Церковный календарь
Новости


2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 41-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 40-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (2-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (1-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Православная Русь въ Канадѣ (1975)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Тайна креста (1975)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 6-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 5-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Еще объ одной статьѣ (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (2-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 16 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 5.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 24-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦѢ.
136. «Не бойся, токмо вѣруй».

Говорить въ наши дни о небоязненности и мужествѣ — значитъ говорить о предметѣ самомъ важномъ, о добродѣтели самой необходимой, о свойствѣ духа, нынѣ рѣдко наблюдаемомъ, касатъся вопроса, теперь самаго жизненнаго.

Какъ широка область вѣры въ жизни человѣка и какъ неизмѣримо ея значеніе! Одинъ изъ вдумчивыхъ и благочестивыхъ писателей, чтобы показать силу вѣры, приводитъ самый простой примѣръ, взятый изъ обычной жизни. Всякій человѣкъ легко пройдетъ въ комнатѣ по одной половицѣ, по одной доскѣ пола; но перекиньте эту доску чрезъ пропасть, прибавьте къ ней еще двѣ или три, — и тотъ же человѣкъ уже не рѣшится пройти по доскѣ, а если пойдетъ, то упадетъ и погибнетъ. Въ чемъ тутъ тайна? Въ наличіи отсутствія вѣры въ себя и свои силы. Какъ только вѣры нѣтъ, всякое, самое простое и легкое дѣло валится у насъ изъ рукъ.

Расширите и углубите эту мысль; перенесите ее отъ простыхъ и обыденныхъ вещей ко всему объему человѣческой дѣятельности, и вы увидите, какъ гибельно всякое невѣріе, всякое колебаніе. Нужно ли говорить послѣ этого о той области, въ которой вѣра есть дыханіе жизни, начало и конецъ, т. е. объ области религіозной? Евангельское чтеніе нынѣшняго воскреснаго дня даетъ намъ два примѣра вѣры и два наставленія о вѣрѣ нашего Спасителя. Къ Іисусу Христу подходитъ Іаиръ, начальникъ синагоги и проситъ исцѣлить его умирающую дочь — единственное его дѣтище; скорбный отецъ упалъ къ ногамъ Іисуса, онъ молитъ, онъ проситъ отъ всего сердца о милости, онъ торопитъ Божественнаго Чудотворца /с. 415/ поскорѣе войти въ домъ къ болящей и умирающей. Спаситель идетъ на призывъ мольбы и скорби, но на пути Его задерживаетъ народъ, задерживаетъ больная кровотеченіемъ женщина, которая въ молчаливой скорби, въ болѣзни, о которой стыдилась повѣдать предъ всѣми, съ горячею вѣрою безмолвно только коснулась края ризы Христовой и получила исцѣленіе.

Можно представить себѣ, какъ мучительна была для Іаира эта задержка на пути Іисуса Христа, какъ онъ мучился, какъ онъ ждалъ, чтобы поскорѣе пришелъ въ его домъ Спаситель. Въ этомъ смятеніи чувствъ онъ слышитъ извѣстіе: «умерла твоя дочь; не безпокой Учителя». И вотъ, когда вѣра Іаира, несмотря на только что совершившееся чудо исцѣленія женщины, заколебалась, надъ нимъ раздается ободряющее слово Господа: «Не бойся, только вѣруй, и спасена будетъ». А женщинѣ, въ отвѣтъ на ея всенародно повѣданный разсказъ о томъ, какъ оправдалась и исполнилась ея вѣра, тотъ же Спаситель изрекъ иное слово, слово похвалы и утѣшенія: «Дерзай, дщерь! вѣра твоя спасла тебя; иди съ миромъ!»

Братъ-христіанинъ! Какъ часто у насъ искушается и готова колебаться вѣра! Какъ часто, при видѣ препятствій, неудачъ, неожиданныхъ противодѣйствій, мы готовы отчаяться за успѣхъ дѣла, къ которому приставлены, которому служимъ! Пусть же слышится тебѣ всегда и вездѣ святое, ободряющее слово Евангелія: «Не бойся, только вѣруй!»

Страшный натискъ сдѣланъ теперь на самое существо вѣры, — разумѣемъ отрицаніе возможности и необходимости самаго общенія съ Божествомъ. Насмѣшки, издѣвательства, нечистые намеки, прямое и наглое отрицаніе религіи, оскорбленіе святынь и святыхъ, безбожныя книжки и листки, безбожныя картины, умѣлое, съ тонкой и ядовитой насмѣшкою раскрытіе темныхъ сторонъ въ жизни церковныхъ дѣятелей и учрежденій, открытое и вызывающее на зло Церкви чествованіе безбожника и врага православія Толстого... Все это было и происходитъ на нашихъ глазахъ, весь этотъ походъ на святыни и доселѣ въ полномъ разгарѣ и въ полной силѣ, — и сколькихъ онъ отторгъ отъ Церкви, сколькихъ запугалъ и заставилъ боязливо скрывать свою вѣру въ Бога, Христа и Церковь!

Не бойся, вѣрный! Не отступай отъ истины, не прячься отъ врага, не бѣги съ поля битвы! Не смущайся и ядовитымъ обличеніемъ Церкви. Мерзость запустѣнія можетъ быть и на мѣстѣ святѣ, но самое мѣсто остается святымъ и никогда пустымъ не будетъ. Въ древней скиніи свидѣнія совершали безобразія сыны первосвященника, но молитвы вѣрныхъ и чудеса Божіей милости /с. 416/ совершались попрежнему въ скиніи. Среди апостоловъ нашелся Іуда, но весь апостольскій ликъ навѣки славенъ. Среди первыхъ христіанъ были Ананія и Сапфира, но церковь Іерусалима все же была церковью святыхъ. Среди первыхъ вѣрующихъ были раздѣленія и ереси, но чистота истины отъ того и не омрачилась, и не погибла. И нынѣ есть въ жизни пастырей и народа много, и очень много недостатковъ, несовершенствъ, а Церковь вся — все-таки свята и непорочна и она только одна спасаетъ... Такъ умираютъ всѣ люди, и каждый въ отдѣльности, а жизнь человѣческая вообще не прекращается на землѣ!

Не бойся же, вѣрный! Не стыдись признать себя вѣрующимъ, православнымъ и церковнымъ человѣкомъ; не бѣгай за мишурною и гнилою славою, силясь прослыть современнымъ и образованнымъ человѣкомъ. Не бойся, не бойся защищать и отстаивать Церковь Божію всюду и всегда: въ наукѣ, въ писательствѣ, въ книгѣ, на судѣ, въ общественной службѣ, съ публичной каѳедры, въ государственномъ учрежденіи, въ обществѣ тебѣ близкихъ людей, въ твоей собственной семьѣ, среди свихнувшейся и совратившейся въ сторону невѣрія молодежи! Когда знаменитѣйшій ученый нашего времени (Пастеръ) былъ избранъ въ Академію Наукъ, и когда онъ въ первыхъ словахъ своей положенной обычаемъ, рѣчи заявилъ: «я вѣрую въ Бога», — всѣ думали, что въ отвѣтъ послышатся глумленія и издѣвательства. На самомъ дѣлѣ всѣ склонились предъ этимъ мужествомъ его, проявленнымъ въ виду ига невѣрія, и голосъ вѣры отозвался въ тайникахъ всѣхъ сердецъ, ибо и они «не вѣровали», т. е., собственно, говорили о своемъ невѣріи только по малодушію и боязливости.

Какой натискъ тьмы и нечестія сдѣланъ на патріотизмъ въ послѣдніе годы! Какъ злобно современные сыны погибельные отрицали и отрицаютъ всякій долгъ всякаго повиновенія родителямъ, правительству, верховной власти! Мы слышали призывъ къ возстанію, мы слышали брань по отношенію ко всѣмъ власть имущимъ, мы слышали приглашенія перебить всѣхъ богатыхъ и властныхъ и на развалинахъ разрушеннаго порядка, на крови и гибели убитыхъ воздвигнуть новое счастье. Голоса злобы, зависти, и ненависти вопили о томъ, что любовь къ отечеству есть не только ненужный пережитокъ, но прямо преступленіе, что народности родной, близкой и любимой не должно существовать, что вѣрность долгу, присягѣ, охотное и любовное повиновеніе власти есть признакъ отсталости и глупости. Бороться съ правительствомъ, бранить его и всѣхъ выше стоящихъ, нещадно критиковать и осуждать ихъ дѣйствія, — это стало дешевымъ и всѣмъ доступнымъ сред/с. 417/ствомъ прослыть человѣкомъ понимающимъ и годнымъ къ тому, чтобы замѣстить собою изгоняемыхъ носителей власти. Хуже всего то, что при этомъ ссылались на ученіе христіанское, на самое Евангеліе, отрицая, на основѣ Евангелія, всякое наказаніе за преступленіе и право власти карать преступниковъ, — какъ будто и въ самомъ дѣлѣ Спаситель и Его апостолы отвергали и родину, и государство, и правительство, и порядокъ царствъ человѣческихъ, который немыслимъ безъ суда и строгихъ наказаній среди людей, склонныхъ къ грѣху и пороку.

И сколько оказалось боязливыхъ! Сколько нашлось людей, которые не смѣли возстать противъ рѣчей безумія и насилія, и молчаніемъ, попустительствомъ, бездѣйствіемъ, трусливымъ одобреніемъ такихъ рѣчей толкнули преступниковъ на преступленія, отравили и соблазнили души ближнихъ ложью и сомнѣніями.

Не бойся, вѣрующій! Стой на стражѣ и исполненіи своего долга, не измѣняй царю и родинѣ, не ищи ограниченія чужихъ правъ, чтобъ усилить этимъ свои собственныя, — больше того: и не ищи только своихъ правъ, ищи прежде своихъ обязанностей, не увлекайся мыслью и желаніемъ самому потянуться къ власти и вліянію, оттѣснивъ и ограничивъ власть законную. Не бойся явиться вѣрноподданнымъ, другомъ власти, а не ея врагомъ, не бойся прослыть за это необразованнымъ и непонимающимъ ничего въ «новомъ государствѣ», въ «новомъ общественномъ строѣ». Лучше быть въ старомъ строѣ жизни, но съ Богомъ и при вѣрности Его закону и своему долгу, чѣмъ жить какимъ то новымъ строемъ, но безъ Бога и Его святыхъ велѣній. Эта новость очень стара: она современна искушенію сатаною.

Какой натискъ сдѣлань на всю область добродѣтели и нравственности хрнстіанской въ наши тяжелые дни!

Честность объявлена предразсудкомъ; убійство ради политическихъ цѣлей признаио геройствомъ; воровство, грабежъ — законнымъ и необходимымъ явленіемъ; обманъ и ложь, клевета устная и печатная называются вполнѣ понятною и допустимою «тактикою» и принятымъ средствомъ борьбы съ противниками; повиновеніе родителямъ — отжившая глупость, чистота и цѣломудріе — выдуманная и ненужная тягота. Самая нравственность объявлена временною и условною, смотря по тому, что данные люди въ данное время, при данныхъ обстоятельствахъ считаютъ нравственнымъ или порочнымъ. При такомъ воззрѣніи прежній порокъ сталъ добродѣтелью по новымъ ученіямъ, а христіанская добродѣтель признана или порокомъ или вредною глупостью. Шумъ такъ великъ, увлеченіе кругомъ столь великое и безумное, проповѣдь /с. 418/ низости печати, такая наглая, натискъ на вѣчную святыню христіанской правды и богослуженія столь силенъ и рѣшителенъ, что падшихъ оказалось множество, а людей, способныхъ поднять голосъ противъ всеобщаго умопомѣшательства, едва видное число.

Газеты самыя низкія и безнраветвенныя покупаются и читаются, приносятся въ домъ, развращаютъ семью; безстыдные разсказы, картины, безчестныя и безнравственныя разсужденія нагло и торжествующе выставляютъ на показъ, не стыдясь свѣта и добрыхъ людей, попадаютъ въ руки молодежи, — а тѣ книги, газеты, картины, которыми люди вѣрующіе и нравственные борятся съ этимъ ужасающимъ разливомъ зла, наши современники боятся взять въ руки, читаютъ тайкомъ, или, не читая, успокаиваютъ себя тѣми клеветами, которыя относительно ихъ распространяютъ враги, не стѣсняющіеся ни въ какихъ средствахъ борьбы. Они ждутъ, эти малодушные люди, ждутъ, пока діаволъ станетъ проповѣдывать Христа! Они ждутъ, пока зло будетъ хорошо говорить о добрѣ! Тогда только они пойдутъ за Христомъ и Его свѣтомъ!

О, не бойся, не бойся, вѣрный! И словомъ, и жизнью благовѣствуй высоту, и чистоту, и святость, и сладость, и спасительность нравственнаго христіанскаго закона. Давай отпоръ гнилымъ словамъ и сужденіямъ о добродѣтели. Брось малодушіе и страхъ предъ врагами истины, взявшими засилье только потому, что кругомъ ихъ не видится отпора, нѣтъ смѣлаго сопротивленія.

Откуда эта боязнь? Откуда малодушіе?

Изгоняетъ страхъ вѣра, изгоняетъ страхъ совершенная любовь (1 Іоан. 4, 18). Укрѣпляемый вѣрою христіанинъ силенъ сказать: не боюсь, ибо Господь — сила моя (Ис. 12, 2); не боюсь, что сдѣлаетъ мнѣ человѣкъ (Пс. 55, 12). Страха же вашего не убоимся и не смутимся, Господа же нашего Того освятимъ, и Той будетъ намъ въ страхъ...

Но этотъ страхъ Господень, страхъ любящаго сына, совсѣмъ не то, что рабскій и унижающій страхъ предъ людьми, требующій отреченія отъ свѣта ради тьмы, требующій молчанія тамъ, гдѣ надо говорить, и подавленія голоса совѣсти, взывающаго о Богѣ, о вѣрности и святости.

Жизнь наша вокругъ полна именно такимъ ничтожнымъ, низменнымъ, животнымъ страхомъ. Но не бойся, только вѣруй, — и она спасена будетъ. Не бойся, только вѣруй, и твоя небоязненность, христіанинъ, призывнымъ словомъ ободренія и примѣромъ мужества воспламенитъ сердце малодушныхъ и боязливыхъ.

Но кто мы, спросите невольно, кто мы, малые обычные лю/с. 419/ди, и развѣ можемъ мы поворотить теченіе жизни и измѣнить ея русло ?

А кто же, какъ не простые вѣрующіе, которые не боялись а только вѣровали, повернули жизнь древняго міра на новое русло христіанства и сокрушили мощь язычества, закованнаго во всѣ доспѣхи міра и облеченнаго всѣми возможными человѣческими силами? И развѣ не рыбаки-апостолы покорили Христу царей и царства?

Наше дѣло — бороться со зломъ, въ окрыленіи вѣры и любви; наше дѣло — творить свой долгъ. А побѣду дастъ Самъ Господь. Таково Его обѣтованіе: Его сила въ нашей немощи совершается (2 Кор. 12, 10). Не бойся, малое стадо: Отецъ благоизволилъ даровать вамъ царство! (Лук. 12, 32). Аминь. (Слово въ нед. 24-ю по Пятид. прот. І. Восторгова, т. 3-й, стр. 737, 1908 г.).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 414-419.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.