Церковный календарь
Новости


2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 18 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 3.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 18-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦѢ.
112. Слово въ недѣлю 18-ю по Пятидесятницѣ, Евсевія, Архіепископа Могилевскаго.

Братіе, сѣяй скудостію, скудостію и пожнетъ; а сѣяй о благословеніи, о благословеніи и пожнетъ. Кійждо якоже изволеніе имать сердцемъ, не отъ скорби, ни отъ нужды; доброхотна бо дателя любитъ Богъ (1 Кор. 9, 6. 7).

Предложенныя слова апостола даютъ намъ наставленіе о томъ, какъ надобно оказывать благотворенія ближнимъ, и какъ должно подавать милостыню.

/с. 330/ Сѣяй скудостію, скудостію и пожнетъ. «Кто сѣетъ скупо, для того и жатва скупа». Сѣющій есть тотъ, кто дѣлаетъ добро другому, или кто подаетъ милостыню. Каждое доброе дѣло, сдѣланное для ближняго, по заповѣди Господней, во славу Божію, есть какъ бы сѣмя, бросаемое въ землю, которое въ свое время принесетъ плодъ. Кто мало высѣеваетъ сѣмянъ на полѣ, тотъ будетъ имѣть и малую жатву. Такъ и тотъ, кто мало дѣлаетъ добра ближнему, или мало подаетъ милостыни бѣднымъ, малую получитъ отъ Бога и награду; или и совсѣмъ не получитъ награды, если не благотворитъ ближнимъ.

А сѣяй о благословеніи, о благословеніи и пожнетъ. «А кто сѣетъ щедро, для того и жатва щедра». Кто много дѣлаетъ добра, или кто щедро и съ усердіемъ раздаетъ милостыню: для того и награда отъ Бога будетъ велика. Таковъ законъ правды и благости Божіей, что каждый получитъ награду и наказаніе по дѣламъ своимъ, какъ учитъ апостолъ: всѣмъ бо явитися намъ подобаетъ предъ судищемъ Христовымъ, да пріиметъ кійждо, яже съ тѣломъ содѣла, или блага, или зла (2 Кор. 5, 10).

Когда говоритъ апостолъ: «кто сѣетъ скупо, для того и жатва скупа; а кто сѣетъ щедро, для того и жатва щедра», онъ имѣетъ въ виду не столько количество милостыни, сколько усердіе подающаго милостыню. Когда есть истинное усердіе, тогда бываетъ щедра и милостыня; тогда бываетъ богата и награда отъ Господа праведнаго Мздовоздаятеля. А милостыня, при усердіи, бываетъ щедрою не только изъ рукъ богатыхъ, но и изъ рукъ бѣдныхъ, когда съ малымъ по количеству подаяніемъ соединяется великое усердіе. Видимъ этому примѣръ въ евангельской исторіи. Одна бѣдная вдова положила въ сокровищницу храма двѣ лепты, или двѣ малыя монеты, и Господь сказалъ о ней Своимъ ученикамъ: Истинно говорю вамъ, что эта бѣдная вдова больше всѣхъ положила въ даръ Богу; ибо всѣ тѣ отъ избытка своего положили въ даръ Богу; а она отъ скудности своей положила все пропитаніе свое, какое имѣла (Лук. 21, 2-4).

Поэтому, когда мы оказываемъ какое нибудь благотвореніе ближнему, помогаемъ бѣднымъ или подаемъ милостыню нищимъ, мы должны это дѣлать охотно, во имя Господа, отъ Котораго мы все получили, что ни имѣемъ; должны дѣлать это съ добрымъ расположеніемъ, искренно желая помочь ближнему, чтобы, сколько можемъ, облегчить нужду ближняго, и тѣмъ исполнить заповѣдь Господа, повелѣвающаго дѣлать другимъ то же, чего мы желали бы и самимъ себѣ. Такъ заповѣдуетъ и апостолъ: кійждо якоже изволеніе имать сердцемъ, не отъ скорби, ни отъ нужды. «Каждый удѣляй по расположенію сердца», изъ любви къ ближне/с. 331/му, ради Бога, «не съ огорченіемъ и не съ принужденіемъ».

Вотъ еще правило для дѣлающихъ добро ближнимъ: не съ огорченіемъ и не съ принужденіемъ. Оказывая благотвореніе ближнему, надобно наблюдать за собою, чтобы дѣлать добро ближнимъ съ любовію, показывая свое доброе расположеніе ласковыми словами и веселымъ видомъ лица, и всячески остерегаться того, чтобы, дѣлая добро ближнему, не питать въ душѣ чувства гнѣва, досады, нерасположенія или презрѣнія къ ближнимъ, и не показывать своего внутренняго нерасположенія мрачнымъ или печальнымъ видомъ или словами, оскорбительными для ближняго.

Должно подавать милостыню не съ огорченіемъ и не съ принужденіемъ. А съ огорченіемъ и съ принужденіемъ дѣлаютъ добро ближнимъ или подаютъ милостыню нищимъ обыкновенно такіе люди, которые не питаютъ въ душѣ искренней любви къ ближнимъ, и не имѣютъ усердія помогать нуждамъ ближнихъ, а питаютъ въ себѣ пристрастіе къ корысти, или преданы страсти роскоши и любятъ употреблять данныя отъ Бога земныя блага на удовлетвореніе своихъ порочныхъ желаній и страстей. А когда подаютъ милостыню или помогаютъ бѣдному, то дѣлаютъ это неохотно, съ принужденіемъ себя, чтобы соблюсти приличіе, или избавиться отъ докукъ бѣдныхъ просителей, или по другимъ какимъ житейскимъ разсчетамъ, но не ради Бога, и не изъ любви къ ближнимъ. Премудрый сынъ Сираховъ даетъ такое наставленіе: окомъ благимъ прослави Господа, и не умали отъ начатка рукъ твоихъ; во всякомъ даяніи весело имѣй лице твое (Сирах. 35, 7. 8).

Доброхотна бо дателя любитъ Богъ, присовокупилъ апостолъ. «Доброхотно дающаго любитъ Богъ»: это всегда мы должны держать въ памяти, чтобы, что ни дѣлаемъ для ближнихъ, какую помощь ни оказываемъ другимъ въ ихъ нуждахъ, всегда дѣлать это охотно, съ любовію, помышляя, что такого благотворенія требуетъ отъ насъ Богъ, и къ такому благотворенію благоволитъ Богъ. Доброхотно подавая милостыню нищимъ или съ любовію дѣлая добро другимъ, мы подражаемъ Богу: ибо Онъ подаетъ неисчислимыя блага по единой безпредѣльной любви Своей къ роду человѣческому. А мы въ благотвореніи должны подражать Богу, по заповѣди Господа Спасителя: будете убо милосерди, якоже и Отецъ вашъ милосердъ есть (Лук. 6, 36).

Помните, братія, какую великую любовь и милость явитъ Господь Спаситель ко всѣмъ доброхотно дѣлающимъ добро своимъ ближнимъ. Онъ, праведный Судія и Мздовоздаятель, въ послѣдній день скажетъ имъ: Пріидите благословенніи Отца Моего, наслѣдуйте уготованное вамъ царствіе отъ сложенія міра. Взалкахся /с. 332/ бо, и дасте Ми ясти; возжаждахся, и напоисте Мя; страненъ бѣхъ, и введосте Мене; нагъ, и одѣясте Мя; боленъ, и посѣтисте Мене; въ темницѣ бѣхъ, и пріидосте ко Мнѣ (Мѳ. 25, 34-36). Слышите, какъ щедро Господь воздастъ доброхотно дающимъ! Такъ исполнится слово Писанія: «милуяй нищія, блаженъ» (Притч. 14, 21); «милуяй нища, взаимъ даетъ Богови» (19, 17).

Никто не думай, будто, подавая посильную помощь бѣднымъ, самъ подающій будетъ терпѣть нужду, или мало по малу самъ останется ни съ чѣмъ. Премудрый говоритъ: милуяй нищаго, самъ препитается; отъ своихъ бо хлѣбовъ даде убогому (Притч. 22, 10). Апостолъ пишетъ: силенъ Богъ всяку благодать изобиловати въ васъ, да о всемъ всегда всяко довольство имуще, избыточествуете во всяко дѣло благо (2 Кор. 9, 8). Внушая быть милостивыми къ ближнимъ, святый Павелъ увѣряетъ христіанъ, что всеблагій Богъ, по Своей премудрости и благости, не допуститъ ихъ до бѣдности и нищеты. «Богъ силенъ», говоритъ онъ, «обогатить васъ всякою благодатію», всякими необходимыми вамъ дарами, «чтобы вы, всегда и во всемъ имѣя всякое довольство, были богаты на всякое доброе дѣло», чтобы вы, обладая въ довольствѣ внѣшними благами, имѣя расположеніе и ревность къ добру, оказывали помощь бѣднымъ ближнимъ и преуспѣвали въ христіанскимъ добродѣтеляхъ. И эту истину подтверждаетъ апостолъ свидѣтельствомъ псалма: якоже есть писано: расточи, даде убогимъ; правда же его пребываетъ во вѣкъ вѣка (2 Кор. 9, 9; Пс. 111, 9). «Праведникъ расточилъ, раздалъ нищимъ; но правда его пребываетъ во вѣкъ». Благотворительность его не прекращается, но при благословеніи Божіемъ, продолжается чрезъ всю жизнь праведника, и правда его переходитъ въ вѣчность, отворяя входъ праведнику въ царство небесное.

Братія! Подавайте милостыню щедро, чтобы получить и щедрую награду отъ Господа. Подавайте милостыню и оказывайте всякія возможныя для васъ благотворенія ближнимъ охотно, съ любовію, а не съ огорченіемъ или съ принужденіемъ: ибо доброхотно дающаго любитъ Богъ. Въ благотвореніяхъ ближнимъ подражайте Богу, по заповѣди Господней: будете милосерди, якоже и Отецъ вашъ милосердъ есть. Подкрѣпляйте себя въ добродѣтели благотворенія ожиданіемъ милости отъ Господа, по Его обѣтованію: блажени милостивіи; яко тіи помиловани будутъ (Мѳ. 5, 7). Аминь. («Проп. на воскр. и праздн. дни», ч. 1-я).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 329-332.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.