Церковный календарь
Новости


2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 41-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 40-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (2-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (1-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Православная Русь въ Канадѣ (1975)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Тайна креста (1975)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 6-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 5-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Еще объ одной статьѣ (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (2-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 16 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 25-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦѢ.
140. О спасеніи души.

Что всего болѣе бережетъ человѣкъ? То, что нужнѣе, и что всего дороже. Что всего нужнѣе для человѣка? — Душа. Что всего дороже у человѣка? Душа, Значитъ, о чемъ всего болѣе онъ долженъ заботиться? О спасеніи души. А на дѣлѣ такъ ли бываетъ? О, далеко не такъ! Большею частію, бываетъ такъ, что человѣкъ менѣе всего думаетъ о душѣ своей. Иной человѣкъ очень заботится о тѣлѣ: питаетъ его, грѣетъ его, украшаетъ свое тѣло. Иная женщина стоитъ предъ зеркаломъ полчаса и болѣе, украшая свое тѣло, свою голову, свои волосы. А о душѣ и не вспомнитъ, не думаетъ, что ей нужна своя одежда, свое украшеніе.

Да и женщина ли только такъ дѣлаетъ? Мужчины не болѣе ли того забываютъ о душѣ своей? Обо всемъ, что относится къ тѣлу, они иногда очень заботливы, а о душѣ забываютъ; холодно, и голодно этой бѣдной душѣ, и ходитъ она въ безобразной одеждѣ пороковъ и страстей. Не даромъ одинъ мудрый человѣкъ сказалъ: «Если бы, до явленія въ этомь мірѣ, меня спросили, чѣмъ бы я желалъ быть здѣсь, то я сказалъ бы: менѣе всего пожелалъ бы /с. 431/ быть душой человѣческой. Почему? Потому, что о душѣ человѣкъ менѣе всего заботится». Не правда ли, что мы менѣе всего думаемъ о душѣ, менѣе всего заботимся объ удовлетвореніи потребностей ея? Душѣ нужно знаніе, нужна истина, а мы оставляемъ ее въ невѣжествѣ, питаемъ ее ложью, обманами. Ей нужна любовь; а мы подносимъ ей ненависть, вражду и озлобленіе противъ всѣхъ. Душѣ нужно, чтобы мы поступали по совѣсти, по закону, въ нее отъ Бога вложенному; а мы постоянно попираемъ голосъ совѣсти. Душа произошла отъ Бога, и стремится къ Богу, какъ дитя къ своей матери; а мы не допускаемъ ее до Бога, и не пускаемъ къ ней Бога. И выходитъ то, что въ крѣпкомъ, красиво одѣтомъ, накормленномъ, напоенномъ тѣлѣ, — душѣ и голодно, и холодно, и тревожно отъ упрековъ совѣсти. И жалуется душа Богу: изведи меня изъ этой темницы, чтобы исповѣдатися, прославлять имя Твое тамъ, гдѣ мнѣ будетъ и свѣтло, и тепло, и уютно!

Что же дѣлать человѣку, чтобы успокоить свою душу, чтобы удовлетворить ея потребностямъ, и тѣмъ спасти ее отъ смерти, отъ вѣчной гибели? Нужно прежде всего помнить, что у насъ кромѣ тѣла есть душа. Нужно вспомнить, что для души нашей нужна пища и одежда. Только не такая пища и одежда, какія нужны для тѣла. Тѣло питается хлѣбомъ, а душа питается словомъ Божіимъ, молитвою, благодатью Божіей, подаваемой въ святыхъ таинствахъ. Тѣло одѣвается одеждою, украшается уборами, а душа одѣвается благими нравами: кротостію, терпѣніемъ, смиреніемъ, украшается милосердіемъ, любовію, истиною, и, вообще исполненіемъ заповѣдей Божіихъ.

Но прежде, чѣмъ начать питать душу доброй пищей, нужно освободить ее отъ той дурной, вредной пищи, которой мы ее питали; прежде чѣмъ одѣвать ее въ добрую одежду, нужно снять съ нея ту срамную одежду, въ которую мы облекли ее.

Что такое вредная пища для души? Это — дурныя мысли, грѣховныя желанія, срамныя рѣчи, чтеніе срамныхъ повѣстей и разсказовъ. А срамная одежда для души — суть дурныя привычки, привычки лгать, обманывать, пристрастіе къ вину, похоть, развратъ, гордый взглядъ, гордая походка, самохвальство и другіе пороки. Все это облегаетъ душу человѣка, какъ гнусная одежда. Видали ли вы, какъ иногда смердящій трупъ окружаютъ и гложутъ псы, клюютъ вороны, или облѣпляютъ его черви, мухи, жуки и разнаго рода гнусъ. Подобное бываетъ съ душой безпечнаго человѣка. Ее также окружаютъ и облегаютъ разнаго рода нравственныя гадины: прелюбодѣянія, любодѣянія, убійства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безстыдство (Марк. 7, 21-23).

/с. 432/ Вотъ, отъ этого гнуса и нужно сперва освободить душу. А освободивши отъ всего этого, нужно питать ее доброю пищею, одѣвать доброю одеждою. Добрую, здоровую пищу для души составляютъ чистыя мысли, благочестивыя размышленія, благія пожеланія, скромныя рѣчи, чтеніе душеполезныхъ книгъ, чтеніе слова Божія, усердная молитва, чистосердечное покаяніе и исповѣданіе грѣховъ, достойное пріобщеніе Святыхъ Таинъ.

Не душа ли больше пищи, и тѣло одежды? сказалъ Спаситель Господь. Не должно ли, поэтому, заботиться о спасеніи души болѣе, чѣмъ о пріобрѣтеніи пищи? А мы, заботясь о пищѣ, забываемъ о душѣ; заботясь объ одеждѣ для тѣла, забываемъ объ одеждѣ для души, губимъ душу, а съ душой губимъ и тѣло. Ибо въ часъ смерти, въ день суда Божія, не душа пойдетъ за тѣломъ, а тѣло за душой. Куда душа, туда и тѣло: душа въ рай, и тѣло въ рай; душа въ адъ, и тѣло въ адъ. Значитъ, всего болѣе нужно беречь душу, а не тѣло. Какая польза человѣку, если онъ пріобрѣтетъ весь міръ, а душѣ своей повредитъ? Или какой выкупъ дастъ человѣкъ за душу свою?

Итакъ, будемъ болѣе всего заботиться о спасеніи души. Она у насъ одна; если погубимъ ее, другой души не дадутъ. Погибнетъ душа, погубитъ съ собой и тѣло. Позаботимся же о душѣ болѣе, чѣмъ о тѣлѣ. Не будемъ отлагать этой заботы до завтра, но сегодня же начнемъ думать о душѣ, какъ бы спасти ее. Не будемъ отлагать эту заботу до завтрашняго дня, до другого времени, якобы болѣе благопріятнаго, до болѣзни, до старости. Покаемся теперь же во всѣхъ грѣхахъ, которыми мы доселѣ питали, одѣвали душу свою; начнемъ исправленіе своихъ нравовъ съ сегодняшняго дня: ибо кающемуся Господь обѣщалъ прощеніе, а завтрашняго дня никому не обѣщалъ.

Потрудимся для души, какъ трудимся для тѣла. Вѣдь, не легко дается всякій трудъ, когда хотимъ заработать пищу и одежду для тѣла; однакоже, мы трудимся, потѣемъ и утомляемся. Не легко учиться грамотѣ, въ школу ходить; однакоже, дѣти ходятъ, и учатся, чтобы пріобрѣсти знанія. Не легко пахать, косить, жать; однакоже, люди одолѣваютъ эти труды, чтобы пріобрѣсти хлѣбъ и одежду.

Потрудимся, хотя столько же ради души, сколько трудимся для тѣла. Сперва будетъ трудновато, отъ непривычки, а когда навыкнемъ ко всему доброму, тогда будетъ легко и пріятно. Тогда и умирать будетъ спокойно, и на судъ Божій прсдстать не страшно. (Слово Макарія, митр. Московск., выпускъ 5-й, стр. 125).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 430-432.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.