Церковный календарь
Новости


2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 15 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 23-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦѢ.
132. «Легіонъ».
(О злыхъ духахъ).

Онъ сказалъ: легіонъ, потому что много бѣсовъ вошло въ него (Лук. 8, 30).

«Въ нашъ вѣкъ электричества и пара, побѣды надъ пространствомъ и временемъ — говорить, тѣмъ болѣе вѣрить въ бѣсовъ — отстало».

Такъ часто съ легкомыеленной дерзостью, и даже въ печати, заявляетъ невѣрующая часть нашего современнаго общества.

Но неужели предупрежденіе святаго Апостола: трезвитесь, бодрствуйте; потому что противникъ вашъ діаволъ ходитъ, какъ рыкающій левъ, ища кого поглотить (1 Петра 5, 8) — потеряло теперь свою силу? Неужели страшный образъ гадаринскаго бѣсноватаго, который такими живыми, неизгладимыми чертами рисуется въ сегодняшнемъ евангельскомъ чтеніи, не имѣетъ для себя повтореній? Въ самомъ дѣлѣ, — приглядись къ этой безпощадной, разрушительной работѣ нашего исконнаго врага! Что онъ сдѣлалъ съ человѣкомъ, — этимъ вѣнцомъ земныхъ твореній, царемъ и священникомъ всей внѣшней природы, по своимъ безсмертнымъ совершенствамъ умаленнымъ малымъ чимъ отъ ангелъ? Куда дѣвалась его яркая, могучая мысль? Гдѣ высшій человѣческій даръ — свобода? Что сталось съ его богоподобной душей, предназначенной къ безконечному развитію и нравственному блаженству? Узнаете ли вы въ несчастномъ «бѣсноватомъ» свѣтлаго ангела земли — человѣка? Да, жестоко и нагло развѣнчанъ царственный повелитель всѣхъ тварей! Подавлено и оскорблено въ немъ всякое человѣческое достоинство — и несчастный «одержимый бѣсами» доведенъ до послѣдней степени униженія. Въ одежду не одѣвавшійся и жившій не въ домѣ, а въ гробахъ (Лук. 8, 27) — онъ связывался цѣпями и узами... но онъ разрывалъ узы и всякую волю, всякую способность къ самоопредѣленію; «бѣсноватый» на все смотритъ глазами вселившагося въ него духа злобной силы.

Вотъ предъ нимъ Христосъ Спаситель, Другъ всѣхъ обиженныхъ судьбою, Упованіе «труждающихся и обремененныхъ», Могущественный Цѣлитель «всякихъ недуговъ и язвъ въ людяхъ». Казалось бы, это должно быть для него самой желанной, самой дорогой встрѣчей.

Казалось бы, онъ долженъ немедленно приникнуть къ стопамъ Христа съ мольбой объ исцѣленіи разъѣдающаго всю его жизнь страшнаго недуга. Вѣдь достаточно одного слова Спасителя /с. 402/ — и духъ злобы оставитъ его навсегда. Но что же мы слышимъ? Онъ, увидѣвъ Іисуса, вскричалъ, палъ предъ Нимъ и громкимъ голосомъ, сказалъ: что Тебѣ до меня, Іисусъ Сынъ Бога Всевышняго? Умоляю Тебя не мучь меня!

Онъ не хочетъ исцѣленія, не сознаетъ всей гибельности своего положенія. Пусть онъ послушное орудіе въ рукахъ діавола, пусть онъ покорный рабъ послѣдняго, — но ему какъ будто бы любезно это рабство, и онъ рѣшительно не желаетъ разставаться съ нимъ.

Теперь посмотрите на современиую жизнь. Внимательно приглядитесь къ ея явленіямъ, — и вы увидите, что страшный образъ гадаринскаго бѣсноватаго повторяется въ ней въ тысячахъ видовъ.

Вотъ предъ нами несчастный человѣкъ, пораженный недугомъ пьянства. Ужъ одинъ внѣшній образъ одержимаго этимъ страшнымъ порокомъ роднитъ его съ евангельскимъ бѣсноватымъ Гадаринской страны. Оборванный бездомникъ, еле-еле прикрывающій свое голодное тѣло жалкими лохмотьями — онъ не отдаетъ себѣ отчета въ своихъ поступкахъ. Ему такъ же нужны узы или сдерживающая цѣпь. Иначе нѣтъ того преступленія, на которое онъ не рѣшилея бы въ состояніи своего страшнаго припадка. Тамъ пьяный сынъ, — читаемъ мы въ газетной хроникѣ происшествій, — убилъ родную мать и двухъ малолѣтнихъ сестеръ, здѣсь обезумѣвшій отъ пьянства отецъ вырѣзалъ цѣлую семью, не пощадивъ при этомъ даже шестимѣсячнаго ребенка, мирно спавшаго въ своей дѣтской колыбели. Скажите, неужели вы здѣсь не видите одержимыхъ бѣсомъ? Неужели это дѣло только одного человѣка? Присмотритесь далѣе къ внутреннему, душевному состоянію такого, потерявшаго всякій образъ человѣческій, пьяницы, — и вы увидите, какъ онъ тоже, подобно гадаринскому бѣсноватому, мало сознаетъ гибельность своего положенія.

Часто онъ и не думаетъ бороться съ своей пагубной страстью, а напротивъ въ ней одной видитъ приманку и всю цѣну жизни. А вотъ предъ нами другая картина, засвидѣтельствованная судебнымъ отчетомъ.

На скамьѣ подсудимыхъ молодой человѣкъ, студентъ казанскаго университета. Онъ обвиняется въ цѣломъ рядѣ совершенныхъ имъ кражъ. Судъ призналъ его невмѣняемымъ, одержимымъ болѣзнью «клептоманіи».

Оказывается, при видѣ всякой цѣнной вещи, молодой человѣкъ терялъ самообладаніе. Какая то таинственная сила настойчиво толкала его руку къ замѣченной имъ драгоцѣнности. Подчиняясь ей, юноша совершалъ кражу. Воля его была окончательно подавлена; жизненные корни ея, точно червемъ какимъ, были /с. 403/ подточены силой привычки. Кто то другой завѣдывалъ и распоряжался всѣми его дѣйствіями. А онъ былъ только подневольный исполнитель этой чужой власти, голосъ которой такъ рѣзко и такъ явственно раздавался въ его душѣ.

Легкомысленные представители «вѣка сего», старающіеся все объяснять на началахъ модной «научности» не желаютъ склоняться предъ очевиднымъ фактомъ разстройства духовной жизни человѣка силой діавола и объявляютъ, что эта болѣзнь расшатанной, въ конецъ разбитой воли человѣческой — есть «клептоманія».

Но позвольте: сдѣлать вывѣску факту, прикрыться ничего не значущимъ словомъ, — это не значитъ еще отвѣтить на вопросъ, вполнѣ опредѣлить главную его сущность. «Клептоманія» — вѣдь это звукъ пустой, ничего намъ пока не объясняющій.

Здѣсь же мы имѣемъ дѣло съ ярко выраженнымъ явленіемъ. Вѣдь, въ самомъ дѣлѣ, было бы наивно думать, что діаволъ дѣйствуетъ на насъ только силой какого то внѣшняго давленія, такъ сказать, механически, а не органически, постепенно, шагъ за шагомъ отравляя нашу душу ядомъ грѣховной страсти, пропитывая ее имъ насквозь и тѣмъ окончательно подрывая и разстраивая всякую самодѣятельность нашей воли. Именно, работа діавола походитъ на работу закравшагося въ серцевину дерева червя.

И пагубныя привычки, страсти — это только то грѣховное жало, черезъ которое врагъ нашъ діаволъ вливаетъ въ нашу природу свою смертоносную, гибельную отраву, приводящую въ разстройство всѣ силы нашей души.

Но вы хотите видѣть еще болѣе поразительныя по тождеству повторенія Гадаринскаго событія? Идите тогда къ гробницамъ преп. Серафима Саровскаго, Ѳеодосія Углицкаго, — предъ мощами которыхъ, по свидѣтельству очевидцевъ, какъ бы повторяется исторія евангельскихъ чудесъ.

Вы тамъ увидите, какъ вѣрующая русская душа, изнемогшая въ борьбѣ со врагомъ, ищетъ защиты отъ него подъ покровомъ молитвы преподобныхъ. Вы увидите тамъ, какъ, чувствуя предъ собою благодатное могущество праведника, діаволъ оставляетъ свою жертву такъ же, какъ онъ оставилъ нѣкогда Гадаринскаго бѣсноватаго. Прекрасно, съ чувствомъ глубокой вѣры и умиленія, описываетъ поразительные случаи чудеснаго исцѣленія «бѣсноватыхъ» у мощей преподобнаго Серафима одинъ очевидецъ свѣтлыхъ саровскихъ торжествъ (Е. Поселянинъ).

«Стоя неподалеку отъ раки, я услыхалъ, — пишетъ онъ, — ужасные вопли, несшіеся отъ сѣверныхъ входныхъ дверей храма. /с. 404/ Я пошелъ туда. Восемь мужиковъ съ трудомъ несли бившагося въ ихъ рукахъ немолодого, обросшаго волосами мужика. Внутри его какой то страдающій голосъ кричалъ: «выйду, выйду!»

«Я шелъ около, пока его несли по собору къ ракѣ. У раки онъ затихъ, точно лишился чувствъ. Я смотрѣлъ на лицо его, когда его подвинули, чтобы приложить къ ракѣ. Оно было искажено такъ, и такое было на немъ выраженіе, что страшно было смотрѣть.

Его приложили. Онъ очнулся и отошелъ совершенно освободившимся отъ страшной власти и здоровымъ.

Оказывается, онъ страдалъ 30 лѣтъ и имѣлъ отъ исправника свидѣтельство, что боленъ тяжелой формой «кликушества».

Исцѣленіе это произвело сильное впечатлѣніе. Страшно было думать, что 30 лѣтъ, съ 18-лѣтняго возраста, эта душа лишена была исповѣди и причастія. Я спросилъ его, ѣлъ ли онъ что нибудь. Онъ былъ натощакъ. Не тутъ ли, въ радости исцѣленія было идти ему къ Чашѣ?

Я попросилъ архимандрита Владиміра исповѣдывать его, а въ концѣ обѣдни онъ спокойно пріобщился».

Въ самодовольствѣ невѣжества, многіе склонные поправлять даже Евангеліе, отрицаютъ возможность нахожденія души человѣческой во власти діавола. Между тѣмъ лица, стоящія близко къ дѣлу, такъ сказать, духовной медицины, прекрасно знаютъ неопровержимость этого тяжкаго недуга со всѣми его ужасами.

Помимо того, что больные этого рода испытываютъ непреодолимое отвращеніе ко всему священному, замѣчательно, напримѣръ, то обстоятельство, что иногда простые крестьяне говорятъ, въ случаѣ одержимости, на иностранныхъ языкахъ, съ закрытыми глазами обличаютъ тайныя дѣла подходящихъ къ нимъ людей. И, во всякомъ случаѣ, страшная область этого недуга настолько интересна, что вмѣсто глумленія, заслуживала бы серьезнаго наблюденія врачей, которые часто оказываются совершенно безсильными предъ этимъ явленіемъ.

Замѣчательно, что эти одержимые имѣютъ совершенно неестественную силу, что нѣсколько мужиковъ иногда еле справляются со слабою на видъ женщиною.

Кромѣ того, чѣмъ сильнѣе степень недуга, чѣмъ крѣпче «врагъ» вцѣпился въ свою жертву, тѣмъ труднѣе онъ выпускаетъ ее. Вотъ почему силится онъ такъ не подпустить къ великимъ святынямъ человѣка, въ котораго вселился.

Разсказываютъ, что въ Саровскую пустынь три человѣка везли изъ Сибири закованнаго въ цѣпи «бѣсноватаго». Чѣмъ ближе къ Сарову, тѣмъ онъ становился ужаснѣе и, наконецъ, передъ са/с. 405/мымъ Саровымъ, въ лѣсу разорвалъ цѣпи и бѣжалъ.

И такіе бѣсноватые освобождаются, обыкновенно, изъ подъ власти духовъ у мощей преподобнаго Серафима мгновенно. Онъ невыразимо имъ страшенъ...

Кто, послѣ этого, осмѣлитея легкомысленно отрицать злобное дѣйствіе въ мірѣ духа силы?.. Не отрицать, а всегда помнить надо спасительное предостереженіе святаго апостола: трезвитеся и бодрствуйте.

Трезвость ума и сердца: свобода отъ всѣхъ увлеченій, которыя заглушаютъ только въ насъ голосъ совѣсти и, точно туманомъ, закрываютъ предъ нами истинную цѣль жизни и требованія христіанскаго долга; наконецъ, бодрость духа, сильнаго упованіемъ на Бога и Его святыхъ угодниковъ, — вотъ та несокрушимая стѣна, которая оградитъ насъ отъ враждебнаго нападенія «легіоновъ» діавола... Подъ защитой этой спасительной ограды и старайся жить, христіанинъ, и тогда ты всегда возможешь угасить всѣ раскаленныя стрѣлы лукаваго (Еф. 6, 16). («Проповѣд. Христоматія», ч. 1-я, стр. 163, слово прот. Петра Миртова).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 401-405.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.