Церковный календарь
Новости


2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 74-е (1895)
2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 73-е (1895)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Слово въ день зачатія прав. Анною Пресв. Богородицы (1965)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Поученіе въ день святителя Николая Чудотворца (1965)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. 60-лѣтіе священнослуженія митр. Анастасія (1976)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свѣтильникъ Русской Церкви блаж. митр. Антоній (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Св. Обитель и духовная школа на служеніи Церкви (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Чѣмъ каждый изъ насъ долженъ служить Церкви? (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 26-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦѢ.
143. Христіанство и соціальный вопросъ.

Нѣкто изъ народа сказалъ Ему: Учитель, скажи брату моему, чтобы онъ раздѣлилъ со мною наслѣдство. Онъ же сказалъ человѣку тому: кто поставилъ Меня судить или дѣлить васъ? (Лук. 12, 12-15).

Христіанство вѣчно-жизненно и постоянно вдохновляетъ своихъ послѣдователей къ тому, чтобы при всѣхъ измѣненіяхъ окружающей жизни сообщать ей христіанскій обликъ и характеръ; оно есть источникъ единственнаго возможнаго, чисто-нравственнаго улучшенія общественныхъ отношеній, причемъ оно не отдѣляетъ задачъ гражданскихъ и общественныхъ отъ задачъ нравственнаго совершенства христіанина. Оно не признаетъ могущества и спасительности однѣхъ только внѣшнихъ формъ жизни безъ духа вѣры и нравственнаго воодушевленія, безъ нравственнаго развитія и совершенства. Современные мудрецы, напримѣръ, въ лицѣ соціалистовъ, увѣряютъ, что стоитъ лишь передѣлать формы жизни, произвести преобразованіе по ихъ плану, раздѣлить чисто внѣшнимъ образомъ поровну имущества между людьми, — и счастье людей обезпечено. Христіанство со всею силою отвергаетъ мудрованіе. Если отдѣльные люди остаются злобными, завистливыми, насильниками, безчестными, чувственными, то при какихъ угодно формахъ жизни, они не составятъ изъ себя общества благоустроеннаго, мирнаго и счастливаго. Какой безумецъ, строя домъ изъ дерева, будетъ ожидать, что въ концѣ постройки домъ окажется каменнымъ? Такъ, по выраженію одного ученаго, и изъ свинцовыхъ инстинктовъ нельзя сдѣлать и ожидать золотого поведенія...

Экономическія теоріи временны и измѣнчивы, а Церковь вѣчна. Можетъ ли она, закрѣпляя данныя экономическія нужды, считать предложенный тотъ или друтой способъ ихъ разрѣшенія единственнымъ и вѣковымъ, какъ это повторяютъ теперь, напримѣръ, соціалисты съ фанатическимъ упорствомъ? Но это значило бы унижать Христа и христіанство.

Поэтому Христосъ не завѣщалъ и опредѣленной соціальной системы. Онъ и Его ученіе — выше системы. Но это не значитъ, чтобы складъ общественной жизни стоялъ самъ по себѣ, а отдѣльный человѣкъ самъ по себѣ, ибо общество, повторяемъ, состоитъ изъ отдѣльныхъ личностей, а сумма слагаемыхъ положительныхъ не можетъ представляться числомъ отрицательнымъ. И если Христосъ поднималъ, очищалъ, освящалъ каждую отдѣльную душу, и если это же самое, продолжая Его дѣло, творитъ въ вѣкахъ и на/с. 443/родахъ Его Церковь: то тѣмъ самымъ вѣрнѣе всякихъ реформъ устрояется и улучшается общественная жизнь. Самыя реформы, ихъ существо, содержаніе и направленіе, только тогда и благодѣтельны, если онѣ отображаютъ въ себѣ такое именно нравственно-религіозное развитіе и возвышеніе каждаго отдѣльнаго христіанскаго общества.

«Евангеліе, — говоритъ одинъ великій ученый, — хочетъ не улучшать, но спасать, искуплять. Отношеніе Іисуса Христа къ вопросу соціальному было иногда сдержанное, какъ-будто Онъ желалъ освободиться отъ соціальныхъ вопросовъ, которые невольно напрашивались на Его вниманіе. «Человѣкъ, — говоритъ Онъ, — кто поставилъ Меня судить или дѣлить васъ?» (Лук. 12, 14). Эти слова показываютъ намъ, что Онъ не присваивалъ Себѣ права предпринимать раздѣленіе собственности. Также Ему было несвойственно измѣнять формы правленія: «Воздавайте кесарево кесарю» (Мѳ. 22, 21). Такъ естественно было бы осудить пороки вокругъ Него, уничтожить политическое насиліе или соціальную несправедливость, но Іисусъ не вдается въ эти соціальные спорные вопросы Своего времени. Со свойственнымъ Ему спокойствіемъ Онъ разрѣшаетъ ихъ; Онъ не остается къ нимъ равнодушнымъ, но Свой взоръ Онъ твердо направилъ на конечную цѣль, въ которой всѣ эти соціальныя нужды найдутъ свое собственное разрѣшеніе. Соціальные вопросы Ему, такъ сказать, попадаются на Его пути и при случаѣ Онъ обсуждаетъ ихъ, но безъ системы. Когда Ему встрѣчается такой вопросъ, Онъ обращается не къ нему, но къ нравственному закону, который лежитъ въ основѣ соціальнаго вопроса. Его просили обсудить спеціальный вопросъ о наслѣдствѣ, а Онъ отвѣчаетъ на болѣе великій вопросъ — о любви къ деньгамъ: «смотрите, берегитесь любостяжанія» (Лук. 12, 15).

Итакъ, если ты усвоилъ ученіе Господа Іисуса, ты вмѣстѣ съ тѣмъ разрѣшилъ себѣ и всѣ вопросы жизни. Если у тебя есть вѣра въ Бога, не станешь ты увлекаться безбожнымъ ученіемъ тѣхъ экономическихъ теорій, которыя всю суть жизни видятъ въ одной плоти и землѣ. Если ты имѣешь любовь къ людямъ, ты не пойдешь за соціализмомъ, по его пути порабощенія личности въ человѣкѣ и грубаго насилія. Если у тебя предъ глазами правило, что жизнь человѣка не зависитъ отъ изобилія имѣнія его, то для тебя сразу поблекнетъ и лишится обаянія самый идеалъ соціализма, говорящаго только о раздѣленіи имуществъ. Если ты вѣришь и знаешь, что Царь и власть отъ Бога учинены суть, ты не будешь революціонеромъ. Если ты знаешь, что блаженнѣе отдавать чѣмъ принимать, то не отдашь всю жизнь и всѣ свои интересы на то, /с. 444/ чтобы отвоевать себѣ право и права, управленіе и законодательство. Всѣ эти и подобные вопросы Спаситель прямо и непосредственно не разсматриваетъ, но Онъ даетъ ключъ къ ихъ разрѣшенію. Короче, Іисусъ Христосъ не желаетъ чрезъ склоненіе къ соціальному ученію отвлекаться отъ Своего особеннаго служенія — духовнаго оживленія, которое принести Онъ призванъ. Отъ христіанства требуютъ, чтобъ оно дало человѣку чашу холодной воды, а оно вмѣсто этого даетъ и открываетъ людямъ цѣлую рѣку, вѣчно водную и глубокую: бери изъ нея всякій чашею, сколько хочешь и сколько вмѣстить можешь...

Вотъ такимъ побочнымъ продуктомъ является и соціальное ученіе Іисуса. Оно не было цѣлью, на которую было направлено Его служеніе, оно образовывалось только въ то время, когда Онъ исполнялъ вышепомянутое служеніе. Если хотятъ въ первой линіи выставлять Евангеліе, какъ программу соціальной реформы, то это значило бы побочный результатъ принимать за главное дѣло, и въ то время, какъ при этомъ побуждались желаніемъ найти для Іисуса Христа мѣсто въ современномъ мірѣ, лишались бы того, что обезпечиваетъ за Нимъ мѣсто во всякое время.

«Царство Божіе» среди людей, — вотъ идеалъ, указанный Іисусомъ Христомъ, примѣнимый, обязательно примѣнимый и къ соціальной жизни! Но если бы этотъ идеалъ былъ привязанъ къ опредѣленной экономической теоріи, какъ этого хотятъ соціалисты, хотя бы и «христіанскіе», — то какъ сразу потускнѣлъ бы, какъ сталъ бы ограниченъ этотъ идеалъ! Но вѣчно слово благовѣстія о Спасителѣ въ день Благовѣщенія: «И будетъ царствовать надъ домомъ Іакова во вѣки, и царству Его не будетъ конца». Соціализмъ желалъ бы царство Божіе изъ Божьяго обратить только въ человѣческое, изъ небеснаго — въ земное, изъ вѣчнаго — въ временное, повторяя любимое слово своего любимаго поэта Гейне въ его «Зимней сказкѣ»: «Царство небесное мы здѣсь создадимъ себѣ и безъ слезъ и безъ муки».

Вы видите буквальное повтореніе нынѣшней притчи и разсужденія богача: «душа, имѣешь много добра на многіе годы, почивай, ѣшь, пей, веселись!» Онъ забылъ, этотъ богачъ, что душа такого хлѣба и добра не ѣстъ и не пьетъ. Онъ забылъ о томъ, что напомнилъ ему голосъ Божественный: «Безумный, въ эту ночь душу твою возьмутъ у тебя, а что ты приготовилъ, кому достанется?»

Итакъ, что же сказать намъ въ заключеніе слова? Величайшее благодѣяніе Христовой вѣры для міра и людей въ томъ и состоитъ, что она не даетъ намъ принудительныхъ формъ жизни, а /с. 445/ указываетъ только общіе и вѣчные ея законы нравственно-духовные. Этимъ христіанство, какъ бы удаляясь отъ управленія общественной жизнью, на самомъ дѣлѣ оживляетъ ее и даетъ ей безконечное развитіе. Такъ солнце, чѣмъ оно выше надъ землею, тѣмъ болѣе освѣщаетъ и согрѣваетъ землю.

И кто бы ты ни былъ, христіанинъ, ученый, учитель, общественный дѣятель, рабочій, устроитель экономической жизни, слуга государства, промышленникъ торговецъ, гражданинъ, — одно твердо знай и въ одно твердо вѣрь: только тогда ты будешь освящать и согрѣвать жизнь, только тогда ты будешь ее самымъ дѣломъ, и не на словахъ только, благоустроять, только тогда ты будешь содѣйствовать разрѣшенію такъ называемаго соціальнаго вопроса, уничтоженію зла, несчастья, страданія, несправедливости среди людей, если будешь за основу имѣть нравственное ученіе Христа. Отсюда почерпай идеалъ жизни, отсюда бери побужденія для служенія людямъ, отсюда бери способы, средства, орудія, пути мира и любви, а не злобы и зависти, пути терпѣнія и подвига, самоотреченія и самоотверженія, а не корысти и грабительства, свободы, а не насилія, — тѣ пути, которыми единственно можно придти самому и привести другихъ къ улучшенію порядковъ и строя человѣческой жизни. Такой путь долгій, но онъ единственно вѣрный: собирая не себѣ, но въ Бога богатѣя, мы вмѣстѣ съ тѣмъ богатѣемъ и общимъ счастьемъ всего человѣчества. Аминь. (Слово въ нед. 26-ю по Пятид. прот. І. Восторгова, т. 3-й, 1908 г.).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 442-445.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.