Церковный календарь
Новости


2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 16 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 24-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦѢ.
133. Назиданія изъ евангельскаго чтенія.

Нынѣ было читано Евангеліе о воскрешеніи Господомъ дочери Іаира, начальника іудейской синагоги и объ исцѣленіи кровоточивой женщины чрезъ одно прикосновеніе къ краю одежды Іисусовой. Повторимъ, это Евангеліе для лучшаго запамятованія и для извлеченія изъ него назиданія. «Пришелъ» къ Іисусу Христу «человѣкъ, именемъ Іаиръ, который былъ начальникомъ синагоги; и, падши къ ногамъ Іисуса, просилъ Его войти къ нему въ домъ, потому что у него была одна дочь, лѣтъ двѣнадцати, и та была при смерти. Когда же Онъ шелъ, народъ тѣснилъ Его. И женщина, страдавшая кровотеченіемъ двѣнадцать лѣтъ, которая, издержавъ на врачей все имѣніе, ни однимъ не могла быть вылѣчена, подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчасъ теченіе крови у ней остановилось. И сказалъ Іисусъ: кто прикоснулся ко Мнѣ? Когда же всѣ отрицались, Петръ сказалъ и бывшіе съ Нимъ: Наставникъ! народъ окружаетъ Тебя и тѣснитъ; и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мнѣ? Но Іисусъ сказалъ: прикоснулся ко Мнѣ нѣкто, ибо Я чувствовалъ силу, исшедшую изъ Меня. Женнщна, видя, что она не утаилась, съ трепетомъ подошла, и падши предъ Нимъ, объявила Ему предъ всѣмъ народомъ, по /с. 406/ какой причинѣ прикоснулась къ Нему, и какъ тотчасъ исцѣлилась. Онъ сказалъ ей: дерзай, дщерь! вѣра твоя спасла тебя; иди съ миромъ. Когда Онъ еще говорилъ это, приходитъ нѣкто изъ дома начальника синагоги и говоритъ ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя. Но Іисусъ, услышавъ это, сказалъ ему: не бойся, только вѣруй, и спасена будетъ. Пришедши же въ домъ, не позволилъ войти никому, кромѣ Петра, Іоанна и Іакова, и отца дѣвицы, и матери. Всѣ плакали и рыдали о ней; но Онъ сказалъ: не плачьте; она не умерла, но спитъ. И смѣялись надъ Нимъ, зная, что она умерла. Онъ же, выславъ всѣхъ вонъ, и взявъ ее за руку, возгласилъ: дѣвица! встань. И возвратился духъ ея; она тотчасъ встала; и Онъ велѣлъ дать ей ѣсть. И удивились родители ея. Онъ же повелѣлъ имъ не сказывать никому о происшедшемъ» (Лук. 8, 41-56). Вотъ все Евангеліе, читанное сегодня.

Какіе уроки мы извлечемъ изъ нынѣшняго Евангелія?

Прямое ученіе, открывающееся изъ священнаго сказанія о воскрешеніи дочери Іаира, есть то, что несомнѣнно будетъ воскресеніе мертвыхъ; ибо Господь воскрешалъ мертвыхъ, какъ видно изъ Евангелія, для того болѣе всего, чтобы показать, что Онъ есть воскрешеніе и животъ и Богъ всѣхъ. Азъ есмь, говоритъ Онъ, воскрешеніе и животъ (Іоан. 11, 25); нравоученіе то, что всѣ мы должны бодреннымъ сердцемъ и трезвенною мыслію проходить все время настоящей жизни, въ ожиданіи общаго воскресенія мертвыхъ и страшнаго дня явленія съ небесъ Господа славы со всѣми ангелами Своими во второе и страшное пришествіе Его.

Другое назиданіе слѣдующее: въ какомъ бы кто ни находился положеніи, никогда не должно считать его безнадежнымъ. Всякое уныніе и отчаяніе есть оскорбленіе величества Божія. Не двѣ ли птицы цѣнятся единымъ ассаріемъ, говоритъ Спаситель, и ни едина отъ нихъ падетъ на земли, безъ Отца вашего: вамъ же и власи главніи вси изочтени суть (Мѳ. 10, 29, 30). Призови Мя въ день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя (Пс. 49, 15). Нѣтъ такой скорби, коей не могъ бы уврачевать Всемогущій. Тамъ то преимущественно и открывается сила Его, гдѣ никакая другая сила не можетъ спасти страдальца.

Далѣе, мы изъ нынѣшняго Евангелія извлекаемъ ту истину, что необходимое условіе съ нашей стороны, безъ коего тщетно будемъ ожидать помощи небесной, это — вѣра. Еже аще что можеши вѣровати, вся возможна вѣрующему (Марк. 9, 22). Евангелистъ замѣчаетъ, что въ Назаретѣ Самъ Господь не сотвори ни единыя силы, т. е. чуда, за невѣрствіе ихъ (Мѳ. 13, 58). Онъ близокъ ко всѣмъ. А къ Нему только тотъ близокъ, кто одушевленъ /с. 407/ живою, твердою, несомнѣнною вѣрою. Одного прикосновенія къ ризамъ Господнимъ достаточно было, чтобы въ то же мгновеніе привлечь чудотворную силу отъ полноты Божества. Не ропщи, если просишь милости отъ Бога, и не пріемлешь. Это происходитъ отъ недостатка вѣры твоей.

Но никто не можетъ за себя ручаться, что имѣетъ вѣру совершенную. Нѣтъ, — и это даръ Божій! Сами апостолы молились: Господи, приложи намъ вѣру (Лук. 17, 5). Каждый знаетъ по опыту, что, прежде нежели душа обратится къ единому Подателю жизни и спасенія, кичливый умъ человѣческій своими средствами хочетъ сдѣлать спасеніе. Если собственныя средства безсильны, то или душа приходитъ въ разслабленіе и падаетъ подъ бременемъ, или обращается къ помощи столь ясе безсильныхъ человѣковъ. Это ли вѣра! Прежде отними оплотъ гордости, и смирисъ подъ крѣпкую руку Божію. Самъ Промыслъ наведетъ тебя на такіе случаи, которые подкрѣплятъ твою надежду. Не вѣрь, когда говорятъ тебѣ: «все потеряно! не движи Учителя!» Всѣмъ сердцемъ прилѣпись ко Господу, и въ душѣ твоей отзовется благодатный голосъ: не бойся, токмо вѣруй, — узриши славу Божію (Іоан. 11, 40).

Да не смущается сердце ваше, — вѣщаетъ Искупитель нашъ, — вѣруйте въ Бога, и въ Мя вѣруйте (Іоан. 14, 1). Аще пребудете во Мнѣ, и глаголы Мои въ васъ пребудутъ, егоже аще хощете, просите, и будетъ вамъ (15, 7). Еда забудетъ жена отроча, еже не помиловати исчадія чрева своего? Аще же и забудетъ сихъ жена, но Азъ не забуду тебе, глаголетъ Господь (Ис. 49, 15).

Вѣруемъ, Господи, помози нашему невѣрію! Аминь. (Слово свящ. Гр. Дьяченко).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 405-407.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.