Церковный календарь
Новости


2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 15 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 22-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦѢ.
128. О причинахъ невѣрія въ несомнѣнныя истины.

Аще Моисея и пророковъ непослушаютъ, и аще кто отъ мертвыхъ воскреснетъ, не имутъ вѣры (Лук. 16, 31).

Слушая эту рѣчь Авраама въ чтенной притчѣ евангельской, невольно спрашиваешь себя: неужели можно дойти до такого безумія, чтобъ не вѣровать столь очевидному чуду, каково, напр., воскрешеніе мертваго? Казалось бы, какъ не увѣровать, видя ясное, очевидное для всѣхъ явленіе присносущной, всемогущей и животворящей силы Божіей? Но св. Евангеліе и исторія Церкви свидѣтельствуютъ, братія, что невѣріе можетъ оставаться упорнымъ и закоснѣлымъ и при самыхъ очевидныхъ, самыхъ поразительныхъ чудесахъ. Господь Іисусъ Христосъ исцѣлялъ страждущихъ такими болѣзнями, которыя по самому существу своему неисцѣлимы, неоднократно воскрешалъ и умершихъ, и исцѣленные и воскрешенные Имъ были живыми свидѣтелями Его божественнаго всемогущества; но убѣдились ли этимъ не вѣровавшіе Ему книжники и фарисеи? Нѣтъ. Онъ исцѣлилъ нѣкогда слѣпорожденнаго. Оставалось вѣровать, что сотворившій такое чудо воистину отъ Бога пришелъ въ міръ и есть истинный Сынъ Божій, какъ увѣровалъ исцѣлившійся, какъ увѣровали и многіе изъ народа. Но къ какому заключенію пришло невѣріе? Сего не вѣмы, откуда есть. Нѣсть сей отъ Бога человѣкъ, яко субботу не хранитъ (Іоан. 9, 16).

Въ другой разъ Господь воскресилъ четверодневнаго мертвеца предъ самыми вратами Іерусалима. Что-жъ произвело это чудо? Ослѣпленный синедріонъ положилъ убить и Лазаря, чтобъ избавиться отъ такого очевиднаго обличителя его невѣрія. Наконецъ, и Самъ Господь Іисусъ Христосъ, распятый и умершій въ виду /с. 378/ всего народа, въ третій день воскресъ изъ гроба. Всѣ мѣры были приняты, чтобъ не случилось какого-либо обмана: гробъ запечатанъ былъ печатью синедріона, окруженъ воинскою стражею. Чудо воскресенія Христова было неопровержимо. Что-жъ невѣрующій синедріонъ? Сначала прибѣгли къ хитрости и лжи: сребренники довольны даша воиномъ, глаголюще: рцыте, яко ученики Его нощію украдоша Его, намъ спящимъ (Мѳ. 28, 12). Но когда невозможно было поддержать въ народѣ эту очевидную ложь, при свидѣтельствѣ множества самовидцевъ Господа, воскресшаго изъ мертвыхъ, при чудодѣйственной проповѣди свв. апостоловъ, то старались угрозами и прещеніемъ запретить свв. апостоламъ проповѣдывать о Его воскресеніи, а сами остались по прежнему ожесточенными въ своемъ невѣріи.

Какихъ чудесъ не творили св. мученики? Чѣмъ не засвидѣтельствовало Евангеліе Христово свою божественную силу среди древняго міра языческаго? Но ожесточенные гонители христіанства оставались ожесточенными до конца. Казалось бы, что среди новаго міра, образованнаго христіанствомъ, когда небесные плоды ученія Христова для всѣхъ видимы и осязательны, когда божественная сила христіанства всѣми признана, когда предъ крестомъ Христовымъ преклонилась вся лучшая часть человѣчества, уже не должно бы быть мѣста невѣрію; но что же составляетъ главный недугъ нашего времени, какъ не невѣріе, которое и нынѣ такъ же слѣпо, такъ же ожесточенно и упорно, какъ было прежде?

Откуда такое невозможное, повидимому явленіе въ человѣчествѣ? гдѣ причина такого ожесточеннаго невѣрія очевидной истинѣ? Одебелѣ сердце людей сихъ, говоритъ Слово Божіе о невѣрующихъ: и ушима своима тяжко слышаша, и очи свои смежиша. Отчего? Оттого что богъ вѣка сего ослѣпи разумы ихъ, во еже не возсіяти имъ свѣту благовѣствованія Христова. И дѣйствительно, существованіе невѣрія, особенно въ самой средѣ христіанства, всегда останется непонятнымъ и неразгаданнымъ, если не предположить, что крайнее ослѣпленіе человѣческаго разума есть дѣйствіе темной силы діавольской. Болѣе же всего этотъ исконный человѣкоубійца ослѣпляетъ нашъ разумъ и увлекаетъ сердце своеволіемъ и необузданностію собственныхъ страстей нашихъ. Вѣра смиряетъ своеволіе, покоряя разумъ нашъ въ послушаніе Христово. Страхъ Божій обуздываетъ страсти и запрещаетъ всякое наслажденіе грѣховное, — все это тяжело и прискорбно для ветхаго плотскаго человѣка. И вотъ, діаволъ обѣщаетъ намъ полную свободу, старается разжечь въ насъ похоть плоти, похоть очесъ и гордость житейскую, и мало-по-малу предаетъ насъ во власть какой /с. 379/ либо страсти, а усилившаяся страсть ослѣпляетъ разумъ и отнимаетъ послѣдній остатокъ свободнаго произволенія на доброе. Тогда бѣдный разумъ нашъ, какъ слѣпой, идетъ туда, куда влечетъ его страсть, отвергаетъ все, что противно и ненавистно ей. Такъ ослѣпленные завистію, своекорыстіемъ и тщеславіемъ книжники и фарисеи не вѣровали слову истины, отвергали очевидныя для всѣхъ чудеса Христовы, гнали и преслѣдовали и Его Самого. Такъ, ослѣпленный страстію Иродъ не убоялся проповѣдника истины Іоанна, несмотря на то, что самъ признавалъ его мужемъ праведнымъ.

Посему то, братія, если встрѣтите невѣрующаго, пожалѣйте о несчастномъ. Онъ въ тяжкомъ плѣну у діавола, который ослѣпилъ его духовныя очи. Не надѣйтесь убѣдить его какими-либо доказательствами; ибо какъ онъ пойметъ истину, когда нѣтъ у него духовныхъ очей, чтобы видѣть небесный свѣтъ ея, когда разумъ его ослѣпленъ и закрытъ отъ свѣта истины, когда воля его совершенно покорена подъ иго грѣха и страстей, и нѣтъ у него ни желанія, ни охоты слышать и принять истину, напротивъ, есть ненависть и озлобленіе къ ней? Кто не хочетъ вѣрить, того ничѣмъ не увѣришь. Не недостатокъ очевидныхъ свидѣтельствъ истины, а недостатокъ духовнаго зрѣнія и ослѣпленіе отъ діавола — вотъ источникъ невѣрія! А при такомъ состояніи, аще кто и отъ мертвыхъ воскреснетъ, не имутъ вѣры. Мы можемъ только молить Господа, чтобы Онъ Самъ силою благодати Своей коснулся сердца невѣрующаго и далъ ему прозрѣть духомъ, какъ даровалъ Онъ зрѣніе слѣпымъ.

Но прежде и паче всего намъ должно, братія мои, хранить собственную вѣру, какъ зѣницу ока. (Слово Димитрія, архіеп. Херсонскаго, т. 3-й,стр. 326).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 377-379.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.