Церковный календарь
Новости


2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). О постановленіяхъ II Ватиканскаго собора (1992)
2018-10-11 / russportal
Епископъ Григорій (Граббе). Докладъ о положеніи экуменизма (1992)
2018-10-10 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Соврем. экуменическое обновленчество (1992)
2018-10-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 102-е (12 марта 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 15 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 24-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦѢ.
135. О воскресеніи мертвыхъ.

Евангеліе, нынѣ чтенное, повѣствуетъ о совершеніи Господомъ великаго чуда, — о воскресеніи умершей дочери Іаира. Іисусъ Христосъ и словомъ училъ, что въ славное второе пришествіе Его всѣ мертвые услышатъ гласъ Сына Божія, и услышавъ оживутъ (Іоан. 5, 25, 28); и самымъ дѣломъ подтвердилъ эту истину, — тѣмъ, что во время пребыванія Своего на землѣ воскрешалъ мертвыхъ всесильнымъ словомъ Своимъ. Особенно же доказалъ Онъ эту истину тѣмъ, что Самъ воскресъ изъ мертвыхъ. Его воскресеніе есть образъ нашего будущаго воскресенія. Онъ — наше воскрешеніе и жизнь, въ Немъ мы побѣдили смерть и пріобрѣли безсмертіе. Не можетъ быть, чтобы созданный по образу Божію человѣкъ навсегда упразднился смертію и искупленный кровію яко Агнца непорочна и пречиста Христа (1 Петр. 1, 19) подвергся вѣчному исчезновенію.

Невѣріе издавна представляетъ вопросъ, который почитаетъ неразрѣшимымъ: какъ воскреснутъ тѣла, которыя съ смертію дѣлаются тлѣніемъ и прахомъ, и съ теченіемъ времени какъ будто совсѣмъ исчезаютъ въ нѣдрахъ земли? Но кто позналъ умъ Господень? (Рим. 11, 34). Кто можетъ постигнуть непостижимыя дѣла Всемогущаго, для Котораго нѣтъ ничего невозможнаго и труднаго? Призвавшій изъ ничтожества къ бытію этотъ безпредѣльный міръ и все живущее на немъ, ужели не можетъ призвать къ жизни и то, что отжило? Вначалѣ Создавшій тѣло человѣка изъ земли, ужели не можетъ опять возобновить разсыпавшееся въ землю тѣло человѣка?

/с. 410/ Непостижимо для насъ воскресеніе мертвыхъ; но сколько чуднаго и непонятнаго заключаетъ въ себѣ міръ насъ окружающій? Непонятно для насъ и самое рожденіе человѣка, хотя оно совершается по закону природы. Каждое живое существо, можно сказать, выходитъ изъ ничтожества; не бывшее является бытіемъ и жизнію, — а какъ является? Это знаетъ одинъ Творецъ естества нашего.

Самая природа видимая не есть ли для насъ увъреніе въ воскресеніи мертвыхъ? Теперь у насъ осень глубокая, и куда дѣвалась красота земли? Какъ бы совершенно умершая, покрылась она снѣгомъ, какъ бы саваномъ. Но на вѣки ли зимній холодъ отнимаетъ у земли силу и жизнь? На вѣки ли мертвою она остается подъ снѣжнымъ саваномъ? Нѣтъ; весеннее тепло снова оживитъ ее, и облечется она въ прежнюю лѣпоту. На время зимы многія насѣкомыя, гады и другія животныя какъ будто совершенно умираютъ; съ наступленіемъ весны они снова оживаютъ. Чудо воскресенія совершается въ глазахъ нашихъ, и мы не изумляемся потому только, что привыкли къ этому зрѣлищу. И наши тѣла не навсегда скроются въ землѣ: наступитъ и для нихъ весна новой жизни; наступитъ послѣдній день міра; явится во славѣ Господь нашъ Іисусъ Христосъ, скажетъ Свое всемогущее слово и всѣ мертвые услышатъ гласъ Сына Божія и услышавше оживутъ (Іоан. 5, 25).

Съ наступленіемъ весны земледѣлецъ повергаетъ хлѣбныя зерна въ землю въ надеждѣ получить отъ нихъ плодъ; но тщетна будетъ его надежда, если зерна въ землѣ не предадутся гніенію. Внѣшняя, грубая оболочка посѣяннаго зерна разлагается въ землѣ, истлѣваетъ и умираетъ; но чрезъ эту смерть сокровенное въ зернѣ сѣмя новой жизни, по премудрому строенію Создателя, выходитъ какъ будто изъ гроба нѣжнымъ, зеленѣющимъ, прекраснымъ растеніемъ. Подобно тому, праведнымъ опредѣленіемъ Божіимъ и нашему бренному тѣлу, какъ сѣмени, суждено сначала умереть и истлѣть, а потомъ опять воскреснуть. Мѣста, гдѣ погребаются усопшіе, суть нивы, въ которыя рукою смерти сѣются наши тѣла, какъ сѣмена. Земля — матерь наша — есть храмина, гдѣ среди тлѣнія сохраняется наше нетлѣнное. Земля возьметъ все грубое и тяжелое нашего тѣла; не все то воскреснетъ, что было нашимъ тѣломъ въ этой жизни: плоть и кровь, пища и питіе, и чрево, принимающее ихъ, не годятся для будущей нетлѣнной жизни (1 Кор. 6, 13). Но земля сохранитъ все то, что нужно будетъ для будущихъ тѣлъ нашихъ, чтобы изъ грубыхъ, дебелыхъ, тлѣнныхъ содѣлались они легкими, нетлѣнными, небесными, духовными (1 Кор. 5, 42-45). Не для того Богъ осудилъ насъ на /с. 411/ смерть, чтобы уничтожить Свое созданіе, но чтобы пересоздать его, сдѣлать способнымъ къ будущей нетлѣнной жизни.

Тѣло есть существенная часть человѣка, и одна душа не составляетъ полнаго человѣка. Какъ жизнь душъ человѣческихъ по разлученіи ихъ отъ тѣла есть жизнь не полная, такъ и пребываніе тѣлъ въ землѣ по разлученіи ихъ съ душами должно быть временнымъ. Ужели только на немногіе годы земной жизни человѣкъ долженъ быть человѣкомъ? Когда откроется полное торжество Искупителя надъ грѣхомъ и смертію, тогда должна прекратиться и смерть тѣлесная. Тѣла, погребенныя въ землѣ, должны будутъ возвратиться къ ихъ душамъ и, соединившись съ ними, жить вмѣстѣ общею, человѣческою, вѣчною жизнію. И справедливость требуетъ, чтобы и тѣло вмѣстѣ съ душею наслаждалось блаженствомъ за добрыя дѣла, какъ постоянный сотрудникъ ея. Если душа осудится на вѣчныя мученія за злыя дѣла, то и тѣло должно участвовать въ нихъ за то, что имѣло дѣятельное участіе въ злыхъ дѣлахъ; и такимъ образомъ воздаяніе человѣку будетъ полное. Потому апостолъ и говоритъ: да пріиметъ кійждо, яже съ тѣломъ содѣла, или блага или зла (2 Кор. 5, 10).

Теперь мы нерѣдко видимъ, что добрые люди терпятъ различнаго рода несчастія, а злые благоденствуютъ. Но должно быть и непремѣнно будетъ время, когда добродѣтель получитъ должную награду, а порокъ — праведное наказаніе. Будетъ время, когда каждый изъ насъ отъ дѣлъ своихъ или прославится, или постыдится, и сіе то время будетъ — наше воскресеніе. «Не ублажай беззаконниковъ, смотря на здѣшнее ихъ наслажденіе, говоритъ Златоустъ, но восплачь объ нихъ ради будущей ихъ муки, а праведника не называй несчастнымъ здѣшняго ради убожества его, но ублажи его ради богатства будущихъ благъ» (Бес. о воскр. мертвыхъ). Кратковременное легкое страданіе наше на землѣ готовитъ намъ великую славу на небѣ (2 Кор. 4, 17), говоритъ апостолъ Павелъ.

Какъ теперь смертность есть общее свойство людей, и праведника не называй несчастнымъ здѣшняго ради убожества его, будетъ достояніемъ и добрыхъ и злыхъ. Въ какую славу облекутся святые по воскресеніи, мы теперь и представить не можемъ. По изображенію Слова Божія, праведные просвѣтятся, какъ свѣтлость тверди, какъ звѣзды (Дѣян. 12, 23), какъ солнце въ царствѣ Отца ныхъ омрачатся, какъ ночь и тьма. И тѣла грѣшныхъ будутъ невообразимымъ свѣтомъ, такъ въ противоположность тѣла грѣшныхъ омрачатся какъ ночь и тьма. И тѣла грѣшныхъ будутъ нетлѣнны и безсмертны, но безсмертіе ихъ послужитъ къ мученію /с. 412/ и наказанію. Нѣкоторые изъ воскресшихъ людей вслѣдъ великихъ грѣховъ своихъ и совершенной нераскаянности, окажутся совершенно неспособными къ пребыванію въ обителяхъ Отца Небеснаго, будутъ удалены отъ Бога во адъ на всю вѣчность. Удаленіе это въ свящ. Писаніи именуется смертію второю, которая несравненно хуже смерти настоящей. Взыщутъ человѣцы смерти, и не обрящутъ ея: и вожделѣютъ умрети, и убѣжитъ отъ нихъ смерть (Апок. 9, 6).

Смерть не разбираетъ ни состоянія, ни возраста; она постигаетъ всѣхъ безъ различія, какъ постигла и юную дщерь Іаира, князя жидовскаго, о которой упоминаетъ нынѣшнее Евангеліе.

Такимъ же образомъ, братія, дойдетъ очередь и до всѣхъ насъ. Но когда дойдетъ? Это знаетъ одинъ Богъ, Который все знаетъ.

Когда мы размышляемъ о смерти, то обыкновенно представляемъ ее себѣ какъ нѣчто такое, что случится съ нами еще не скоро. Но какъ многіе обманываются, какъ многіе уже обманулись въ своихъ расчетахъ! Пусть каждый изъ насъ приведетъ себѣ на память хотя немногіе прожитые имъ годы: онъ найдетъ множество примѣровъ, что людей застигла смерть въ такое время, когда они всего менѣе того ожидали. И сколь многіе умираютъ такъ скоропостижно, что въ одно мгновеніе переходятъ отъ жизни къ смерти! И кто изъ насъ знаетъ, не умретъ ли и онъ такъ же внезапно, тѣмъ или другимъ родомъ смерти? Ибо мы окружены безчисленными опасностями, сами не зная того. Тогда какъ мы считаемъ себя безопаснѣйшими отъ смерти, можетъ быть, остается намъ сдѣлать одинъ шагъ ко гробу. Нѣтъ ничего вѣрнѣе, какъ смерть; но вмѣстѣ съ тѣмъ нѣтъ ничего неизвѣстнѣе, какъ время, когда она постигнетъ каждаго изъ насъ.

Смерть наша есть дѣло важнѣйшее изъ всѣхъ дѣлъ, принадлежащихъ намъ въ семъ свѣтѣ, потому что отъ благой или злой кончины зависитъ наше вѣчное блаженство или вѣчное мученіе. Какъ, значитъ, важно, какъ необходимо для насъ, братія, быть всегда готовыми къ смерти! Это признаетъ самый естественный разумъ. «Наука умереть благою кончиною», говоритъ одинъ языческій мудрецъ, «должна быть для насъ величайшею изъ всѣхъ наукъ. Всю жизнь нужно учиться умирать». Здѣсь заключается цѣль, для которой мы живемъ на землѣ. Господь даетъ намъ время, чтобы уготовлять себѣ благую смерть. Всякій часъ, всякую минуту должна быть присуща нашему сознанію извѣстная истина: готовься къ смерти; помышляй о смерти.

Никто не надѣйся на свою молодость. Старые должны уме/с. 413/реть и молодые могутъ умереть. Ежегодный опытъ показываетъ намъ довольно примѣровъ, что молодые люди умирали въ самыхъ цвѣтущихъ лѣтахъ. Если бы перечесть ряды усопшихъ, то открылось бы, что смерть болѣе собираетъ жертвъ въ младшихъ возрастахъ, чѣмъ въ старомъ. Живите же, молодые люди, такъ богобоязненно, чтобы быть готовыми къ смерти каждый часъ. Посвящайте лѣта своей юности Богу, а не суетности и юношескому легкомыслію, какъ учитъ Слово Божіе: помни Сотворившаго тя во днехъ юности твоея (Притч. 11, 1). Блюдите себя отъ всѣхъ увлеченій и проступковъ, такъ свойственныхъ вашему возрасту. Имѣйте всегда Бога предъ очами вашими. Будьте кротки и благонравны, по ученію апостола Павла: кротость ваша да будетъ извѣстна всѣмъ человѣкамъ (Фил. 4, 5). Живите цѣломудренно и непорочно, какъ по тѣлу, такъ и по душѣ; словомъ: будьте добрыми христіанами, посѣщайте чаще и съ благоговѣніемъ храмъ Божій: здѣсь всякій можетъ учиться хорошей жизни, чтобы достигнуть благой смерти. Чтите, любите и слушайтесь своихъ родителей. Любите ближнихъ, какъ самихъ себя. Будьте покорны властямъ, свыше поставленнымъ, духовнымъ и мірскимъ, какъ учитъ апостолъ: воздадите всѣмъ должная: емуже дань, дань; емуже честь, честь (Рим. 13, 7). Бѣгайте праздности и будьте трудолюбивы; ибо Писаніе говоритъ: мнозѣй злобѣ научила праздность (Сир. 33, 88). Тщательно удаляйтесь дурныхъ обществъ; ибо кто водится съ худыми людьми, тотъ и самъ мало-по-малу дѣлается худымъ. Кратко: памятуйте всегда, что вы не знаете, гдѣ, какъ и когда вы умрете.

Вы, достигшіе старости, вы и безъ того имѣете всѣ причины быть готовыми къ смерти; ибо старый человѣкъ одною ногою, такъ сказать, ступилъ уже въ могилу. Его разныя немощи суть очевидные предвѣстники близкаго конца. Одна какая нибудь малая причина, и онъ умираетъ. Особенно вамъ надобно имѣть вниманіе въ приготовленіи къ смерти. Приносите чаще раскаяніе въ грѣхахъ, въ долговременной вашей жизни содѣланныхъ, и старайтесь сколько возможно загладить ихъ добрыми дѣлами. Посвятите Богу послѣдніе дни свои, украшая себя добродѣтелями, какъ сѣдины украшаютъ вашу старость. Полно вамъ жить для земного, подумайте о вѣчномъ. Вспоминайте чаще слова апостола: еже аще сѣетъ человѣкъ, тожде и пожнетъ (Гал. 5, 7). Помните твердо, что смерть переведетъ васъ въ вѣчность, и туда ничего не возьмете съ собою, кромѣ добра и зла, которыя на землѣ совершили. Подавайте при всякомъ случаѣ вашимъ дѣтямъ и ближнимъ добрые совѣты и примѣры. Возносите сердце свое постоянно ко Господу — /с. 414/ на небо, и живите такъ, какъ бы каждая минута вашей жизни была послѣдняя на землѣ.

Всякій грѣшникъ всякаго возраста долженъ страшиться, чтобы за грѣхи его Богъ неожиданно и преждевременно не поразилъ его смертію, какъ и Премудрый говоритъ въ предостереженіе всѣмъ намъ: не рцы: согрѣшихъ, и что ми бысть? — и далѣе: помни непрестанно, яко смертенъ еси, и не прилагай грѣхи на грѣхи. Не медли обратиться ко Господу и не отлагай день отъ дне; внезапу бо изыдетъ гнѣвъ Господень, и во время мести погибнеши (Сир. 5, 6-9). Многіе милліоны грѣшниковъ, которые отъ времени отсрочивали покаяніе и исправленіе своей жизни, нечаянно застигнуты были смертію и погибли на вѣки. Аминь. (Пропов. изд. при журн. «Странникъ», 1863 г.).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 409-414.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.