Церковный календарь
Новости


2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 16 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 21-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦѢ.
121. Изъясненіе притчи о сѣтелѣ и сѣмени съ нравственными выводами.

Въ нынѣшнемъ Евангеліи читана была, возлюбленные братія, весьма поучительная притча Спасителя о сѣятелѣ и сѣмени. Ваша собственная польза требуетъ, чтобы вы приняли это слово всѣмъ сердцемъ и удержали его въ немъ навсегда — для руководства на будущее время при слушаніи слова Божія въ церкви.

«Вышелъ сѣятель сѣять сѣмя свое: и когда онъ сѣялъ, иное упало при дорогѣ, и было потоптано, и птицы небесныя поклевали его. А иное упало на камень, и, взошедши, засохло, потому что не имѣло влаги. А иное упало между терніемъ, и выросло терніе, и заглушило его. А иное упало на добрую землю, и, взошедши, принесло плодъ сторичный. Сказавъ сіе, Господь возгласилъ: «кто имѣетъ уши слышать, да слышитъ» (Лук. 8, 5-8).

Сѣятель, возлюбленные братія, есть Іисусъ Христосъ; сѣмя — значитъ слово Божіе, а земля — сердце человѣческое; доброе сердце — добрая земля; а злое, нечистое, страстями задавленное сердце — худая земля.

Вотъ, одни бываютъ невнимательные къ слову, разсѣянные, которые не благоговѣютъ предъ словомъ Божіимъ, какъ бы слѣдовало благоговѣть; и къ такимъ приходитъ тайно въ сердце сатана въ то самое время, какъ они слушаютъ, и, какъ воръ у неосторожныхъ хозяевъ дома, уноситъ слово Божіе изъ сердца /с. 356/ ихъ, — чтобы они не увѣровали и не спаслись. Это — подлѣ дороги посѣянное сѣмя. Научитесь же изъ этого, съ какимъ глубокимъ вниманіемъ, съ какою несомнѣнною вѣрою нужно слушать спасительное и живое слово Божіе. Врагъ то и дѣло высматриваетъ, нельзя ли какъ-либо сдѣлать кого невнимательнымъ къ слову Божію, — нельзя ли уничтожить въ сердцѣ чьемъ-либо вѣру въ него, чтобы чрезъ вѣру въ слово Божіе они не покаялись въ своихъ грѣхахъ и не спаслись. Весь умъ въ сердце вперите во время чтенія или проповѣдыванія слова Божія и открытыми, вѣрующими сердцами, со смиреніемъ слушайте его во спасеніе душъ своихъ, а помыслы сомнѣнія, или другія безпокойныя или нечистыя мысли и чувства прогоняйте прочь, какъ діавольское сѣмя.

Другіе охотно, со вниманіемъ слушаютъ слово Божіе, но вотъ горе: они бываютъ легкомысленны, нетерпѣливы, самолюбивы, непостоянны; при благопріятныхъ обстоятельствахъ вѣруютъ, а при неблагопріятныхъ измѣняютъ своей вѣрѣ; — это люди, которые не укоренили въ себѣ вѣры, это — сѣмя, упавшее на камень. А вѣра проповѣдуетъ, что только претерпѣвый до конца, той спасенъ будетъ (Мѳ. 10, 22); а страшливымъ и невѣрнымъ, и сквернымъ и всѣмъ лживымъ, часть имъ въ езерѣ горящемъ огнемъ и сѣрою (Апок. 21, 8). И по общему человѣческому сознанію не справедливо ли требовать, возлюбленные братія, чтобы человѣкъ былъ вѣренъ до конца тому, кому далъ клятвенный обѣтъ — быть вѣрнымъ до смерти, особенно если клятва въ вѣрности дана имъ лицу, стóящему полной нашей любви и совершеннаго почтенія? Если мы земному царю даемъ обѣтъ клятвенный служить до послѣдней капли крови и считаемъ безчестіемъ — не сдержать своего обѣта и остаемся ему вѣрны до смерти: то какъ же не будемъ вѣрны до смерти Богу Спасителю, Который, принявъ на Себя нашу природу, пролилъ за насъ до капли всю кровь Свою и Которому мы дали при крещеніи обѣтъ вѣрности? О, да не отпадемъ отъ нашего Господа Искупителя, какая бы ни постигла насъ напасть! Ибо куда мы скроемся отъ Него? Что мы найдемъ безъ Него? Онъ имѣетъ глаголы жизни вѣчной (Іоан. 6, 68).

А вотъ есть еще и такіе люди, у которыхъ сердце обременено заботами житейскими, пристрастіемъ къ богатству и предано наслажденіямъ жизни: они послушаютъ слово Божіе, поймутъ и какъ будто примутъ его къ сердцу; но когда выйдутъ изъ церкви, то сейчасъ же на нихъ нападаютъ житейскія попеченія или обольщенія богатства или прельщаютъ ихъ житейскія наслажденія: и вотъ слово Божіе, едва получившее себѣ тѣсное мѣсто въ сердцѣ, подавляется этимъ, какъ бы свинцовымъ гнетомъ заботъ житей/с. 357/скихъ, пристрастія къ богатству и удовольствіямъ временной жизни: и увы — нѣтъ опять плода въ жизнь вѣчную; — потому что человѣкъ силится собирать плоды въ жизнь временную. Увы, возлюбленные братія, такихъ слушателей слова Божія въ нашихъ храмахъ всего больше. Согласитесь, что многіе изъ васъ приходятъ въ церковь съ мірскимъ разсѣяніемъ, съ заботами объ удовлетвореніи своихъ обыденныхъ нуждъ, — да, если бы только еще нуждъ, — а то часто объ удовлетвореніи своихъ страстей и похотей; — и вотъ, когда начнется проповѣдь, вы начинаете, повидимому, слушать; кончилась проповѣдь, — и любимыя ваши мысли и пожеланія овладѣваютъ вами — и вы остаетесь безъ плода отъ слова Божія. Бываетъ еще и то, что страсти и похоти гонятъ васъ изъ храма во время самой проповѣди слова Божія, и вы бѣжите отъ глаголовъ жизни вѣчной. О, если бы этого никогда не было впередъ!

Наконецъ, слава Богу, были во всѣ времена, и теперь есть такіе слушатели, которые слушаютъ слово Божіе добрымъ и благимъ сердцемъ, — преданы совершенно Богу и Его слову, которые живутъ, не привязываясь сердцемъ къ земному, не подавляясь житейскими заботами, потому что не считаютъ нужнымъ убивать время, данное для приготовленія къ небесному отечеству, на убійственныя и мелочныя заботы объ одеждѣ, пищѣ и питіи. Эти то слушатели, выслушавъ со вниманіемъ слово Божіе, держатъ его въ сердцѣ и терпѣливо подвигаются въ жизни, ожидая будущаго царствія Божія, пока, наконецъ, смерть отворитъ имъ дверь въ него. Знаю, что такіе слушатели есть и между вами, возлюбленные братія. Миръ и благословеніе Божіе да почіетъ на васъ, и да сподобитъ васъ Господь царствія Своего небеснаго.

Братія возлюбленные! во время чтенія или проповѣдыванія слова Божія крайне берегитесь быть разсѣянными, и никогда не сѣйте на терніи, т. е. на сердцахъ заросшихъ страстями и похотями. Слушайте всѣ слово Божіе добрымъ и благимъ сердцемъ, т. е. сердцемъ живой вѣры съ добрыми и святыми помыслами. Аминь. (Извлеч. въ сокращ. изъ «Полн. собр. сочиненій» прот. Іоанна Кронш., т. 2-й, изд. 1891 г.).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 355-357.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.