Церковный календарь
Новости


2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 16 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 22-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦѢ.
127. Жажда новаго и чудеснаго.

Въ наше время наблюдаемъ особую жажду чуда. Мы пережили бурные годы такъ называемой революціи, общаго увлеченія вопросами объ устроеніи общества и государства и борьбою за то, что обѣщало открыть блаженство на землѣ безъ Бога, безъ власти, безъ нравствениаго закона, безъ долга и обязанностей, безъ лишеній, трудовъ и усилій. Мыслящіе люди теперь отрезвляются; наблюдается глубокое разочарованіе въ идеѣ революціи и въ матеріалистическихъ ученіяхъ. Возрождаются духовные интересы, замѣчается пока еще робкое исканіе религіозной и нравственной истины. Но старая болѣзнь даетъ себя чувствовать; цѣльность духа и вѣры трудно сразу возвратить; на мѣстѣ разрушеннаго тяжело изъ развалинъ возсозидать снова то же зданіе вѣры въ прежней его силѣ и красотѣ. И вотъ, хотятъ найти помощь въ чемъ то новомъ, невиданномъ, неиспытанномъ: жаждутъ и ищутъ чуда. Говорятъ, пишутъ, проповѣдуютъ: «Дайте намъ Церковь, но Церковь будущаго, а не ту, что есть, — она отжила; дайте намъ истину, но истину новую, неслыханную, — старая насъ не удовлетворяетъ; мы любимъ и красоту, но ищемъ красоты особенной, никѣмъ невиданной, — то, что прежде считалось красивымъ намъ прискучило; мы цѣнимъ Евангеліе но не то, что имѣется въ Церкви, — мы хотимъ иного, новаго; мы жаждемъ завѣта съ Богомъ, но не Ветхаго, и не Новаго, а того какого еще нѣтъ, — будущаго, новѣйшаго; мы ищемъ царства Божія, но мы желаемъ не земное возвести къ небесному, а небесное свести на землю. Дайте намъ еще чудо: мы хотимъ соединить въ чемъ то среднемъ и высшемъ небо и землю, духъ и плоть, конечное и безконечное, Отца и Сына, Ветхій Завѣтъ и Новый, личность и общество, Церковь и государство, мужескій полъ и женскій, религію и науку, откровеніе и знаніе, бытіе и небытіе, смерть и жизнь, грѣхъ и добродѣтель, красоту и безобразіе».

Не подумайте, что все это мы выдумываемъ. Такія требованія, подъ именемъ религіозно-философскихъ, теперь выражаются громко, и ими заняты умы, которые считаютъ себя и признаются передовыми. Дайте, — говорятъ они, — дайте намъ всѣ эти чудеса, и мы станемъ вѣрующими по новому, и весь міръ станетъ новымъ, стараго же мы не хотимъ; старое не можетъ создать того, чего мы ищемъ, если бы даже захотѣло, ибо не вливаютъ вина новаго въ мѣхи ветхіе.

Нѣтъ, други, не повѣрите, не увѣруете! Не тотъ путь къ новому вы избираете, какой единственно возможенъ. Тотъ, Кто принесъ на землю завѣтъ новый (Лук. 22, 20), Кто далъ новую запо/с. 376/вѣдь (Іоан. 13, 34), Кто человѣка сдѣлалъ тварью новою (Гал. 6, 15), вложивъ въ него, по древнему пророчеству, духъ новый и сердце новое (Іезек. 18, 31), и даровавъ ученье новое (Дѣян. 18, 19), показавъ путь жизни новый и живой (Евр. 10, 10), — Онъ пришелъ къ новому, прежде исполнивъ все старое. Онъ исполнялъ весь ветхій законъ отъ дней младенчества; по закону приносится Онъ въ храмъ законный, и терпитъ законное обрѣзаніе; исполняетъ до конца дней всѣ требованія закона, учитъ, что ни одна черта не прейдетъ отъ закона (Лук. 16, 17), спрашиваетъ: «Въ законѣ, что написано?» (Лук. 10, 26), упрекаетъ, что Израиль оставилъ важнѣйшее въ законѣ (Мѳ. 22, 23). Онъ пришелъ не нарушить законъ, но исполнить (Мѳ. 5, 17), и только закономъ, исполняя его, люди познали грѣхъ (Рим. 3, 20) и стали искать святости и спасенія въ новой благодати. Тогда только они увидѣли, что древнее прошло и стало все новое, когда древнее исполнили.

Исполнили ли новые искатели новой истины все, что они называютъ старымъ? Они жаждутъ Церкви будущаго, а въ Церкви настоящаго и прошлаго были ли они послушными, вѣрными ея членами, исполняли ли всѣ ея уставы? Они ищутъ новой, особенной добродѣтели и святости: а то, что считалось донынѣ добродѣтелью, они исполнили? Исполнили ли то, елика суть истина, елика честна, елика праведна, елика пречиста, елика прелюбезна, елика доброхвальна, — то, что добродѣтель и что достойно хвалы? (Филип. 4, 8-9). Они хотятъ возстановить попранныя права «святой» плоти и вывести жизнь ея на новый путь свободы; а путь самоограниченія этой плоти, сдержанности и вольныхъ лишеній они прошли?

Нѣтъ, то, что считаютъ они старымъ, они знаютъ только по наслышкѣ, они его не исполнили, слѣдовательно, не выразумѣли, и потому въ исканіи новаго, въ требованіи чуда они идутъ путемъ тѣхъ аѳинскихъ легкомысленныхъ философовъ, которые «ни во что же ино упражняхуся, развѣ глаголати что, или слышати новое» (Дѣян. 17, 21). Эта болѣзнь, эта жажда новаго чуда, если бы и были удовлетворены, не привели бы искателей ни къ покою, ни къ твердости вѣры. Они якобы жаждутъ истины и для открытія ея и утвержденія въ ней ищутъ новаго и чудеснаго. Нѣтъ! Они имѣютъ Моисея и пророковъ — слово вѣчнаго Божьяго откровенія. Если это слово Божіе они исполнятъ, то увидятъ и опытно познаютъ, что благъ законъ Господень, что онъ — свѣтильникъ очамъ нашимъ, что новое все намъ дано и открыто, что послѣ Новаго Завѣта иного не будетъ, ибо лучше Сына Божія никто не повѣдаетъ намъ о тайнѣ Божества. Они познаютъ, что новое небо и новая зе/с. 377/мля будутъ только по скончаніи этого міра, и тамъ — Церковь грядущаго въ новомъ Сіонѣ, во градѣ Бога Живаго, въ Іерусалимѣ небесномъ, гдѣ торжествующій соборъ и Церковь первенцевъ, на небесахъ написанная, и Судія всѣхъ Богъ, и духи праведныхъ, достигшихъ совершенства, и Ходатай Завѣта Новаго Іисусъ (Евр. 12, 22-24). Если же слова Божія они не послушаютъ, то если бы кто изъ мертвыхъ возсталъ, все равно не повѣрятъ.

Состояніе это — страшное и опасное. Отъ такой опасности и предостерегаетъ насъ слово Авраама въ слышанной нами нынѣ евангельской притчѣ. Аминь. («Полн. собр. соч.», прот. І. Восторговъ, т. 3-й, стр. 397).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 375-377.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.