Церковный календарь
Новости


2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 124-й (1899)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 123-й (1899)
2018-12-03 / russportal
Прот. Михаилъ. Бесѣды св. Василія Великаго и прав. Іоанна Кронштадтскаго (1976)
2018-12-03 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Жизнь въ Церкви - жизнь въ благодати (1976)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 10 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 23-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦѢ.
129. Различные виды бѣснованія въ современныхъ людяхъ.

Изшедшу же Ему (Іисусу Христу) на землю, срѣте его мужъ нѣкій отъ града, иже имяше бѣсы отъ лѣтъ многихъ, и въ ризу не облачашеся, и во храмѣ не живяше, но во гробахъ (Лук. 8, 27).

Вы слышали, возлюбленные братія, читанный сегодня евангельскій разсказъ о бѣсноватомъ въ Гадаринской странѣ и исцѣленіи его Іисусомъ Христомъ? — Слышали, какъ бѣсы мучили несчастнаго человѣка, и какъ онъ бѣдственно влачилъ свою жалкую жизнь? Видѣли Божественную власть Іисуса Христа надъ бѣсами, надъ цѣлымъ легіономъ ихъ, т. е. надъ нѣсколькими тысячами, вселившимися въ несчастнаго человѣка? Видѣли внезапную погибель множества животныхъ, такъ называемыхъ нечистыхъ, въ которыхъ вошли бѣсы по дозволенію Спасителя?

Вслушавшись въ этотъ евангельскій разсказъ, кто изъ насъ можетъ сомнѣваться въ томъ, что злые духи подлинно существуютъ и могутъ, по попущенію Божію, причинять вредъ и людямъ и неразумнымъ животнымъ, подвергать ихъ разнаго рода мученіямъ и даже совершенной погибели.

Въ бытіи злыхъ духовъ мы убѣждаемся изъ книгъ св. Писанія ветхаго и новаго завѣта, изъ свидѣтельствъ свв. отцевъ Церкви и изъ жизнеописанія угодниковъ Божіихъ. Въ книгѣ Бытія повѣствуется, какъ діаволъ, явясь въ образѣ змія праматери нашей Евѣ, находившейся близъ запрещеннаго древа познанія добра и зла, соблазнилъ ее вкусить плода съ этого древа, а Ева склонила къ тому мужа своего, а нашего праотца Адама; чрезъ что оба они оказались преступниками заповѣди Господней и подверглись наказанію отъ Бога — изгнаны изъ рая сладости и осуждены на временныя бѣдствія и вѣчныя мученія. Оттого то діаволъ и называется человѣкоубійцею искони — отъ начала (Іоан. 8, 44).

А въ книгѣ Іова пишется, что діаволъ, по попущенію Божію, у праведнаго Іова сперва отнялъ имущество и погубилъ дѣтей, а потомъ поразилъ его самою лютой проказою съ ногъ до головы. Ап. Іоаннъ прямо учитъ: кто дѣлаетъ грѣхъ, тотъ отъ діавола, потому что сначала діаволъ согрѣшилъ. Для того то и явился Сынъ Божій, чтобы разрушить дѣла діавола (1 Іоан. 3, 8). Самъ Спаситель во время сорокадневнаго пребыванія Своего въ пустынѣ не разъ искушаемъ былъ сатаною: то возбуждаемъ былъ имъ къ /с. 381/ нетерпѣливости, то къ тщеславію, то къ властолюбію (Мѳ. 4, 2-10). Изъ бѣсноватыхъ изгонялъ бѣсовъ и Самъ Спаситель и апостоламъ далъ власть изгонять ихъ (Мѳ. 10, 8). Ап. Петръ пишетъ: трезвитесь, бодрствуйте, зане супостатъ вашъ діаволъ, яко левъ рыкая, ходитъ, искій кого поглотити (1 Петр. 5, 8). Изъ всѣхъ приведенныхъ указаній св. Писанія кто не пойметъ, что діаволъ есть существо дѣйствительное, а не воображаемое, существо личное, имѣющее разумъ и волю?

Христіанская Церковь всегда и несомнѣнно признавала бытіе злыхъ духовъ. Отцы и учители Церкви единогласно свидѣтельствуютъ о томъ, что «есть царство сатаны, есть падшіе ангелы, которые не только люты сами по себѣ, но и исполнены ненависти къ Богу и людямъ, которые стараются вредить душѣ и тѣлу человѣка, но истинный христіанинъ можетъ имъ противиться».

О томъ же свидѣтельствуютъ и жизнеописанія святыхъ. Почитайте житія св. Божіихъ человѣковъ и вы тамъ увидите, какихъ козней ни строилъ имъ діаволъ, въ какихъ видахъ ни являлся имъ, какъ неустанно боролся съ ними, какъ открыто признавался предъ ними, чѣмъ онъ побѣждается отъ нихъ. Очевидно, что вѣра въ бытіе злыхъ духовъ всегда была всеобща въ родѣ человѣческомъ точно такъ же, какъ вѣра въ бытіе ангеловъ добрыхъ, какъ вѣра въ бытіе Самого Бога. Кто вѣруетъ въ Бога и въ Божественное Откровеніе, тотъ вѣруетъ также въ существованіе и вліяніе духовъ на человѣка. Только люди, отвергающіе личнаго Бога, отвергаютъ и бытіе діавола.

Дѣйствія діавола, которыми онъ старается склонить человѣка на грѣхъ, весьма разнообразны. Діаволъ являлся св. Божіимъ человѣкамъ и въ богоподобномъ образѣ, какъ преп. Пахомію, и въ видѣ ангела свѣта, какъ Симеону столпнику, и въ видѣ человѣческомъ, какъ преп. Макарію египетскому, и въ видѣ змія, какъ прародительницѣ Евѣ, и въ иныхъ чувственныхъ образахъ. Однихъ подвижниковъ благочестія діаволъ устрашалъ ужасными привидѣніями, чтобы отвлечь ихъ отъ богомыслія и повергнуть въ уныніе, а въ другихъ возбуждалъ смѣхъ, и разные неблагообразные порывы, чтобы понемного довести ихъ до разсѣянности и самозабвенія; въ однихъ производилъ разслабленіе силъ и дремоту, чтобы помѣшать ихъ добродѣланію и подвигамъ молитвеннымъ, а въ другихъ воспламенялъ кровь и пробуждалъ возстанія плоти, чтобы повредить чистотѣ ихъ души и тѣла; предъ одними разсыпался въ похвалахъ, чтобы расположить ихъ къ самомнѣнію, гордости и тщеславію, а другихъ преслѣдовалъ оскорбленіемъ и поношеніями, чтобы поколебать ихъ терпѣніе и довести до раздра/с. 382/жительности, злобы и мести; однихъ лишалъ всего стяжанія и ввергалъ въ нищету, чтобы вызвать ихъ на ропотъ и хулу противъ Бога, на обманъ, воровство, грабительство, божбу напрасную, клятвопреступленіе, покушеніе на жизнь другихъ или самихъ себя, а другимъ пособлялъ разбогатѣть, чтобы они вдались либо въ роскошь, щегольство, мотовство, высокомѣріе, либо въ скупость, скряжничество и жестокосердіе, либо выставляли изъ себя идола для другихъ, либо сами преклонялись предъ маммоною, какъ предъ Богомъ; однимъ внушалъ излишнее упованіе на милосердіе Божіе, чтобы подвигнуть ихъ къ разлѣненію, безпечности и самодовольству, а въ другихъ посѣвалъ отчаяніе въ милости Божіей, чтобы удержать ихъ отъ раскаянія и самоисправленія, привести въ состояніе ожесточенія и погибели. Кратко сказать, діаволъ всегда сообразовалъ свои искушенія съ расположеніями души каждаго.

Но не смотря на разнообразіе ухищреній діавола, искусившіеся въ борьбѣ съ нимъ знали, когда какимъ орудіемъ ограждаться отъ стрѣлъ діавола.

Склонялъ ли ихъ діаволъ къ невоздержанію въ пищѣ и питьѣ, разжигалъ ли въ нихъ похоть плотскую? Подвижники благочестія вооружались противъ него постомъ, молитвою, трудами тѣлесными и крестнымъ знаменіемъ.

Подстрекалъ ли ихъ къ раздражительности и злорѣчію? Они налагали на себя молчаніе, противопоставляли ему терпѣніе.

Возбуждалъ ли въ нихъ гордость и самомнѣніе? Они защищались смиреніемъ.

Поселялъ ли въ нихъ отчаяніе въ милости Божіей или излишнее упованіе на нее? Они прежде грѣха представляли себѣ правосудіе Божіе, чтобы не согрѣшить, а по согрѣшеніи помышляли о великости милосердія Божія, чтобы не впасть въ отчаяніе Іудино.

Прибѣгалъ ли къ насилію противъ нихъ? Они сопротивлялись ему именемъ Божіимъ и Христовымъ.

Располагалъ ли ихъ къ разсѣянности и разлѣненію? Они нудили себя къ молитвѣ и чтенію слова Божія.

Вотъ и примѣры, подтверждающіе это. Преп. Даніилъ разсказывалъ: одного пустынника пригласили къ себѣ родители бѣсноватой для того, чтобы онъ изгналъ изъ нея бѣса; лишь только монахъ взошелъ въ домъ, какъ бѣсноватая дала ему пощечину: пустынникъ, по заповѣди Господа, обратилъ ей и другую ланиту. Демонъ, мучимый этимъ, вскричалъ: какая сила! заповѣдь Іисуса Христа изгоняетъ меня, — дѣвица тотчасъ исцѣлилась. А преп. /с. 383/ Макарію египетскому и Ѳеодорѣ діаволъ прямо сознался, что ничто такъ не побѣждаетъ его, какъ смиреніе. (Достоп. сказ. о св. и блаж. отц., стр. 78, 172, 350).

Священномученику Кипріану бѣсы не обинуясь заявили: мы не можемъ зрѣть на крестное знаменіе, но бѣжимъ отъ него, ибо оно, какъ огнь, опаляетъ насъ и далеко прогоняетъ (Чет. Мин. окт. 2). «Именемъ Іисусовымъ всегда бій ратники», т. е. бѣсовъ, учитъ преп. Іоаннъ Лѣствичникъ. Имя Іисусово крѣпче стали, тверже гранита. Нѣтъ крѣпче щита, нѣтъ сильнѣе оружія въ духовной брани, какъ Іисусова молитва, свидѣтельствуетъ авва Іовъ. «Какъ никто не смѣетъ приближаться къ тому, кто бесѣдуетъ съ царемъ земнымъ, и пресѣчь бесѣду, которую онъ ведетъ: такъ и демоны не дерзаютъ приблизиться къ тому, кто бесѣдуетъ съ Богомъ», вѣщаетъ св. Симеонъ новый Богословъ. Самъ Спаситель говоритъ: родъ бѣсовскій изгоняется только молитвою и постомъ.

Думай постоянно что-нибудь доброе, чтобы діаволъ всегда находилъ тебя занятымъ; доколѣ человѣкъ пребываетъ въ духовномъ дѣланіи, врагъ не можетъ поразить его, увѣряютъ блаж. Іеронимъ и преп. Пименъ.

Чтеніе св. Писанія есть великая защита отъ грѣха, учитъ авва Епифаній. («Поучен.» прилож. къ журн. «Руковод. для сельс. паст.», 1889 г., іюль).

Итакъ, братія, несомнѣнно вѣруя въ бытіе злыхъ духовъ и пагубное вліяніе ихъ на насъ, воспользуемся въ борьбѣ съ ними тѣмъ оружіемъ, какимъ сражались съ ними св. Божіи человѣки, и на какое и намъ указали. Слѣдуя примѣру и указанію доблестныхъ воиновъ Христовыхъ, и мы можемъ выйти побѣдителями изъ борьбы съ врагами нашего спасенія — духами злобы поднебесными. Аминь. (Сост. по указ. источ.).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 380-383.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.