Церковный календарь
Новости


2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 18 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 21-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦѢ.
124. Бесѣда въ недѣлю 21-ю по Пятидесятницѣ, Филарета, Митрополита Кіевскаго.

Изыде сѣяй сѣяти сѣмене своего: и егда сѣяше, ово паде при пути и попрано бысть, и птицы небесныя позобаша е. А другое паде на камени, и прозябъ усше, зане не имѣяше влаги. И другое паде посредѣ тернія, и возрасте терніе и подави е. Другое же паде на земли блазѣ, и прозябъ сотвори плодъ сторицею (Лук. 8, 5-8).

Таковою притчею Господь нашъ Іисусъ Христосъ преподалъ намъ ученіе о Своемъ Божественномъ словѣ, и о различныхъ дѣйствіяхъ его на сердце людей. Нѣтъ нужды намъ усиливаться изъяснить сію притчу; ее изъяснилъ Самъ Господь, когда ученики Его, или не понявъ смысла притчи, или опасаясь не понять его какъ должно, вопрошаху Его, глаголюще; что есть притча сія? Послушаемъ со вниманіемъ Божественное изъясненіе Божественнаго ученія, чтобы научиться и слушать и принимать Слово Божіе, какъ должно.

Что такое слово Божіе? Сѣмя есть слово Божіе, говоритъ Господь, — то духовное сѣмя, отъ котораго зачинается и возрастаетъ новый духовный человѣкъ, порожденный не отъ сѣмене истлѣна словомъ живаго Бога и пребывающа во вѣки (1 Петр. 1, 23). Ибо какъ въ мірѣ вещественномъ все, отъ ѵссопа до кедра Ливанскаго, и отъ насѣкомаго до человѣка, раждается и происходитъ отъ сѣмени: такъ и въ мірѣ духовномъ новая тварь о Христѣ, или новый человѣкъ созданный по Богу въ правдѣ и преподобіи /с. 365/ истины, возраждается въ новую жизнь благовѣствованіемъ слова Господня, слова вѣры и спасенія, слова жизни и безсмертія. Гола и безобразна сама по себѣ земля: но бростье въ нее сѣмена, — она покроется злаками, одѣнется и украсится такъ, какъ не облекался и Соломонъ во всей славѣ своей. Мертва и безобразна сама по себѣ и грѣховная природа падшаго человѣка; только тернія нечистыхъ помысловъ и чувствъ, волчцы беззаконій и неправдъ изращаетъ она: но, когда посѣвается на ней сѣмя Божіе, когда оросится она благодатію Пресвятаго Духа Господня; тогда возникаетъ въ ней новая жизнь; — она облекается, какъ пріятною зеленью, одеждою святыхъ помысловъ, благоговѣйныхъ чувствованій, человѣколюбивыхъ и боголюбивыхъ намѣреній и желаній, она благоухаетъ цвѣтами добродѣтелей, на ней зрѣютъ духовные плоды: любы, радость, миръ, долготерпѣніе, благость, милосердіе, вѣра, кротость, воздержаніе (Гал. 5, 22); тогда блаженный человѣкъ Божій красуется какъ древо, насажденное при исходищихъ водъ, еже плодъ свой дастъ во время свое, и листъ его не отпадетъ (Пс. 1, 3). Въ мірѣ вещественномъ всякая жизнь и всякое сѣмя первоначально отъ Бога. Господь рекъ: да произраститъ земля быліе травное, сѣющее сѣмя по роду и по подобію (Быт. 1, 11); и съ тѣхъ поръ земля не перестаетъ осѣменяться и произращать безчисленное множество разнообразныхъ растеній во всѣхъ странахъ свѣта; и сколько бы ни возрождалось сѣмя, оно не перестаетъ быть животворнымъ и способнымъ къ возрожденію. Такъ и духовное сѣмя, слово Божіе, принесъ въ міръ Самъ Единородный Сынъ Божій, Господь нашъ Іисусъ Христосъ, и посѣявъ оное въ сердцахъ богоизбранныхъ учениковъ Своихъ, заповѣдалъ имъ: шедше въ міръ весь, проповѣдите Евангеліе всей твари (Марк. 16, 15).

Съ тѣхъ поръ это Божественное сѣмя жизни вѣчной не престаетъ и не престанетъ никогда посѣваться въ сердцахъ всѣхъ людей, во всѣхъ странахъ міра, не престаетъ и не престанетъ никогда возрастать и приносить плодъ въ душахъ человѣческихъ; ибо слово Божіе всегда живо и дѣйственно, всегда полезно ко ученію, ко обличенію, ко исправленію, къ наказанію еже въ правдѣ, да совершенъ будетъ Божій человѣкъ на всякое дѣло благое уготованъ (2 Тим. 3, 16, 17).

Какъ ни удалены мы отъ времени явленія во плоти Сына Божія на землѣ: но то же самое слово Божіе, проповѣданное Имъ въ Іудеѣ, проповѣдуется и намъ, то въ богодухновенныхъ глаголахъ свв. евангелистовъ и апостоловъ, то въ богомудрыхъ вѣщаніяхъ богоносныхъ іерарховъ и святителей, то въ словесахъ пастырей и учителей церковныхъ. И какъ ни обильны плоды, возращенные /с. 366/ словомъ Божіимъ въ жизнь вѣчную; но оно не престаетъ и не престанетъ никогда возращать и новыя лѣторасли въ вертоградѣ Господнемъ, производить новые плоды на нивѣ Божіей, до того великаго дня, когда наступитъ всеобщая жатва, до дня славнаго пришествія Господня.

Скажите: видимъ сѣяніе, но гдѣ плодъ? Видимъ, какъ обильно сѣется слово Божіе: но почему оно нынѣ не такъ дѣйственно въ сердцахъ человѣческихъ, какъ было дѣйственно въ сердцахъ тѣхъ людей, коихъ оно содѣловало земными Ангелами и небесными человѣками? Потому же, почему и обыкновенное сѣмя часто не вырастаетъ и не приноситъ плода: это происходитъ отъ свойства земли, на которую оно падаетъ.

Вотъ какъ изъясняетъ сіе Самъ Господь: Егда сѣяше, ово паде при пути, и попрано бысть, и птицы небесныя позобаша е. А иже при пути суть, слышащіи, потомъ же приходитъ діаволъ и вземлетъ слово отъ сердца ихъ, да не вѣровавше спасутся. И такъ первое препятствіе плодотворности слова Божія есть легкомысліе и безпечность слушающихъ. Есть люди, которыхъ называютъ обыкновенно разсѣянными, у которыхъ душа и сердце, какъ большая дорога, открыты для всѣхъ мимоходящихъ помысловъ и впечатлѣній, и которые сами, какъ при дорогѣ, всегда внѣ себя, всегда жаждутъ новыхъ впечатлѣній, непрестанно ищутъ и разнообразныхъ ощущеній, съ усиліемъ домогаются новыхъ занятій и развлеченій. Естественно, что сердце сихъ людей, хотя иногда мягкое и доброе внутри, но со внѣ углаживается до того, что всякое доброе впечатлѣніе только скользитъ по его поверхности, не проникая внутрь; — что въ душу ихъ, не огражденную страхомъ Божіимъ, вниманіемъ къ себѣ и молитвою, свободно входитъ діаволъ и вноситъ съ собою всякую нечистоту и скверну. Дивно ли, что въ такомъ сердцѣ и въ такой душѣ сѣмя слова Божія не можетъ удержаться на долго, но или попирается приливомъ новыхъ впечатлѣній и ощущеній, или похищается діаволомъ, который по слову апостола, ходитъ яко левъ рыкаяй, искій кого поглотити?

Есть и другое препятствіе плодоношенію слова Божія. А другое, говоритъ Господь, паде на камени, и прозябъ усше, зане не имѣяше влаги а иже на камени, иже егда услышатъ съ радостію пріемлютъ слово: и сіи корене не имутъ, иже во время вѣруютъ, и во время напасти отпадаютъ. Это тѣ люди, у которыхъ сердце не согрѣто истинною любовію къ Богу, оковано самолюбіемъ, или корыстолюбіемъ, какъ вѣчнымъ хладомъ, хотя совнѣ кажется иногда мягкимъ, чувствительнымъ. Они любятъ говорить о добро/с. 367/дѣтели, даже чувствительны ко всему доброму, когда это льститъ ихъ самолюбію, съ радостію пріемлютъ и слово Божіе, пока оно не требуетъ отъ нихъ жертвы. Но у нихъ нѣтъ добраго корня — полнаго самоотверженія, истинной любви къ Богу и искренняго желанія своего спасенія. Оттого и сердце ихъ чувствительно только совнѣ, но холодно и жестоко внутри, подобно камню, покрытому тонкимъ слоемъ земли; оттого и слово Божіе не можетъ углубиться въ ихъ сердцѣ, возрасти и принести совершенный плодъ; оттого всякое доброе чувство, возбужденное слышаніемъ слова Божія, увядаетъ тотчасъ, какъ скоро потребуется принести самолюбіе въ жертву истинѣ и правдѣ, добродѣтели и благочестію.

Болѣе общее, наконецъ, препятствіе плодотворности слова Божія есть терніи суеты и страстей. А другое паде посредѣ тернія, и возрасте терніе и подави е. А еже въ терніи падшее, сіи суть слышавщіи, и отъ печали и богатства, и сластьми житейскими ходяще подавляются, и не свершаютъ плода. Не обыкновенныя нужды житейскія называетъ печалями и осуждаетъ здѣсь Спаситель; и не богатство, какъ даръ Божій, поставляется причиною безплодности слова Божія. То и другое, какъ являютъ многіе примѣры святыхъ людей, не препятствуетъ ни слушанію, ни храненію и исполненію слова Господня. Но то и другое дѣлаетъ пагубнымъ для насъ суетная привязанность къ земному и временному, которая, наполняя и объемля сердце наше, подавляетъ въ немъ дѣйствіе слова Божія, и которая также можетъ имѣть власть надъ сердцемъ бѣднаго, какъ н богатаго. Ибо бѣденъ ли кто? Пристрастіе къ земному является въ немъ непрестанною заботою о пріобрѣтеніи богатства и завистію къ богатымъ. Богатъ ли? — Оно является не меньшею заботою о сохраненіи и умноженіи богатства, непрестанною боязнію лишиться своихъ сокровищъ. Въ томъ и другомъ случаѣ это густыя терніи, которые подавляютъ сердце, заглушаютъ въ немъ всякое доброе чувство, не оставляя ни времени, ни возможности къ удовлетворенію нуждъ духовныхъ, къ напитанію алчущаго и жаждущаго духа словомъ Божіимъ. Еще опаснѣйшія тернія духа — это страстныя влеченія плоти, удовлетвореніе коихъ Спаситель называетъ сластьми житейскими. Корень ихъ находится въ самой глубинѣ грѣховнаго сердца человѣческаго: — это тотъ инъ законъ во удѣхъ нашихъ, противовоюющь закону ума нашего и плѣняющь насъ закономъ грѣховнымъ, о коемъ говоритъ нѣгдѣ св. Павелъ (Рим. 7, 23).

Отрасли сего злого корня суть тѣ дѣла плотскія, о коихъ говоритъ въ другомъ мѣстѣ тотъ же апостолъ, творящіе кои царствія Божія не наслѣдятъ (Галат. 5, 20. 21). Эти то злыя отра/с. 368/сли, какъ терніе и волчцы, безпрестнно растутъ и возраждаются даже и тогда, когда пекутся объ искорененіи ихъ; тѣмъ паче заглушаютъ совершенно сердце, когда не думаютъ вовсе объ исторженіи ихъ. Какъ же возрастать и плодотворить слову Божію въ сердцѣ, исполненномъ сихъ терній?

Итакъ, само собою очевидно, что, для безпрепятственнаго плодоношенія слова Божія въ нашемъ сердцѣ, потребно не только благоговѣйное принятіе слова Божія, но и удобреніе и очищеніе собственнаго сердца, чтобъ оно было способно произращать плоды святости и правды. Другое же паде на земли блазѣ, и прозябъ сотвори плодъ сторицею. А иже на добрѣй земли, сіи суть, иже добрымъ сердцемъ и благимъ слышавше слово, держатъ и плодъ творятъ въ терпѣніи. Не подумайте, чтобъ и у сихъ людей діаволъ не старался похитить посѣянное въ сердцахъ ихъ слово: но они держатъ слово, какъ говоритъ Спаситель, — съ усиліемъ сохраняютъ въ душѣ своей слышанное слово Евангелія, стараются углубить его въ сердцѣ своемъ благоговѣйнымъ размышленіемъ; отвсюду ограждаютъ себя страхомъ Божіимъ, вниманіемъ къ себѣ и молитвою, и такимъ образомъ не позволяютъ діаволу входить въ душу ихъ и похищать оттуда сокровище слова Божія. Нельзя думать также, чтобы врагъ спасенія нашего не старался охладить сердца ихъ самолюбіемъ, или заглушить его терніемъ суеты и плотскихъ похотей: но они сокрушаютъ окамененіе сердечное страхомъ смерти и суда Божія, страхомъ геенны и огня неугасимаго, — увлажаютъ его слезами умиленія и сокрушенія сердечнаго; они попаляютъ въ себѣ нечистое терніе суеты и страстныхъ желаній огнемъ любви Божественной и пламеннымъ желаніемъ жизни вѣчной, или же исторгаютъ его изъ сердда своего искреннимъ покаяніемъ; — вообще творятъ плодъ свой въ терпѣніи, какъ говоритъ Господь.

Таково Божественное ученіе о словѣ Божіемъ. Оно есть духовное сѣмя, безъ котораго не можетъ ни зачаться, ни возрастать святая, благоговѣйная и богоугодная жизнь христіанская. Сіе божественное сѣмя вѣчной жизни сѣется для всѣхъ неоскудною рукою небеснымъ Сѣятелемъ чрезъ посредство земныхъ строителей Его таинъ, такъ что не слушающіе или не желающіе слышать слово Божіе — безотвѣтны. При всей животворности своей оно можетъ остаться безплоднымъ въ сердцахъ нашихъ, или теряемое легкомысліемъ и разсѣянностію, или изсушаемое самолюбіемъ, или подавляемое суетными заботами и страстями плотскими. Чтобы оно содѣлалось благоплоднымъ въ насъ, надобно не только съ усердіемъ принимать и сохранять его въ душѣ своей, но и умягчать /с. 369/ свое сердце страхомъ Божіимъ и слезами умиленія, очищать его покаяніемъ и ограждать свою душу усердною молитвою.

Нѣтъ нужды напоминать, какъ необходимо для насъ всегда помнить чтенную нынѣ притчу о сѣмени слова Божія, когда Самъ Господь, окончивъ ее, возгласилъ: имѣяй уши слышати да слышитъ. Аминь. («Проповѣд. Христоматія», часть 1-я, стр. 37).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 364-369.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.