Церковный календарь
Новости


2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 16 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 4.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 20-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦѢ.
118. Христіанская скорбь объ умершихъ.

Въ чтенномъ нынѣ Евангеліи мы слышали, братія, весьма трогательную и поучительную повѣсть. Господь Іисусъ Христосъ входилъ въ городъ Наинъ. Во вратахъ города встрѣтило Его самое печальное зрѣлище: выносили на погребеніе умершаго юношу, единственнаго сына бѣдной вдовы. Жестокая, безутѣшная скорбь бѣдной матери не могла не привлечь къ себѣ сострадательнаго взора премилосернаго Господа: и видѣвъ ю, Господь, милосердова о ней, и рече ей: не плачи (Лук. 7, 13). Вслѣдъ за симъ онъ остановилъ несшихъ погребальный одръ и воззвалъ всемогущимъ, божественнымъ гласомъ: юноше, тебѣ глаголю, возстани. И сѣде мертвый, и начать глаголати.

Кому и изъ насъ, братія, не доводилось терпѣть самыя доро/с. 343/гія утраты и проливать надъ могилами самыя горькія слезы? Кто не провожалъ ко гробу отца и матерь, сына или дочь, мужа или жену, брата или сестру, друга или благодѣтеля? Въ подобныхъ случаяхъ мы не въ правѣ ни ожидать, ни желать, чтобы Господь воскрешалъ нашихъ умершихъ, ибо это противорѣчило бы закону правды Божіей, по которому не изъятъ былъ отъ смерти никто изъ святыхъ, даже сама Матерь Божія. Но для всѣхъ подобныхъ случаевъ намъ осталось утѣшительное слово Спасителя: не плачи.

Почему же не должно скорбѣть объ умершихъ? Потому что мы, христіане, аще живемъ, Господеви живемъ, аще ли умираемъ, Господеви умираемъ; аще живемъ, аще ли умираемъ, Господни есмы (Рим. 14, 8). Ибо почему мы живемъ? повелѣніемъ Бога, Который восхотѣлъ, чтобы разумныя твари наслаждались причастіемъ Его жизни и радости, Его славы и блаженства. Почему умираемъ? повелѣніемъ Бога, — Бога правосуднаго, Который не могъ оставить безъ наказанія своевольнаго преступленія вѣчнаго закона правды Своей, и наказуетъ его смертію; Который, и наказуя, милуетъ, и поражая, щадитъ, въ самомъ наказаніи подавая надежды избавленія и спасенія смертію Единороднаго Сына Своего; Который самую смерть обращаетъ въ средство избавленія отъ тягостной и прискорбной жизни на землѣ, проклятой въ дѣлахъ рукъ человѣческихъ, и отъ бренной многоболѣзненной плоти; Который посредствомъ смерти претворяетъ смертное и бренное естество наше въ безсмертное и нетлѣнное, приводитъ насъ къ новой, лучшей и вѣчной жизни. Тутъ ли скорбѣть, когда, такимъ образомъ, совершается надъ умирающимъ великое таинство правды и милости, когда смерть человѣка, претворенная крестною смертію за насъ Богочеловѣка, есть уже не казнь, а прехожденіе отъ худшаго къ лучшему, отъ скорбей и печалей земныхъ къ радости и блаженству на небѣ?

Правда, тягостна разлука съ милыми и дорогими намъ существами; но мы давно предупреждены на сей случай. Намъ давно извѣстно, что всѣмъ намъ необходимо умереть; что день смерти нашей приходитъ, когда менѣе всего ожидаешь его; что умираютъ не одни престарѣлые, а и юноши и дѣти; что время сожительства земного, будь оно велико или мало, равно ничтожно предъ ожидающею насъ вѣчностію. Была бы нестерпима для насъ сія разлука, если бы намъ было вовсе неизвѣстно, куда отходятъ отъ насъ умирающіе братія наши. Мы знаемъ, что умирая, они не погибаютъ и не исчезаютъ, но когда тѣло ихъ возвращается въ землю, духъ ихъ возвращается къ Богу; что въ предуставленный Богомъ день и самыя тѣлеса ихъ возстанутъ, и тлѣнное сіе облечется въ нетлѣ/с. 344/ніе, и смертное сіе облечется въ безсмертіе. Намъ извѣстно, что умирающіе отходятъ въ домъ Отца нашего, Иже на небесѣхъ, въ сообщество ангеловъ и св. Божіихъ человѣковъ, гдѣ торжествуютъ со Христомъ лики всѣхъ отъ вѣка благоугодившихъ Богу. Въ этомъ сопребываніи съ Господомъ и состоитъ истинная жизнь души, любящей Господа.

Справедливо скорбѣть о тѣхъ грѣшникахъ, которые до смерти не успѣли сотворить плодовъ достойныхъ покаянія, загладить и искупить, по возможности, согрѣшеній своихъ дѣлами благочестія. Но несправедливо скорбѣть, какъ не имѣющимъ упованія. Для сего то и дано св. Церкви право и власть творить моленія за усопшихъ, которыя приносятъ душамъ ихъ отраду и утѣшеніе. Хотя бы и грѣшенъ былъ умершій братъ твой, не отчаявайся, возлюбленный, но молись о немъ съ упованіемъ. Молись о немъ вмѣстѣ съ Церковію. Сладчайшимъ именемъ Спасителя нашего Іисуса Христа умоляй Отца небеснаго о прощеніи его согрѣшеній; ради святѣйшей жертвы Тѣла и Крови Сына Божія, приносимой за грѣхи наши въ храмѣ Божіемъ, проси ему милости Божіей, оставленія грѣховъ и царства небеснаго.

Молитвы наши будутъ спасительны душамъ усопшихъ братій нашихъ, если будемъ молиться о нихъ съ живымъ упованіемъ на милосердіе Божіе и на силу крестной смерти Сына Божія, Спасителя міра; съ истинною, сердечною, христіанскою къ нимъ любовію, съ горячимъ желаніемъ мира, покоя и блаженства душамъ ихъ. Растворенная братскою любовію молитва особенно пріятна предъ Спасителемъ нашимъ Богомъ. Пусть душа твоя сольется, такъ сказать, любовію въ одинъ духъ съ душею умершаго брата твоего и будетъ просить Господа о помилованіи. Такое нѣжное, дружественное, братское расположеніе душъ нашихъ къ умершимъ братіямъ нашимъ можетъ ли не быть благопріятно всемилостивому Создателю? (Изъ проп. Димитрія, архіеп. Херсонск., т. 3-й, стр. 297).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 342-344.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.