Церковный календарь
Новости


2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 17 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 5.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 18-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦѢ.
110. Отчего люди уклоняются отъ попеченія о нихъ Церкви Божіей.

И рече къ Симону Іисусъ: не бойся; отселѣ будеши человѣки ловя (Лук. 5, 10).

Въ этихъ немногихъ словахъ сегодняшняго евангелія Іисусъ Христосъ призываетъ простыхъ рыбарей къ апостольскому служенію. Онъ приходитъ къ озеру Галилейскому и видитъ на берегу его рыбарей, которые только что воротились послѣ неудачной ночной ловли и одни починяли сѣти, а другіе вымывали ихъ. Сѣлъ Онъ въ одну лодку и началъ учить собравшійся во множествѣ народъ; потомъ побуждаетъ рыбарей снова закинуть сѣти и, къ удивленію, они тотчасъ поймали великое множество рыбы. Чудо было слишкомъ явно, такъ что одинъ изъ рыбарей, по имени Симонъ, палъ въ ужасѣ и благоговѣніи предъ Господомъ. Господь успокаиваетъ его и вмѣстѣ возлагаетъ на него другое служеніе, болѣе высокое и болѣе трудное — быть апостоломъ: не бойся, говоритъ Онъ ему, отселѣ будеши человѣки ловя. Обратимъ вниманіе на то, что Іисусъ Христосъ какъ бы находитъ сходство между занятіемъ рыбарей и служеніемъ апостоловъ: будеши человѣки ловя. И дѣйствительно, какъ море великое и пространное лежалъ предъ апостолами тогдашній міръ съ его неизвѣстностью и бурями напастей, ожидающихъ ихъ; а они — слабые, безоружные, какъ малыя ладьи, понеслись въ этотъ опасный міръ съ тревогами и недоумѣніемъ, будетъ ли успѣхъ въ обращеніи душъ человѣческихъ? И чего не испытали, не перенесли, не вытерпѣли эти простые, но славные и мужественные рыбари! Вотъ сегодня же св. Церковь съ торжествомъ воспоминаетъ кончину одного изъ нихъ — св. апостола и евангелиста Іоанна Богослова. Великіе труды и болѣзни понесъ онъ въ святомъ дѣлѣ распространенія вѣры: цѣлыя страны прошелъ онъ съ проповѣдію, уловляя души ко Христовой Церкви; страдалъ и мученъ былъ за свидѣтельство Христово, — но до самой глубокой старости не переставалъ всякими средствами заботиться о спасеніи душъ. Впрочемъ, не дивно, если въ тогдашнее время невѣдѣнія нужно было апостоламъ уловлять людей къ вѣрѣ: тогда люди жили безъ Христа и были безъ Бога въ мірѣ (Еф. 2, 12). Но что, если и нынѣ уже вѣрующіе во Христа — мы все также нуждаемся въ уловленіи, привлеченіи ко Христу и Его св. Церкви? если и нынѣ св. Церковь обнощь всю труждается и не /с. 323/ имѣетъ успѣха? Покажите грѣшника, который бы исправился, заблуждающагося, который бы обратился на истинный путь, преданнаго страсти, отъ коей бы излечился? Видно, и въ наше время есть свои причины, препятствующія дѣлу Церкви Божіей, свои трудности, останавливающія успѣхъ пастырскаго служенія, свои обстоятельства, увлекающія людей въ міръ многозаботливый и суетный. Въ настоящей бесѣдѣ мы хотимъ объяснить, отчего люди уклоняются отъ попеченій объ нихъ Церкви Божіей?

Первая причина, почему люди уклоняются отъ попеченій Церкви Божіей, лежитъ въ самой высотѣ и важности цѣли, какую она имѣетъ. Опытъ показываетъ, что въ родѣ человѣческомъ всякое добро, просвѣщеніе, успѣхъ принимаются медленно, съ борьбою и противленіемъ. Всегда почти такъ было, что благодѣтели обществъ, кои приносили полезныя открытія и благодѣянія, сами никогда не видѣли награды себѣ: люди часто враждебно встрѣчали тѣхъ, кои имъ же хотѣли благо оказать; Іисусъ Христосъ пришелъ преподать людямъ благодать и истину, — и Его оклеветали, враждовали, довели до смерти крестной. Апостолы возвѣщали людямъ божественное ученіе о благодати искупленія, о прощеніи грѣховъ, о любви къ людямъ, о надеждѣ будущаго блаженства, — и всѣ они встрѣчены были враждою и гоненіемъ. Послѣ апостоловъ жили великіе отцы и учители Церкви, во всѣ времена не оскудѣвали пастыри добрые, право правящіе дѣло Божіе, — и отъ всѣхъ исходили жалобы на холодность и непослушаніе людей и на уклоненіе ихъ отъ Церкви Божіей. Понять это можно тогда, когда представимъ себѣ святую и возвышенную цѣль св. Церкви.

Каково назначеніе Церкви? Богъ поручилъ св. Церкви власть надъ душею человѣка, надъ внутреннимъ его святилищемъ, гдѣ пребываютъ мысль, чувство, совѣсть и гдѣ хранятся самыя дорогія и святыя вѣрованія и убѣжденія человѣка. Вы — свѣтъ міра, говоритъ Господь ученикамъ Своимъ; вы — соль земли (Мѳ. 5, 13, 14); въ рукахъ у васъ — Слово Божіе живое и дѣйственное, которое проницаетъ до раздѣленія души и духа и судитъ чувствованія и помышленія сердечныя (Евр. 4, 12). Такимъ образомъ, власть эта дѣйствуетъ не силою и страхомъ, не повелѣніемъ и господствомъ, но убѣжденіемъ, наученіемъ, высшимъ просвѣщеніемъ. Мы не беремъ власти надъ вашею вѣрою (2 Кор. 1, 24), писалъ апостолъ Павелъ христіанамъ, но открывая истину представляемъ себя совѣсти всякаго человѣка предъ Богомъ (2 Кор. 4, 2). Просвѣтить душу, пробудить въ ней лучшія силы, устремить ихъ къ истинѣ и добру, и — тамъ, на небѣ показать /с. 324/ цѣль вѣчнаго и высшаго существованія: вотъ назначеніе святой Церкви. И вотъ отчего не о здѣшнихъ предметахъ говоритъ часто наша проповѣдь: она становится вѣстію объ иномъ мірѣ высшемъ и духовномъ, объ иныхъ предметахъ невидимыхъ и сверхъестественныхъ. Она говоритъ о Богѣ Вѣчномъ и Всеблагомъ, по образу Коего созданы люди и совершенству Коего должны подражать они; о душѣ, которая украшена дарами Божіими и назначена къ лучшему и благому употребленію своихъ силъ; о добродѣтели, которая есть совершенство души и о грѣхѣ, который есть величайшее бѣдствіе въ мірѣ; о безсмертіи, когда разсѣется весь мракъ души и облечется она небесною красотою и величіемъ. Такъ велико и свято назначеніе святой Церкви! Казалось бы, самая высота и благодѣтельность цѣли достаточна была, чтобы увлечь людей. Возьмемъ теперь людей, какъ они есть, въ той средѣ, гдѣ они живутъ, — и спросимъ: отчего же христіане уклоняются отъ такихъ спасительныхъ попеченій Церкви? Люди обыкновенно къ тому призываются и тѣмъ занимаются, что ближе къ нимъ, видимѣе, касается насущныхъ интересовъ, — и притомъ обѣщаетъ имъ пользу или выгоду. Зачѣмъ это люди такъ хлопочутъ объ образованіи себя? Многихъ влечетъ польза — будешь просвѣщенъ, уменъ и пріятенъ въ обществѣ, будешь врачомъ, судьею, начальникомъ. Отчего иные всю жизнь проводятъ въ трудѣ и работѣ полевой, торговой, ремесленной? Потому что одна даетъ богатство, другая — средства къ жизни. И вотъ эта-то забота объ удобствахъ жизни у насъ на первомъ мѣстѣ. Посмотрите на суету людскую: всѣ хлопочутъ — кто о ежедневномъ пропитаніи, кто объ удовольствіяхъ дня и ночи, кто о своей славѣ, счастіи, успѣхахъ. Обойметъ она — эта многошумная жизнь со всѣхъ сторонъ, — и не дастъ вздохнуть свободно человѣку, все занимая его, маня и обольщая. Говори послѣ этого людямъ, что всего этого недостаточно, что есть иная, высшая жизнь, коею долженъ жить человѣкъ, — и не выслушаютъ. Сколько есть людей, которые и не знаютъ, что значитъ уединиться въ себя, предаться размышленію, отдать отчетъ въ своихъ мысляхъ и убѣжденіяхъ? И если кто захочетъ внести свѣтъ въ эту темную душу и пробудить спящія силы ея, — его встрѣтятъ непріязненно, потому что онъ нарушаетъ этотъ мирный безпечный сонъ души. Однажды Іисусъ Христосъ пришелъ въ страну Гадаринскую, которая была вдали отъ столицы и гдѣ евреи вели полуязыческую жизнь, въ забвеніи священнаго закона и обычаевъ древнихъ. При самомъ входѣ въ эту землю Онъ исцѣлилъ несчастнаго, одержимаго легіономъ бѣсовъ. Въ страхѣ собрались жители, видѣли своими глазами чудодѣйственную силу и — что же? /с. 325/ просили Господа удалиться отъ нихъ, боясь, конечно, чтобы не былъ возмущенъ ихъ привычный образъ жизни. Но есть другого рода люди, которые просвѣтили себя ученіемъ и знаніями разнаго рода, изучили природу, понимаютъ тайны неба и земли. Эти люди узнали высшія занятія, чѣмъ труды и житейскія заботы, они много думаютъ, испытали духовное наслажденіе. Хорошо это, — но не все. Приникни къ душѣ своей и подслушай, о чемъ она тоскуетъ, чего не достаетъ ей, какіе вопросы и желанія возникаютъ въ ней? И поймешь ты, что не весь же человѣкъ сотканъ изъ плоти и крови, что не все же вѣчно хлопотать и гоняться здѣсь за счастьемъ, не достигая его, что есть же иныя, высшія цѣли и заботы жизни. И скажетъ тебѣ душа твоя о добрѣ, что оно важнѣе всего, объ истинѣ и знаніи, что безъ вѣры не жилъ и не можетъ жить никто, о будущности, что нѣкогда придется разстаться со всѣмъ, о чемъ мы такъ хлопочемъ, о Богѣ, предъ Коимъ надо будетъ явиться въ чистотѣ и непорочности душевной. И поникнешь въ раздумьи и скажешь самъ себѣ: о, какъ пуста моя жизнь и на какую мелочь растратилъ я лучшія силы души!

Есть другая причина, почему люди уклоняются отъ попеченій Церкви Божіей: это — вліяніе на нихъ свѣта и суда людскаго, увлеченіе общимъ обычаемъ. При Іисусѣ Христѣ были многіе изъ знатныхъ и ученыхъ іудеевъ, которые вѣрили въ Него и признавали Его Учителемъ отъ Бога, но страха ради іудейска не объявляли себя Его учениками, да не изъ сонмищъ изгнани будутъ (Іоан. 19, 38). И видно, велико было вліяніе этого страха на людей, что Господь долженъ былъ сказать: иже аще постыдится Мене и Моихъ словесъ... и Сынъ Человѣческій постыдится его (Марк. 8, 38). То правда, что и теперь въ обществѣ человѣческомъ добродѣтель и благочестіе встрѣчаютъ холодность, нерѣдко насмѣшку, а подчасъ и вражду. Явись религіозный человѣкъ, покажись кто съ своимъ образомъ мыслей и нравовъ, возвысь голосъ за честь и правду — возстанутъ на такого. Будь добродѣтельный человѣкъ, самый незлобивый: совершай онъ свое дѣло въ тишинѣ домашняго круга, не затрогивай интересовъ другихъ, живи онъ, такъ сказать, самъ про себя, — и тутъ не оставятъ его въ покоѣ: начнутъ бросать въ него осужденіемъ, насмѣшками, отыщутъ въ немъ недостатки, пороки, а если ихъ нѣтъ — припишутъ ему. И вотъ, къ несчастію, причина того, что мало успѣваетъ добро въ мірѣ, что много гибнетъ прекрасныхъ намѣреній и предпріятій, что не совершается многихъ честныхъ и христіанскихъ дѣлъ изъ боязни суда, гнѣва и насмѣшки. Не мало, можетъ быть, нашлось бы людей, которые бросили бы теперешнюю свою жизнь по обычаямъ свѣта, если бы /с. 326/ не боялись говора и молвы людской. Тягостна и пуста жизнь разсѣянная, которая вся посвящена удовольствіямъ, окружена внѣшнимъ блескомъ, но въ то же время кроетъ подъ собою зависть, разореніе, вражду, а нельзя отказаться отъ нея: что скажутъ въ обществѣ? Скучно въ общественныхъ собраніяхъ: не то говорятъ, что думаютъ, улыбаются тогда, когда хочется плакать, хвалятъ тамъ, гдѣ надо бичевать, нѣтъ мѣста искренности и правдѣ — а нельзя отступить отъ обычая: осудятъ, возстанутъ всѣ. Вступился бы я за этого честнаго человѣка, котораго такъ порицаютъ всѣ, поддержалъ бы это прекрасное предпріятіе, похвалилъ бы добрый поступокъ, защитилъ бы мнѣніе вѣрное, да зачѣмъ высказываться одному, вызывать противъ себя ропотъ и неудовольствіе? Не часто ли вамъ хотѣлось горячо помолиться въ храмѣ Божіемъ, поплакать о бѣдствіяхъ ближняго, обнаружить свое доброе чувство и не удерживалъ ли васъ стыдъ людского мнѣнія, осужденія? Много есть въ насъ добрыхъ желаній и чувствъ, но мы боимся высказать ихъ: а что подумаютъ люди, — не подвергнуться бы насмѣшкѣ, суду? И тотъ же судъ людской терпитъ и равнодушно смотрить на принятыя правила свѣта, на разныя обычаи, едва ли умѣстные въ христіанскомъ обществѣ. Если Церковь внушаетъ держаться Христова ученія, покоряться благому и легкому игу заповѣдей Божіихъ — кричатъ, что это нарушаетъ свободу совѣсти, противно духу вѣротерпимости. А когда въ обществѣ слышатся праздныя легкомысленныя рѣчи противъ вѣры и ея уставовъ, когда всякій пишущій или умствующій носится съ своимъ какимъ-либо свободнымъ мнѣніемъ: это не нарушаетъ свободы совѣсти? Когда Церковь заповѣдуетъ воздержаніе, постъ, умѣренность, отреченіе на время отъ нѣкоторыхъ удовольствій: это, видите ли, слишкомъ строго, отзывается пустынею, аскетизмомъ. А видитъ общество неуваженіе къ праздничнымъ днямъ, собранія для празднаго и вреднаго провожденія вечеровъ и ночей, умножившіеся соблазны увеселеній: это называютъ развитіемъ общественной жизни. На улицахъ повсюду появляются постыдныя зрѣлища людей нетрезвыхъ, обезображенныхъ виномъ, ругательствами, ссорами: говорятъ, что изъ уваженія къ человѣку нельзя наказать ихъ судомъ презрѣнія. А сколько лицъ невинныхъ, неопытныхъ, смотря на это безчиніе, теряетъ чувство уваженія къ человѣку и сами пріучаются къ терпимости зла и порока! Такъ остаются напрасными всѣ усилія Церкви святой. Ея ученіе слушается, пріемлется сердцемъ, — жизнь сама по себѣ идетъ своею обычною дорогою; и выходитъ, что изъ страха суда людскаго уклоняются отъ попеченій Церкви Божіей.

/с. 327/ Христіане! Господь далъ святой Церкви власть — уловлять души людей покорять ихъ подъ легкое и благое иго Христово. И вы знаете, какъ попечительна и заботлива она о вѣрующихъ въ Іисуса Христа! Не силою и гордостію она хочетъ покорить насъ, но духомъ убѣжденія, вразумленія, увѣщанія и мольбы; не свою славу имѣетъ она въ виду, но благо и совершенство нашихъ душъ. Не уклонимся же отъ ея попеченій и не промѣняемъ ее на непостоянный судъ людской! Аминь. (Изъ пропов. прот. Василія Гиляровскаго).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 322-327.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.