Церковный календарь
Новости


2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 12 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 25-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦѢ.
137. Чтобы спастись, нужно право вѣровать.

Не знаю, братія, часто ли и каждому ли изъ васъ приходило на мысль спрашивать самого себя, или другого, о чемъ спросилъ одинъ законникъ Спасителя: Учитель благій, что сдѣлать мнѣ добраго, чтобы удостоиться вѣчной жизни? А вѣдь вопросъ этотъ необыкновенно важенъ. Кому изъ насъ не нужно знать, что дѣлать, чтобы спастись? Или мы это очень хорошо знаемъ? Дай Богъ, чтобы всякій изъ насъ зналъ это, зналъ твердо, что спасаетъ насъ истинная вѣра во Христа Спасителя нашего, да святая жизнь по этой вѣрѣ, или иначе — крѣпкая, горячая любовь къ Царю небесному и любовь къ ближнему, какъ къ самому себѣ: Возлюби Господа Бога твоего всѣмъ сердцемъ твоимъ, и всею душею твоею, и всѣмъ разумѣніемъ твоимъ, возлюби и ближняго твоего, какъ самого себя; это сказалъ Самъ Господь и прибавилъ, что въ этихъ двухъ заповѣдяхъ содержится весь законъ. И такъ, христіанинъ, сердечно вѣруй въ Господа Бога, вѣруй, какъ велитъ тебѣ св. Церковь, люби Его болѣе всего на свѣтѣ и ближняго, какъ самого себя, — и ты спасешься.

Но чтобы имѣть въ своемъ сердцѣ истинную и спасительную вѣру, нужно ее знать хорошо: иначе едва ли она будетъ вѣра твердая, вѣра постоянная, какая только вѣра и спасаетъ насъ. — Будемъ же, возлюбленные о Господѣ братія, изучать свою дорогую вѣру православную, будемъ прежде всего и болѣе всего читать Слово Божіе и другія книги, поучающія насъ спасительной вѣрѣ; будемъ крѣпко любить св. вѣру, потому что кто не любитъ вѣры /с. 420/ православной, одной истинной на свѣтѣ вѣры, или чуждается ея, тотъ не любитъ Самого Христа Спасителя, научающаго насъ этой вѣрѣ, тотъ чуждается вѣры св. апостоловъ, вѣры исповѣдниковъ, мучениковъ и всѣхъ, угодившихъ Господу Богу и удостоившихся войти въ царство небесное; не жди тотъ себѣ и спасенія.

Кромѣ истинной вѣры, для спасенія нашего еще необходима любовь къ Богу и ближнему. Богъ выше всего, а потому и любить Его мы должны несравненно болѣе всего на свѣтѣ, болѣе отца п матери, болѣе дѣтей своихъ, болѣе всякаго сокровища. Для Господа Бога, Творца и Избавителя нашего, не будемъ щадить ничего; съ полною охотою, отъ всего сердца будемъ исполнять Его св. заповѣди; потому что Онъ сказалъ: если любите Меня, соблюдите Мои заповѣди (Іоан. 14, 15). Зовутъ насъ въ храмъ Божій, — съ радостію пойдемъ служить Царю небесному, здѣсь, предъ лицемъ самого Бога, съ благоговѣніемъ и съ любовію послужимъ, отъ души помолимся Ему. Никогда не будемъ забывать служенія Богу и дома и вездѣ. Будемъ выражать свою любовь къ Богу искреннею любовію къ ближнимъ; кто говоритъ: я люблю Бога, а брата своего ненавидитъ, тотъ лжецъ (1 Іоан. 4, 20). Кто это нашъ ближній, объ этомъ сказалъ намъ Самъ Господь въ слышанной нами притчѣ объ одномъ іудеѣ, на котораго напали разбойники. Избитый, израненный лежалъ онъ на дорогѣ безъ всякой помощи; по этой дорогѣ проѣзжавшій самарянинъ, другой съ нимъ вѣры и изъ другой страны, сжалился надъ несчастнымъ, омылъ его раны масломъ и виномъ и перевезъ его въ гостиницу; тамъ служилъ ему и отходя попросилъ хозяина гостиницы позаботиться о больномъ, пока онъ не выздоровѣетъ. Примѣръ этотъ ясно показываетъ намъ, что нужно любить и оказывать помощь всякому нуждающемуся человѣку, не смотря на его родъ, на его вѣру. Конечно, намъ нужно прежде всего и болѣе заботиться и помогать близкимъ намъ по вѣрѣ, по роду, а особенно роднымъ нашимъ, но не должно отказывать въ состраданіи и помощи всякому нуждающемуся въ нашей помощи, и всякому иноплеменному и иновѣрному, хотя бы онъ былъ еврей или язычникъ.

Твердо знайте и помните, что спасеніе наше состоитъ изъ крѣпкой и истинной вѣры во Христа Спасителя, да въ сердечной любви къ Богу и ближнему.

Вотъ что намъ должно дѣлать, чтобы наслѣдовать животъ вѣчный: прежде всего намъ должно вѣровать во все, во что повелѣваетъ вѣровать св. Церковь, не слушая никакихъ пустыхъ умствованій разныхъ лжеучителей. Должно намъ вѣровать во Іисуса Христа, внимать тому, что Онъ говоритъ, т. е. Его ученію, при/с. 421/носить истинное покаяніе въ нашей грѣховной жизни, стараться вести жизнь по Его ученію, т. е. дѣлать добрыя дѣла, преодолѣвать и истреблять въ себѣ всѣ худыя расположенія и пожеланія, причащаться св. Таинъ, и во всемъ этомъ оставаться вѣрными Господу до смерти.

Вѣруйте въ Господа всѣ, кто не желаетъ потерять живота вѣчнаго. Оставьте жизнь, противную Его заповѣдямъ, и живите по заповѣдямъ Его, кайтесь и причащайтесь Тѣла и Крови Его — и вы непремѣнно будете имѣть животъ вѣчный.

Господь нашъ Іисусъ Христосъ есть и Учитель истинной христіанской любви, и высочайшій и совершеннѣйшій образецъ ея. Онъ есть этотъ самарянинъ милосердый, изображенный въ притчѣ. Ограбленный разбойниками, изъязвленный ими и едва живымъ оставленный на мѣстѣ — это все человѣчество; нисшедшій съ высоты горняго Іерусалима, изъ нѣдръ Бога Отца на путь кровавый — землю сію, Онъ поднялъ его на собственныя рамена Свои, воспріявъ на Себя, въ личность Божества Своего, естество наше со всѣми его немощами, кромѣ грѣха, излилъ на язвы его живительное вино Своего божественнаго ученія и елей Своей небесной благодати, и принесъ его въ гостиницу — Церковь Свою святую, на землѣ Имъ учрежденную. Здѣсь и Самъ Онъ непрестанно печется о насъ и вручилъ пещись гостиннику — пастырямъ и учителямъ Церкви, вручивъ имъ два сребреника — Тѣло и Кровь Свою — сію дражайшую цѣну искупленія и спасенія нашего, которыя Онъ предалъ за насъ, пострадавъ на крестѣ. Онъ не престаетъ и доселѣ подавать намъ все потребное, доколѣ каждаго изъ насъ, вѣрующаго въ Него и пользующагося, въ нѣдрахъ Церкви святой, всѣми благодатными средствами спасенія, поданными Имъ вполнѣ уврачуетъ, обновитъ, освятитъ и приведетъ отъ земли на небо, въ жизнь вѣчную. Взирая на Него, съ Его благодатною помощію, и мы можемъ болѣе или менѣе исполнять данную Имъ святѣйшую заповѣдь любви и приближаться къ высочайшему образцу ея, явленному Имъ въ Самомъ себѣ, что и заповѣдалъ Онъ намъ, говоря: образъ дахъ вамъ, да якоже Азъ творю и вы творите (Іоан. 13, 15). (Изъ разныхъ поученій).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 419-421.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.