Церковный календарь
Новости


2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 74-е (1895)
2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 73-е (1895)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Слово въ день зачатія прав. Анною Пресв. Богородицы (1965)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Поученіе въ день святителя Николая Чудотворца (1965)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. 60-лѣтіе священнослуженія митр. Анастасія (1976)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свѣтильникъ Русской Церкви блаж. митр. Антоній (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Св. Обитель и духовная школа на служеніи Церкви (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Чѣмъ каждый изъ насъ долженъ служить Церкви? (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 19-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦѢ.
114. Бесѣда въ недѣлю 19-ю по Пятидесятницѣ, Макарія, Митрополита Московскаго.

Якоже хощете, да творятъ вамъ человѣцы, и вы творите имъ такожде. Любите враги ваша. Будите милосерди, якоже и Отецъ вашъ милосердъ есть (Лук. 6, 31. 35. 36).

Это — слова Христовы, заключающіяся въ Евангеліи, назначенномъ для чтенія въ настоящую недѣлю. Они такъ просты, такъ понятны для всякаго, что не требуютъ особеннаго разъясненія.

Не хочешь, чтобы тебя люди обижали, злословили, грабили обманывали? И самъ такъ не поступай съ людьми: не обижай, не злословь, не обманывай другихъ. Желаешь, чтобы другіе обходились съ тобою любовно, помогали тебѣ въ нуждѣ, посѣтили во время болѣзни, порадовались, когда ты радуешься, поскорбѣли, когда ты скорбишь? И самъ ты помогай другимъ въ нуждѣ ихъ: больного посѣти, радуйся съ радующимися, поскорби вмѣстѣ съ скорбящимъ, утѣшь печальнаго.

Все это не такъ трудно дѣлать, при помощи Божіей, тому, кто станетъ нудить себя къ добродѣтели, ради Царствія Божія. Труднѣе для исполненія другая заповѣдь; это — заповѣдь о любви къ врагамъ; а еще труднѣе исполнить повелѣніе Господа, чтобы мы уподоблялись въ милосердіи къ людямъ Отцу небесному: будьте милосерды, какъ и Отецъ вашъ милосердъ.

Трудны эти заповѣди для насъ, немощныхъ, склонныхъ ко злу болѣе, чѣмъ къ добру; трудны онѣ, но нельзя назвать ихъ невозможными для исполненія. Если бы онѣ были невозможны, то Господь и не заповѣдалъ бы намъ исполнять невозможное. Кто научится нудить себя ко всему доброму и будетъ испрашивать у Бога помощи, тому все возможно. Конечно, не вдругъ можно сдѣлаться добродѣтельнымъ, милосердымъ, какъ Отецъ небесный; но постепенно можно восходить отъ одной степени добра на другую. И тѣломъ человѣкъ возрастаетъ не вдругъ, тѣмъ болѣе нужна посте/с. 336/пенность въ возрастаніи души въ любви и другихъ добродѣтеляхъ.

Обратимъ наше вниманіе на эту заповѣдь о любви ко врагамъ. Какъ и въ чемъ должна обнаруживаться любовь ко врагамъ?

Прежде всего, нужно намъ знать, кто наши истинные враги. Мы иногда врагомъ считаемъ того, кто не врагъ намъ, а просто ближній нашъ, сдѣлавшій намъ непріятность, — не изъ желанія намъ сдѣлать зло, а по невѣдѣнію, или по слабости, или изъ желалія сдѣлать намъ же добро, или же, наконецъ, по такому же желанію добра сохранить другихъ отъ зла, которое мы могли сдѣлать имъ намѣренно или ненамѣренно.

Истинный врагъ нашъ тотъ, кто вредитъ нашей душѣ, нашему спасенію. Врагъ нашъ тотъ, кто ненавидитъ насъ напрасно, старается отнять жизнь, здоровье, имущество, повредить нашему доброму имени.

Въ чемъ должна проявляться наша любовь ко врагамъ? — Чтобы научиться любить враговъ, намъ нужно учиться не мстить врагамъ, не платить зломъ за зло, окомъ за око, зубомъ за зубъ.

Положимъ, что васъ кто-либо сильно обидѣлъ; въ васъ раждается чувство мести, желаніе сдѣлать врагу непріятность, вредъ, погубить его. Иногда, въ такихъ случаяхъ люди говорятъ: самъ погибну, а ему отомщу. Не доброе это чувство, не христіанское, не человѣческое, это — демонское чувство.

Христіанинъ! всячески старайся подавить въ себѣ чувство мести, борись съ нимъ, проси у Бога помощи; не спѣши исполнить то, что подсказываетъ тебѣ злая мысль, родившаяся подъ вліяніемъ этого чувства; дай успокоиться волненію сердца, вспомни заповѣдь Божію и спокойной душой размысли, какъ тебѣ поступить. Если рѣшишься не мстить врагу, то благо тебѣ: ты исполнилъ великую заповѣдь Христову, ты одержалъ великую побѣду не надъ людьми, а надъ собою, надъ зломъ, надъ виновникомъ зла — діаволомъ.

Хорошо не мстить врагу, но еще лучше дѣлать добро врагу. Положимъ, что кто нибудь наклеветалъ на васъ, повредилъ вашему служебному положенію. Вы перенесли это, хотя не безъ горя, а можетъ быть и не безъ слезъ; вы не проклинали врага, не молились объ отомщеніи ему: хорошо это. Но не здѣсь конецъ любви, вамъ нужно учиться большей любви: дѣлать добро ненавидящимъ васъ, вамъ нужно учиться подражать небесному Отцу, Который благъ къ неблагодарнымъ и злымъ. Предположимъ, что вашъ врагъ попалъ въ бѣду; ему грозитъ лишеніе мѣста, онъ оклеветанъ; но вы имѣете возможность помочь ему въ этомъ. И вотъ, вы забываете обиду, ходатайствуете за него, возстановляете его честь, дѣлаете /с. 337/ ему добро. Это — добрый знакъ, вы взошли на другую, высшую степень незлобія. Вы явились подражателями Христа, Который молился за враговъ Своихъ на крестѣ и спасъ гонителя Своего Савла, обративши его къ Себѣ явленіемъ ему на пути, и потомъ сдѣлавши его Своимъ апостоломъ.

Таковую добродѣтель явилъ въ жизни своей и преподобный Серафимъ, чудотворецъ Саровскій. Разбойники, требуя отъ него денегъ, избили его, оставивъ еле жива. Но когда они были отысканы и подлежали суду и наказанію, то преподобный Серафимъ простилъ ихъ и умолялъ судей простить ихъ, что и было исполнено.

Бываетъ иногда, что мы уничтожаемъ достоинство, заслуги нашихъ враговъ. Если немилый человѣкъ сдѣлалъ намъ зло, обиду, то мы, не любя его, видимъ въ немъ одно недоброе, недостатки его; а добрыхъ сторонъ его характера, добрыхъ качествъ его ума, его способностей, его заслугъ мы какъ бы не видимъ; мы говоримъ о недостаткахъ его, но умалчиваемъ о достоинствахъ его. Это — признакъ недостатка любви къ врагамъ. Если хочешь исполнить заповѣдь Христову, поступай такъ: когда требуется твой отзывъ о человѣкѣ, обидѣвшемъ тебя, и ты знаешь его, не скрывай ничего, что можетъ служить къ похвалѣ его, ко благу его. Будь честенъ и справедливъ къ другамъ и недругамъ своимъ.

Вотъ и еще совѣтъ, какъ исполнить заповѣдь о любви къ врагу. Старайся сдѣлать все, что способствуетъ къ примиренію съ врагомъ. Не жди, чтобы онъ извинился предъ тобой, а ты первый постарайся положить начало примиренія. Не убѣгай свиданія съ врагомъ, а постарайся встрѣтиться и ласково заговорить съ нимъ. Если онъ станетъ говорить съ тобой безъ вражды, то это добрый знакъ: значитъ и онъ хочетъ примириться съ тобой, вражда ваша будетъ проходить, таять, какъ снѣгъ таетъ отъ огня: ты положишь горячіе угли на голову врага: не удержать ему этихъ углей: не удержать ему вражды къ тебѣ.

Скажетъ ли кто либо: трудно такъ дѣлать! И мы не говоримъ, что это легко. Нужно принуждать себя къ этому, нужно бороться съ собой. Безъ труда и борьбы невозможно преуспѣть въ добродѣтели, новозможно и спасти душу свою. Царствіе Небесное, т. е. спасеніе души, усиленно берется и употребляющіе усиліе восхищаютъ его (Мѳ. 11, 12). И одного усилія своего недостаточно, нужна для этого помощь Божія, которая пріобрѣтается молитвой. Итакъ, молись, усердно молись, чтобы Богъ помогъ тебѣ одолѣть вражду, омягчилъ сердце твое и сердце врага твоего. Молитесъ за творящихъ вамъ напасть.

/с. 338/ Повторяемъ кратко то назиданіе, которое мы извлекли изъ Евангельскаго чтенія о любви къ врагамъ. Чего хочешь себѣ, того желай и дѣлай другому. Не только не мсти врагу, но старайся сдѣлать ему добро. Будь честенъ и справедливъ ко врагу: не уничижай достоинства его: дѣлай съ своей стороны все, чтобы примириться съ врагомъ.

Будемъ молиться, чтобы Господь помогъ намъ исполнить великую заповѣдь о любви къ врагамъ. И сами будемъ непрестанно употреблять усилія надъ собой, чтобы восходить отъ одной степени любви къ другой, пока достигнемъ той мѣры, когда по себѣ сможемъ, хотя отчасти, уразумѣвать превосходящую разумъ любовь Христову. Аминь. («Слова, бесѣды и поученія», выпускъ 3-й, стр. 152).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 335-338.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.