы ищете не существеннаго, и не ищете того, что прежде всего надлежало бы искать; слушайте слово Божіе въ томъ его видѣ и для той цѣли, въ какой и для чего дано оно, и вы не останетесь безъ пользы. Чтобы показать вамъ, какъ мало оправдываетъ васъ извиненіе некраснорѣчіемъ проповѣдника, указываю на тысячи сердецъ простыхъ, которыя съ назиданіемъ глубокимъ слушаютъ некраснорѣчиваго /с. 321/ проповѣдника, для которыхъ самая простая пѣснь церковная много говоритъ и уму и сердцу. Присовокупите къ простотѣ простого сердца покорность верховному Вождю пастырей, тогда увидите, что не въ проповѣдникѣ вина тому, что не слушаете спасительнаго слова Божія.

Гдѣ же причины тому, что мало слушающихъ слово Божіе? Не въ томъ ли, что слишкомъ много дѣлъ земныхъ обременяютъ жизнь нашу? Правда, жизнь земная много требуетъ для себя заботъ, много отнимаетъ для себя времени. Правда и то, что никто не долженъ считать незаконными занятій, требуемыхъ званіемъ каждаго, обязанностями состояній. Кійждо, въ немъ же призванъ званіи, въ томъ да пребываетъ. Но правда ли то, что именно занятія препятствуютъ слушать слово Божіе? Ужели въ самомъ дѣлѣ какое-либо благочестивое занятіе не оставляетъ вовсе времени заняться Божіимъ? Ахъ, братія! того быть не можетъ. Быть не можетъ, чтобы какое либо дѣло доброе мѣшало другому дѣлу. Кромѣ того, у христіанъ есть воскресные и праздничные дни, свободные отъ житейскихъ занятій, въ которые и удобно заняться словомъ Божіимъ. Шесть дней дѣлай, а седмый Господу Богу твоему: такъ сказалъ Самъ Господь еще тогда, какъ давалъ законъ для іудейскаго народа. Одинъ день отдѣлилъ для Себя Господь, и шесть оставилъ для дѣлъ житейскихъ. Вотъ распредѣленіе времени, на которое не жаловался и не имѣлъ причинъ жаловаться даже жестокосердый іудей; седьмый день — неприкосновенный день покоя.

Что-жъ дѣлаютъ христіане въ седьмый день? Гдѣ они? Чѣмъ заняты? Въ храмѣ ли, чтобы слушать чтеніе и пѣніе священное? Въ домѣ ли Божіемъ, чтобы поучаться въ законѣ Христовомъ? Какъ проходитъ у нихъ время послѣ времени богослуженія? Увы! И одного дня въ недѣлю не хотятъ удѣлить для спасительнаго размышленія о Господѣ! И одинъ день отнимаютъ у Господа и закона Его! Спрашивать ли послѣ того, занимаются ли исповѣдующіе имя Христово словомъ Христовымъ въ минуты свободныя, въ продолженіе шести дней? Некогда, говорятъ. Не правда. Спросите совѣсть, и она вамъ укажетъ на часы и даже цѣлые дни, проведенные въ праздности, въ разсѣяніи, если не въ чемъ-либо хуже того. Творить грѣхи достаетъ намъ времени, мы каждый часъ ихъ творимъ; а врачевать душу, погибающую во грѣхахъ, нѣтъ времени!

Братія, не для чего выдумывать намъ извиненія грѣхамъ нашимъ. Ни слово Божіе, ни занятія жизни — не причиною тому, что такъ мало мы слушаемъ глаголы божественные; причины тому въ насъ самихъ, въ нашихъ страстяхъ, въ нашемъ нерадѣніи /с. 322/ къ спасенію душевному. (Сост. по «Слов., бесѣд. и рѣч.» Филарета, архіеп. черниговскаго, изд. 3-е, 1883 г.).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 318-322.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.