Церковный календарь
Новости


2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 74-е (1895)
2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 73-е (1895)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Слово въ день зачатія прав. Анною Пресв. Богородицы (1965)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Поученіе въ день святителя Николая Чудотворца (1965)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. 60-лѣтіе священнослуженія митр. Анастасія (1976)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свѣтильникъ Русской Церкви блаж. митр. Антоній (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Св. Обитель и духовная школа на служеніи Церкви (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Чѣмъ каждый изъ насъ долженъ служить Церкви? (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 22-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦѢ.
125. Въ чемъ состояли грѣхи евангельскаго богача?

Евангельская притча о богатомъ и Лазарѣ ясно показываетъ и напоминаетъ намъ, какъ легко, незамѣтно и для себя, и для другихъ, можетъ погибнуть навѣки человѣкъ, не совершившій, повидимому, никакихъ тяжкихъ грѣховъ. Въ самомъ дѣлѣ, если мы обратимъ вниманіе на тѣ черты, которыми изображается въ сегодняшней евангельской притчѣ человѣкъ богатый, — то увидимъ, что вся его преступность состояла, повидимому, только въ томъ, что онъ богато одѣвался и пировалъ всякій день роскошно. Никакихъ же тяжкихъ преступленій ему не приписывается. Изъ притчи не видно, чтобы онъ былъ убійцей, чтобы онъ нажилъ свое богатство насиліемъ, хищничествомъ, грабежемъ, взятками; чтобы предавался разврату; не видно, чтобы онъ вообще такъ или иначе тяжко грѣшилъ... И однако — что же? Какая послѣдняя участь этого богача? По смерти онъ является въ аду, въ страшныхъ мукахъ... Видитъ онъ оттуда Авраама въ раю и Лазаря на лонѣ его, проситъ у нихъ капли воды, чтобы прохладить языкъ свой и хотя нѣсколько ослабить огонь, палящій его внутренности; — но и въ этой малой просьбѣ получаетъ отказъ... Что же это значитъ? За что такое наказаніе страшное богачу, повидимому, ничего особенно преступнаго не сдѣлавшему въ жизни?

Строгій судъ Божій надъ богачемъ, осужденнымъ на тяжкія муки, ясно говоритъ намъ, что богачъ, очевидно, тяжкій преступникъ, что онъ дѣйствительно былъ великимъ грѣшникомъ во время земной своей жизни.

То, что евангельскій богачъ былъ богатъ, что роскошно одѣвался, пировалъ и веселился, еще не составляло грѣха.

Богачъ евангельскій былъ виноватъ не въ томъ, что онъ роскошно одѣвался и пировалъ, а въ томъ, что онъ одѣвался и пировалъ каждый день, непрерывно. Онъ виноватъ въ томъ, что никогда не снималъ съ себя порфиры и вѵссона и не мѣнялъ ихъ на одежду /с. 370/ труженика, — что никогда не переставалъ пировать и веселиться и не удалялся изъ своихъ пиршественныхъ чертоговъ въ трудовую горницу или на свое село. А если такъ, то онъ преступилъ ту заповѣдь закона, которая предписываетъ всѣмъ людямъ безъ изъятія шесть дней въ недѣлѣ работать, трудиться для себя и для другихъ, и только въ седьмый день отдыхать.

Богатство есть великій даръ Божій, есть талантъ своего рода. Тотъ, кому талантъ этотъ данъ, не долженъ ни скрывать его въ землю, ни тѣмъ болѣе растрачивать неразумно, а долженъ употреблять его въ дѣло и приращать... (Мѳ. 25, 14-30). Долженъ онъ пользуясь богатствомъ, и самъ трудиться, и другихъ привлекать къ дѣятельности, — давать имъ средства для нея, и такимъ образомъ и другимъ помогать, и талантъ свой еще болѣе приращать, для болѣе широкой дѣятельности. Затѣмъ, помня, что богатство даровано Богомъ людямъ для употребленія его во благо не свое только, но и другихъ людей — своихъ ближнихъ (Лук. 16, 9-12), богатый долженъ употреблять свои сокровища на дѣла общеполезныхъ учрежденій.

Богатство есть талантъ важный не только самъ по себѣ, но и по отношенію къ другимъ талантамъ. Оно весьма много содѣйствуетъ человѣку въ развитіи другихъ своихъ талантовъ. Оно не только дѣлаетъ возможною для человѣка полезную, благотворную внѣшнюю дѣятельность: оно весьма облегчаетъ для него развитіе и высшихъ духовныхъ силъ его. Оно даетъ человѣку возможность призвать къ содѣйствію своему развитію и образованію лучшихъ, многочисленныхъ наставниковъ и имѣть всѣ пособія и средства для изученія того или другого предмета.

Что же? Воспользовался ли евангельскій богачъ своимъ богатствомъ для пріобрѣтенія добраго воспитанія? Употребилъ ли онъ свое богатство на пользу своего умственнаго и нравственнаго развитія? — Видно, что онъ кое-чему учился, и кое-что зналъ... Зналъ онъ, что былъ Авраамъ — отецъ вѣрующихъ, что былъ великій законодатель — Моисей; что были пророки. Зналъ онъ, что есть Богъ, что есть нравственныя отношенія... Но все это онъ только зналъ, а не вѣровалъ во все это. Всѣ эти знанія только скользили по его душѣ, и, не оставивъ прочнаго, добраго слѣда въ ней — не расположили его жить по требованію закона Божія и исполнять свои обязанности къ Богу и ближнимъ.

Когда все это сообразимъ, братія и сестры, то увидимъ, что богачъ евангельскій былъ великій грѣшникъ. Вина его состояла въ томъ, что онъ все свое время и всѣ свои средства тратилъ непроизводительно: на одни увеселенія и роскошь, не дѣлая ничего по/с. 371/лезнаго, и что онъ не образовалъ правильно своей души. Пусть же помнятъ богатые изъ васъ, что богатство служитъ часто соблазномъ къ лѣности, праздности, нерадѣнію о благѣ своемъ и ближнихъ, пусть берегутся, чтобы среди богатства и роскоши не погубить свою душу. Пусть извлекутъ для себя изъ примѣра евангельскаго богача назидательные уроки и люди, не обладающіе великими богатствами. Участь, подобная участи богача, также постигаетъ и людей средняго состоянія, когда и они подобно богачу злоупотребляютъ своими средствами.

Братія! святая вѣра учитъ насъ, что настоящая наша жизнь есть время нашего воспитанія для вѣчности. Земля есть школа, гдѣ мы приготовляемся для неба. Счастливые и несчастные случаи въ нашей жизни — это уроки, какіе даетъ намъ небесный Наставникъ, содержащій въ десницѣ Своей всѣ жребіи человѣческіе. Научимся же понимать эти уроки и пользоваться ими для спасенія души своей. Аминь. (Извлеч. въ сокращ. изъ «Словъ» Павла, архіеп. киш.).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 369-371.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.