Церковный календарь
Новости


2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 12 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 23.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 21-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦѢ.
122. Слово въ недѣлю 21-ю по Пятидесятницѣ, Евсевія, архіеп. Могилевскаго.

Рече Господь притчу сію: изыде сѣяй сѣяти сѣмене своего; и егда сѣяше, ово паде при пути, и попрано бысть, и птицы небесныя позобоша е (Лук. 8, 5).

Слово Божіе, слышимое или читаемое, по изображенію евангельской притчи, часто уподобляется сѣменамъ, во время сѣянія падающимъ при дорогѣ, которыя затаптываются проходящими и поѣдаются птицами. Это бываетъ съ такими слушателями, которые слушаютъ слово Божіе безъ приготовленія къ слушанію, не сознавая потребности въ немъ, или слушаютъ, не чувствуя алчбы и жажды этой духовной пищи, этой живой воды, текущей въ жизнь вѣчную. Это — слушатели преданные земной суетѣ, незаботящіеся о спасеніи своей души, неищущіе благъ духовныхъ, живущіе только для этой жизни, увлекаемые впечатлѣніями окружающихъ предметовъ и обстоятельствъ настоящаго времени. Когда до слуха ихъ доходитъ слово Божіе, они, повидимому, слушаютъ, но въ самомъ дѣлѣ не слышатъ его, не понимаютъ и не принимаютъ его. Имъ кажется, будто оно къ нимъ не относится, или оно для нихъ не необходимо, или теперь имъ еще не время внимательно слушать и учиться истинамъ спасенія. О такихъ слушателяхъ Господь говоритъ въ объясненіи притчи: а иже при пути, суть слышащіи, потомъ же приходитъ діаволъ, и вземлетъ слово отъ сердца ихъ, да не вѣровавше спасутся (ст. 12). Врагъ нашего спасенія всегда ищетъ того, чтобы люди жили въ безпечности и нерадѣніи о своемъ спасеніи; потому и старается, чтобы нерадивые и безпечные не внимали слову Божію, слушая не слушали, и шли путемъ погибели. Онъ всегда — заботится о томъ, чтобы люди заблуждались и предавались порокамъ. Спаситель говоритъ іудеямъ: Почто бесѣды Моея не разумѣете? яко не можете слышати словесе Моего. Вы отца вашего діавола есте, и похоти отца вашего хощете творити (Іоан. 8, 43. 44).

Братія! Внимайте каждый самому себѣ: нѣтъ ли между нами такихъ безпечныхъ, незаботящихся о своемъ спасеніи? Нѣтъ ли такихъ, которые, по своей холодности къ благамъ духовнымъ, подобны истоптанной дорогѣ; которые не хотятъ размышлять ни о Богѣ, ни о Спасителѣ, ни о своемъ спасеніи; которые, слушая слово Божіе, не слышатъ или не понимаютъ его; которыхъ врагъ спасенія человѣческаго держитъ во тьмѣ невѣдѣнія и заблужденій? Кто сознаетъ въ себѣ такое нерадѣніе и такую безпечность о своемъ спасеніи, тотъ внимай апостольскому гласу: «востани /с. 359/ спяй, и воскресни отъ мертвыхъ, и освятитъ тя Христосъ» (Еф. 5, 14). Вспомни, что ты живешь на землѣ не для этой только жизни; что ты созданъ для прославленія Бога; что твое назначеніе — жизнь вѣчная; что и для твоего спасенія Единородный Сынъ Божій сходилъ на землю, и для тебя Онъ открылъ путь ко спасенію, — пострадалъ и умеръ на крестѣ, чтобы спасти тебя отъ вѣчной смерти. Сознай свои грѣхи, искренно покайся въ нихъ, и послѣдуй за Господомъ Спасителемъ, исполняя заповѣди Его. И благодать Святаго Духа оживитъ тебя, и Христосъ Спаситель будетъ твоимъ незаходимымъ свѣтомъ, по обѣтованію Его: Азъ есмь свѣтъ міру; ходяй по Мнѣ, не имать ходити во тмѣ, но имать свѣтъ животный (Іоан. 8, 12).

Слово Божіе часто не приноситъ спасительныхъ плодовъ отъ легкомыслія и непостоянства слушателей. Слово Божіе по отношенію къ такимъ слушателямъ уподобляется сѣмени, павшему на каменистую почву, которое, взошедши, посохло, потому что не имѣло влаги. Такіе слушатели, когда услышатъ слово Божіе, съ радостію принимаютъ; но, не имѣя корня, не имѣя твердой воли или крѣпкой любви къ Богу и Господу Іисусу Христу, и не имѣя воспитанной любовію ревности къ соблюденію заповѣдей Христовыхъ, они въ удобное время показываютъ себя послѣдователями Христовыми; а когда наступаютъ искушенія и надобно бываетъ терпѣть ради Христа, они скоро отпадаютъ, скоро измѣняютъ своимъ христіанскимъ обязанностямъ; они забываютъ, какими должны быть христіане, и являются въ своихъ дѣлахъ непохожими на христіанъ; забываютъ заповѣди Христовы; забываютъ о своемъ званіи во Христѣ, о своемъ назначеніи къ вѣчной жизни, къ наслѣдованію царства небеснаго, которое, по слову Господа, нудится, и нужницы восхищаютъ е (Мѳ. 11, 12), «силою берется, и употребляющіе усиліе восхищаютъ его». Они забываютъ заповѣдь Господа: внидите узкими враты; яко пространная врата и широкій путь вводяй въ пагубу, и мнози суть входящіи имъ (Мѳ. 7, 13).

Неимѣющіе крѣпкой любви, по заповѣди Господней, и постоянной ревности къ исполненію заповѣдей Божіихъ, часто слушаютъ слово Божіе внимательно, и съ горячностію хотятъ слѣдовать ему, или начинаютъ слѣдовать; но, при встрѣчѣ съ трудностями или скорбями на пути спасенія, они тотчасъ ослабѣваютъ въ ревности, или совсѣмъ бросаютъ предпринятое намѣреніе идти тѣснымъ путемъ спасенія. Во времена гоненій, въ первенствующей Церкви Христовой, нетвердые въ вѣрѣ и любви ко Христу нерѣдко отпадали отъ вѣры, подвергаясь тяжкимъ гоненіямъ и стра/с. 360/даніямъ за имя Христово. А въ нынѣшнее время, хотя среди насъ нѣтъ явныхъ гоненій, и не подвергаются мученіямъ за имя Христово; но какъ часто бываетъ, что ложныя мнѣнія, предразсудки, господствующіе худые обычаи, соблазнительные примѣры, пересуды и колкія насмѣшки нетвердыхъ въ благочестіи соблазняютъ и удаляютъ отъ послѣдованія за Іисусомъ Христомъ, или отъ исполненія заповѣдей Его! Какъ часто нарушаютъ Евангельское ученіе потому только, что не хотятъ перенести непріятную насмѣшку отъ людей разсѣянныхъ и пренебрегающихъ христіанскія правила! Какъ часто забываютъ и нарушаютъ заповѣдь Христову потому только, что не хотятъ показать свое неуваженіе къ общепринятымъ недобрымъ обычаямъ или общественнымъ нехорошимъ нравамъ! Какъ часто съ дѣтскимъ легкомысліемъ нарушаютъ святый долгъ совѣсти и своего званія во Христѣ для того только, чтобы не оскорбить прямотою истины сильнаго человѣка, неуважающаго святости истины и долга!

Братія! Не бываемъ ли и мы такъ непостоянны и перемѣнчивы въ послѣдованіи заповѣдямъ Христовымъ? Не случается ли того и съ нами, что, слушая слово Божіе, мы горимъ ревностію быть благочестивыми и добродѣтельными, а переставъ слушать, или вступивъ въ кругъ обыкновенныхъ житейскихъ занятій, теряемъ возбужденную ревность къ благочестію, или ослабѣваемъ въ любви къ Богу и въ усердіи къ исполненію заповѣдей Божіихъ, отвлекаемые отъ пути спасенія то приманками земныхъ удовольствій, то силою обычаевъ и примѣровъ, то опасеніемъ непріятностей и оскорбленій отъ другихъ, при вѣрномъ исполненіи своихъ христіанскихъ обязанностей? Какъ это нерѣдко бываетъ, что мысль о какой нибудь непріятности или оскорбленіи, которому можемъ подвергнуться за вѣрность своему христіанскому долгу, мысль о лишеніи какихъ нибудь житейскихъ выгодъ, о предстоящемъ терпѣніи и трудѣ располагаютъ насъ къ нарушенію христіанскихъ обязанностей! Въ такихъ случаяхъ не бываемъ ли мы, по изображенію притчи Господней, подобны сѣмени, брошенному на каменистую почву, которое даетъ зелень, и, не имѣя влаги, скоро засыхаетъ? Братія! будемъ помнить слово Господа: никтоже возложь руку свою на рало, и зря вспять, управленъ есть въ царствіи Божіи (Лук. 9, 62). Рѣшившись искать царствія Божія, мы не должны возвращаться назадъ, къ своимъ обычнымъ грѣхамъ; но должны постоянно стремиться къ достиженію царствія Божія, и до конца быть вѣрными Господу Іисусу.

Еще обыкновенная причина, отъ которой слушаніе или чтеніе слова Божія часто бываетъ безплодно, это пристрастіе къ жи/с. 361/тейскимъ заботамъ, къ земнымъ благамъ и удовольствіямъ. Безплодность слова Божія между такими слушателями въ евангельской притчѣ изображается такъ: и другое паде посредѣ тернія, и возрасте терніе, и подави е (Лук. 8, 7). «Упавшее (сѣмя) въ терніе, это тѣ, которые слушаютъ слово, но, отходя, заботами, богатствомъ и наслажденіями житейскими подавляются, и не приносятъ плода» (ст. 14).

Какъ это терніе — заботы житейскія и привязанность къ богатству и чувственнымъ удовольствіямъ и другія порочныя страсти подавляютъ въ душѣ слушателя благотворное дѣйствіе слова Божія, едва ли не каждый изъ насъ хорошо знаетъ, или изъ собственнаго опыта, или изъ опыта другихъ. Житейскія заботы многіе почитаютъ уважительнымъ предлогомъ къ неисполненію своихъ христіанскихъ обязанностей. Часто говорятъ: какъ намъ искать царствія Божія, когда мы живемъ среди такихъ и такихъ заботъ, недающихъ намъ времени и подуматъ о своемъ спасеніи? — А какъ вредна страсть къ богатству, объ этомъ учитъ Господь Спаситель такъ: Аминь глаголю вамъ, яко неудобь богатый внидетъ въ царствіе небесное. Удобѣе есть велбуду сквозѣ иглинѣ уши проити, неже богату въ царствіе Божіе внити (Мѳ. 19, 23. 24). Поэтому, призывая на путь спасенія, Господь заповѣдуетъ самоотверженіе, то есть, отверженіе своей грѣховной воли, или всѣхъ грѣховныхъ желаній и страстей: Аще кто хощетъ по Мнѣ ити, да отвержется себе, и возметъ крестъ свой, и по Мнѣ грядетъ. Иже бо хощетъ душу свою спасти, погубитъ ю (Мѳ. 16, 24. 25). Такъ и дѣлаютъ истинные ученики Христовы или истинные христіане, о чемъ свидѣтельствуетъ ап. Павелъ, говоря: иже Христови суть, плоть распяша со страстми и похотми (Гал. 5, 24).

Братія! Помните слово Господа Спасителя: ищите прежде царствія Божія и правды Его, и сія вся приложатся вамъ (Мѳ. 6, 33). Не предавайтесь неумѣренно житейскимъ заботамъ; а болѣе всего заботьтесь о томъ, чтобы всегда быть вѣрными учениками Господа Спасителя, всегда исполнять Его заповѣди, и симъ путемъ достигнуть спасенія; а прочее все, силою благословенія Божія, приложится вамъ, при такихъ благоразумныхъ стараніяхъ, которыя не только не будутъ вамъ препятствовать достигать царствія Божія, но, напротивъ будутъ утверждать и совершенствовать васъ въ любви къ Богу и ближнимъ, и въ другихъ христіанскихъ добродѣтеляхъ. А чтобы не привязывать своего сердца къ земнымъ благамъ и чувственнымъ удовольствіямъ, чаще припоминайте апостольское наставленіе, и храните его въ мысли и сердцѣ: «Не любите міра, ни яже въ мірѣ. Аще кто любитъ міръ, нѣсть любве /с. 362/ Отчи въ немъ; яко все, еже въ мірѣ, похоть плотская, и похоть очесъ, и гордость житейская, нѣсть отъ Отца, но отъ міра сего есть. И міръ преходитъ, и похоть его; а творяй волю Божію, пребываетъ во вѣки» (1 Іоан. 2, 15-17).

Такъ, братія, чтобы чтеніе или слушаніе слова Божія не было для насъ безплодно, мы должны удаляться безпечности и нерадѣнія о своемъ спасеніи, также легкомыслія и непостоянства въ усвоеніи себѣ наставленій слова Божія, привязанности къ земнымъ заботамъ, пристрастія къ богатству и другимъ временнымъ благамъ и удовольствіямъ. Слово Божіе должны мы читать и слушать съ смиреннымъ благоговѣніемъ, какъ вѣщаніе Духа Божія, и должны молить Господа Спасителя нашего, чтобы Онъ, силою Духа Своего, даровалъ намъ уразумѣвать Его Божественное ученіе и твердо идти путемъ спасенія, питая въ душѣ непоколебимую вѣру, надежду и любовь къ Нему, Богу нашему, и съ постоянною ревностію соблюдая заповѣди Его.

Такъ слушая слово Божіе, мы будемъ уподобляться доброй землѣ, на которой, по изображенію притчи, сѣмя, взошедши приноситъ плодъ сторичный. Это, по благости Божіей, несомнѣнно будетъ, если только мы, слушая слово Божіе, будемъ хранить его въ добромъ и чистомъ сердцѣ, и будемъ приносить плодъ въ терпѣніи; будемъ, внимая Божественному ученію, твердо и непоколебимо послѣдовать ему, чтобы наслѣдовать блаженство, по обѣтованію Господа Спасителя. Онъ говоритъ: блажени слышащіи слово Божіе, и хранящіи е (Лук. 11, 28). Слава Ему, Спасителю и Богу нашему, со Отцемъ Его и Святымъ Духомъ, во вѣки вѣковъ. Аминь. («Пропов.», часть 1-я, стр. 446).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 358-362.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.