Церковный календарь
Новости


2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 17 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 26-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦѢ.
142. Мы должны озарять путь жизни своей свѣтильникомъ Слова Божія.

Якоже чада свѣта ходите (Еф. 5, 8).

Такъ заповѣдуетъ намъ апостолъ въ нынѣ чтенномъ посланіи къ церкви Ефесской.

Мы чада свѣта, потому что озарены божественнымъ откровеніемъ, просвѣщены Словомъ Божіимъ, которое есть, по выраженію пророка, свѣтъ стезямъ нашимъ, т. е. единственное вѣрное руководство на пути жизни нашей.

Какъ мы должны пользоваться этимъ свѣтомъ? Для сего нужно, читая или слушая Слово Божіе, повѣрять по нему собственную жизнь свою. Слышимъ, напримѣръ, какъ Господь Іисусъ Христосъ ублажаетъ нищихъ духомъ и чистыхъ сердцемъ, кроткихъ и смиренныхъ, миролюбивыхъ и незлобивыхъ, милосердыхъ и сострадательныхъ къ своимъ ближнимъ, алчущихъ и жаждущихъ правды: спросимъ самихъ себя, ревнуемъ ли о томъ, чтобы стяжать эти богоподобныя добродѣтели? Слышимъ, какія Господь возвѣщаетъ наказанія гордымъ и любочестивымъ, лицемѣрамъ и обманщикамъ, любостяжательнымъ и жестокосердымъ, развратникамъ и соблазнителямъ, кощунникамъ и хульникамъ: стараемся ли сохранить себя чистыми и непричастными этимъ сквернамъ, убивающимъ душу? Слышимъ, какъ заповѣдуется намъ любить Господа Бога своего всею душею своею: любимъ ли Его болѣе всего на свѣтѣ? Заповѣдуется намъ любить ближняго своего, какъ самого себя, помогать ему въ нуждѣ словомъ и дѣломъ, не оскорблять его чести своимъ празднословіемъ, не унижать его достоинства злорѣчіемъ и клеветою, не обижать его ни насиліемъ, ни обманомъ, не растлѣвать душу и тѣло его соблазномъ: поступаемъ ли такъ на самомъ дѣлѣ? Слышимъ, какъ св. апостолы убѣждаютъ насъ убѣгать невоздержанія и піянства, злобы и лукавства, нечистоты и блудодѣянія, скупости, лихоимства, праздности и роскоши, зависти и вражды, празднословія и сквернословія и другихъ пороковъ: предохраняемъ ли себя отъ нихъ? Стараемся ли насадить и возрастить въ сердцахъ нашихъ плоды Духа Святаго: любы, радость, миръ, долготерпѣніе, благость, милосердіе, вѣру, кротость, воздержаніе? Слышимъ, какъ Господь призываетъ всѣхъ къ покаянію: сокрушаемся ли, приносимъ ли Господу исповѣданіе грѣховъ своихъ, — съ намѣреніемъ исправить жизнь свою? Страшимся ли /с. 438/ болѣе самой смерти того, чтобы не умереть въ грѣхахъ? Часто слышимъ въ Писаніи, что настоящая жизнь наша кратковременна, что всѣмъ намъ единою лежитъ умрети, потомъ же судъ, что день смерти пріидетъ, яко тать въ нощи, что все, пріобрѣтенное нами на землѣ, останется здѣсь, а за нами пойдутъ одни дѣла наши; приготовляемся ли къ смерти и къ суду Божію, съ должнымъ вниманіемъ и страхомъ Божіимъ?

Надобно намъ пользоваться благодатнымъ свѣтомъ Слова Божія, всегда спрашивать свою совѣсть: исполняю ли я то, чему учитъ и что заповѣдуетъ мнѣ Господь и Владыка живота моего? Не дѣлаю ли того, что запрещаетъ мнѣ Его божественное Слово? Не уклоняюсь ли на лживый путь неправды, отъ котораго предостерегаютъ меня св. апостолы Христовы? Кто идетъ такимъ образомъ, со свѣтильникомъ Слова Божія по пути заповѣдей Господнихъ, тотъ, хотя бы застигли его бури и непогоды, не теряетъ дороги, не зайдетъ въ непроходимыя дебри заблужденій и беззаконій, не попадетъ въ пропасть отчаянія и погибели, но хотя слабыми, усталыми стопами, будетъ идти вѣрно къ небесному отечеству.

Востани спяй (Еф. 5, 14). Такое вразумленіе слышали мы нынѣ въ апостольскомъ чтеніи. Въ этихъ словахъ ап. Павелъ имѣетъ въ виду сонъ нравственный, иначе — нравственную безпечность.

Сколько есть людей, именующихъ себя христіанами, которые хорошо знаютъ христіанскія обязанности, напримѣръ, о любви къ ближнему, о милосердіи, о прощеніи обидъ, о кротости и терпѣніи, о потребности молитвы, о святости принятаго на себя долга и обязанности; но все это у нихъ остается простымъ знаніемъ, хранится лишь въ памяти и не прилагается къ жизни. Глаза ихъ видятъ и уши слышатъ о томъ, что свойственно христіанину; но это не проникаетъ въ ихъ душу, не будитъ ихъ своимъ внутреннимъ смысломъ: все равно — что и не видятъ и не слышатъ. Что это, спрашивается? Развѣ это не дремота и сонъ своего рода? Въ такомъ точно состояніи нравственнаго сна находились современные Іисусу Христу іудеи, про которыхъ Онъ говорилъ: «слухомъ услышите (т. е. Его ученіе), и не уразумѣете; и глазами смотрѣть будете, и не увидите; ибо огрубѣло сердце людей сихъ, и ушами съ трудомъ слышатъ, и глаза свои сомкнули, и не увидятъ глазами, и не услышатъ ушами, и не уразумѣваютъ сердцемъ» (Мѳ. 13, 14-15). А вѣдь эти люди слушали ученіе Самого Христа! Но всѣ Его божественныя рѣчи производили въ нихъ одно дѣйствіе /с. 439/ — раздраженіе и злость; ибо Христосъ не щадилъ ихъ гордости и страстей, — будилъ и разсѣивалъ ихъ нравственный сонъ. А какъ непріятно бываетъ спящему, когда его будятъ! И нравственно спящіе бываютъ весьма не терпѣливы ко всему, что мѣшаетъ имъ спать, что затрогиваетъ ихъ самолюбіе и страсти, равнодушны къ высокимъ нравственнымъ примѣрамъ и образцамъ въ христіанской жизни и не любятъ слушать о нравственно-христіанскихъ истинахъ. Но за то съ удовольствіемъ будутъ разсуждать о плотскихъ наслажденіяхъ. Въ этомъ отношеніи нужно удивляться даже бодрости и изобрѣтательности такихъ людей. Поѣсть, попить, понѣжить тѣло, поласкать зрѣніе и слухъ, воображеніе и фантазію заманчивыми мечтами и картинами далеко не нравственнаго содержанія — все это — цѣль жизни нравственно спящаго человѣка. И совѣсть — этотъ небесный лучъ, освѣщающій нашу нравственную жизнь, бодрствующій надъ нею и то оправдывающій, то обвиняющій насъ въ нашихъ нравственныхъ поступкахъ — у нравственно спящаго человѣка бездѣйствуетъ, ибо у него совѣсть, по выраженію Слова Божію, сожжена. Но что такое человѣкъ безъ совѣсти? Это ужасное состояніе, о которомъ страшно и подумать; это верхъ нравственнаго усыпленія. Въ этомъ состояніи человѣкъ уже ни различаетъ нравственно добраго отъ нравственно злого. Ему все возможно и все позволительно. И воля его желаетъ только того, чему сочувствуетъ испорченное сердце и что одобряетъ сожженная совѣсть; она сильна развѣ только къ дѣланію зла и совершенно безсильна къ дѣланію добра. Отсюда и происходитъ то, что какое бы нравственное безобразіе, какое бы злое дѣло ни пришло въ голову такого человѣка, его воля не въ состояніи противодѣйствовать этому. При отсутствіи нравственныхъ правилъ въ душѣ, трудно ожидать, чтобы человѣкъ могъ исправиться самъ собою; недостаточно испорченной человѣческой воли, чтобы попасть ему снова на нравственный путь. Тутъ нужна сверхъестественная, всеоживляющая благодать Божія, которая непостижимыми путями можетъ и черное сдѣлать бѣлымъ, можетъ и нравственно-мертваго воскресить для новой жизни.

Нѣкоторые нравственно спятъ болѣе или менѣе крѣпко, другіе же только дремлютъ. Нравственно-дремлющему достаточно бываетъ иногда одного чьего-либо простого, но сердечнаго замѣчанія, чтобы воспрянуть ему отъ нравственной дремоты. Пагубенъ нравственный сонъ, опасна и дремота. Кто не хочетъ спать, тотъ не долженъ дозволять себѣ и дремать, ибо дремота весьма легко переходитъ въ сонъ. Къ несчастію, эта дремота есть самое распространенное явленіе среди современныхъ намъ христіанъ. Но весь/с. 440/ма много и спящихъ, даже крѣпко спящихъ. Вотъ почему столько зла среди современнаго намъ человѣчества.

Востани спяй и воскресни отъ мертвыхъ.

Не о тѣлесномъ снѣ говоригъ ап. Павелъ, а о духовномъ, — о томъ снѣ, въ которомъ иногда человѣкъ проводитъ всю жизнь, и однакоже того не чувствуетъ. Такимъ сномъ многіе, очень многіе спятъ, но не признаютъ того, что спятъ. Нерадящій о своемъ спасеніи грѣшникъ вовсе не помышляетъ ни о Томъ, Кто его создалъ, ни о томъ, для чего онъ созданъ, что съ нимъ происходитъ теперь, и что будетъ по смерти.

Говори спящему что хочешь: онъ не слышитъ; говори нерадивому грѣшнику, какъ хочешь, о спасеніи души: онъ не почувствуетъ. Пусть проповѣдуютъ, напримѣръ, сами небеса, что есть Богъ: онъ не почувствуетъ. Пусть гремитъ св. Писаніе, что всѣмъ намъ явитися подобаетъ предъ судищемъ Христовымъ: онъ не почувствуетъ. Пусть взываетъ самая совѣсть, что неложно уготовано для грѣшниковъ страшное мученіе, а для праведныхъ — несказанный покой и наслажденіе: онъ не почувствуетъ. Пусть всѣ пророки и апостолы, всѣ патріархи и учители, наконецъ, пусть Самъ Христосъ придетъ съ ними и вострубитъ въ уши нерадивому грѣшнику громкою трубою, что надобно бояться, какъ бы не погубить души своей: ему все это ни по чемъ. Подумайте же теперь, братія мои, какъ опасенъ такой сонъ для человѣка, Трезвитеся, говоритъ св. ап. Петръ, и бодрствуйте, зане супостатъ вашъ діаволъ, яко левъ рыкая, ходитъ, искій кого поглотити (1 Петр. 5, 8). Какъ же можно спать грѣшнику при такой опасности? Спитъ ли земледѣлецъ въ то время, когда ему должно сѣять? А что такое наша жизнь, какъ не время сѣянія духовныхъ плодовъ на цѣлую вѣчность? А если мы проспимъ это время, то возвратится ли оно когда-нибудь? Никогда. Потому то и говоритъ Евангеліе: дѣлати подобаетъ дѣла Божія, дондеже день есть; пріидетъ нощь, егда никтоже можетъ дѣлати (Іоан. 9, 4). И апостолъ говоритъ: блюдите, яко опасно ходите, не якоже мудри, но якоже премудри искупующе время (Еф. 5, 15, 16). Какъ же не жаль человѣку такое сокровище — время терять во снѣ? — Мы находимся въ томъ же состояніи, въ какомъ находились рабы, ожидавшіе господина своего. А знаемъ ли мы, когда придетъ къ намъ Господь нашъ? Нѣтъ; въ оньже часъ не мните, Сынъ человѣческій пріидетъ (Мѳ. 24, 14), — такъ Онъ Самъ говоритъ о Себѣ во святомъ Евангеліи. Задремали нѣкогда юродивыя дѣвы, вышедшія на встрѣчу жениху, и не замѣтили, какъ погасли ихъ свѣтильники, а между тѣмъ послышался гласъ: исходите въ срѣтеніе жениху /с. 441/ (Мѳ. 25, 6). Мы знаемъ, что сталось съ ними тогда: какъ бы и намъ не пострадать такъ же, если и насъ застанетъ послѣдній день спящими? Не затворилась бы и предъ нами небесная дверь? Не услышать бы и намъ изъ устъ Жениха небеснаго этого грознаго слова: не вѣмъ васъ. Вотъ почему такъ часто повторяетъ Христосъ Спаситель въ Евангеліи: бдите. Пусть замедлитъ пришествіемъ Своимъ Праведный Судія; однако же, если не Онъ къ намъ, то мы къ Нему всенепремѣнно пойдемъ. Еще, говоримъ, не пришло время. Но будетъ ли Богъ ожидать, пока мы скажемъ: теперь пора? Думалъ ли умирать и евангельскій богачъ? Онъ приказалъ было строить себѣ новыя житницы, а не могилу копать; ему хотѣлось еще попить, поѣсть, повеселиться. Но не такъ сдѣлалось; не пришлось ему исполнить своихъ намѣреній: въ ту же самую ночь, когда онъ, утѣшая себя, говорилъ: душе! имаши многа блага, лежаща на лѣта многа, почивай, яждь, пій, веселися (Лук. 12, 14), въ сіе самое время Богъ потребовалъ его душу на судъ: безумне, въ сію нощь душу твою истяжутъ отъ тебе, а яже уготовалъ еси, кому будутъ? Вотъ, видите, братія, Богъ не дожидается нашей поры; когда Ему угодно, никого не спрашивая, беретъ насъ изъ сей, столь любезной намъ жизни. Значитъ, нужно быть готовымъ къ тому на всякій часъ. Не обнадеживай себя: «Богъ милосердъ, успѣю покаяться». Блаженный Августинъ говоритъ: «Богъ обѣщалъ тебѣ, о грѣшникъ, что когда ты покаешься, Онъ не воспомянетъ грѣховъ твоихъ; но что ты доживешь до завтрашняго дня, этого Онъ тебѣ никогда не обѣщалъ».

Вотъ почему, братія мои, божественный Павелъ не позволяетъ намъ безпечно спать, но повелѣваетъ скорѣе вставать отъ грѣховнаго ложа: востани, говоритъ, спяй и воскресни отъ мертвихъ.

Просвѣти, Господи, наши очи мысленныя, да не когда уснемъ въ смерть; возбуди благодатію Всесвятаго и Животворящаго Духа всѣхъ спящихъ нераскаяннымъ сномъ грѣховнымъ, да познаютъ они свое гибельное положеніе и нужду во спасеніе, даруй всѣмъ намъ сердечное сокрушеніе о грѣхахъ своихъ и настави на путь спасенія. Аминь. (Сост. по раз. источн.).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 437-441.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.