Церковный календарь
Новости


2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 4-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 3-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (1-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Неправильный отвѣтъ (1996)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 37-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 36-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ день Богоявленія (1883)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ навечеріе Новаго года (1883)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила св. Кирилла, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила Ѳеофила, архіеп. Александрійскаго (1974)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 15 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 27-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦѢ.
145. Объ истинномъ назначеніи дней праздничныхъ.

Въ одной изъ синагогъ іудейскихъ Іисусъ Христосъ училъ народъ въ субботу, повѣствуется въ слышанномъ нами Евангеліи. Тутъ была женщина, 18 лѣтъ одержимая недугомъ отъ нечистаго духа; она была скорчена и не могла стоять прямо. Увидѣвъ ее, Господь сказалъ ей: ты освобождаешься отъ недуга своего; возложилъ на нее руки, и она тотчасъ выпрямилась, и стала славить Бога. Старѣйшина синагоги говорилъ народу, негодуя, что Іисусъ Христосъ исцѣлилъ больную въ субботу, чего бы не слѣдовало дѣлать, по его понятію, въ праздникъ. Но Господь постыдилъ этого законника предъ цѣлымъ народомъ. Онъ спросилъ его: не отвязываетъ ли каждый изъ васъ вола своего или осла отъ яслей въ субботу и не ведетъ ли его напоить? Тѣмъ болѣе не надлежало ли въ день субботній эту дочь Авраамову освободить отъ узъ, которыми связалъ ее сатана? Значитъ, дѣлать добрыя дѣла и въ праздники не грѣшно; добрыми дѣлами и надобно чтить святые праздники. Такимъ евангельскимъ повѣствованіемъ разъясняется вопросъ объ истинномъ назначеніи дней воскресныхъ и праздничныхъ.

Богъ, на всякое время покланяемый и славимый, хочетъ, что/с. 453/бы для Его прославленія было опредѣлено особенное время, особые дни, которые мы называемъ праздниками: день же седьмый суббота — праздникъ — Господу Богу твоему. Значитъ, праздникъ есть время, посвященное Единому Богу, и мы въ это время ничего не можемъ дѣлать для себя, а все только во славу Божію. Помни день субботній, еже святити его: шесть дней дѣлай, и сотвориши въ нихъ вся дѣла твоя. Цѣлыхъ шесть дней даю Я вамъ на работу, а седьмой оставляю на служеніе Мнѣ — въ день же седьмый суббота Господу Богу твоему. Такъ повелѣваетъ четвертая заповѣдь Божія, такъ повелѣваетъ Самъ Богъ. Онъ оставилъ намъ шесть дней, и только одинъ удѣлилъ Себѣ, да и то для спасенія нашей же души. Сей законъ Богъ освятилъ примѣромъ своимъ: могъ Онъ сотворить весь міръ въ одинъ день, въ одну минуту, однакоже восхотѣлъ сотворить его въ шесть дней, а въ седьмой почилъ отъ дѣлъ творенія. Какъ святъ этотъ законъ, такъ неотложно обязаны мы соблюдать эту заповѣдь Божію! Вмѣсто седьмого дня — субботы мы, христіане, празднуемъ первый день недѣли, а это потому, что въ сей день Господь нашъ Іисусъ Христосъ родился, въ сей день Онъ воскресъ изъ мертвыхъ, въ сей день послалъ Духа Святаго. Всѣ воскресные дни — дни Божіи, а не наши, а потому дѣлать въ эти дни должно только то, что служитъ во славу Божію и во спасеніе наше. Но что же дѣлаетъ зависть сатаны? Онъ говоритъ своимъ сообщникамъ — злымъ духамъ: пріидите и оставимъ вся праздники Божіи отъ земли (Пс. 78, 8). Настанетъ праздникъ Господень, надобно бы отъ попеченій мірскихъ удалиться, нужно бы въ храмъ Божій пойти, Богу помолиться, душею и тѣломъ отдохнуть; а врагъ шепчетъ человѣку: ну что за праздникъ, что за обѣдня? Занимайся каждый дѣломъ своимъ, и христіане слушаютъ его; то и другое сдѣлать въ праздникъ признаютъ за нужное, а исполненіе заповѣди Божіей, спасеніе души своей — за дѣло ненужное.

Время праздничнаго дня, проведеннаго по заповѣди Божіей, не теряется, а пріобрѣтается. Тѣ семейства благоденствуютъ, гдѣ строго соблюдается праздничный день. Самыя богатѣйшія страны тѣ, въ которыхъ самимъ строгимъ образомъ освящается воскресный день. Если бы людямъ не было дано запрещенія отъ Бога удерживаться въ извѣстные дни отъ работъ, то многіе изъ насъ рано и скоро истратили бы свои силы. Заповѣдь Божія о покоѣ въ праздники спасаетъ наше здоровье и жизнь, исцѣляетъ отъ гибельнаго пристрастія къ земному. Нарушеніе заповѣди Божіей о покоѣ праздничныхъ дней неизбѣжно наказывается. Трудъ въ праздники безъ крайней нужды не будетъ имѣть успѣха, пріобрѣтенное въ прокъ не пойдетъ.

/с. 454/ Помни день субботній, еже святити его. Какъ же мы должны святить его? Не думайте, — будто бы для исполненія сей заповѣди довольно только побывать въ церкви, посвятить на служеніе Богу два-три часа, а остатокъ праздничнаго дня можно проводить въ увеселеніяхъ. Въ заповѣди говорится о цѣломъ днѣ, значитъ — нужно проводить весь день свято, въ добрыхъ и благочестивыхъ занятіяхъ. Какъ встанешь утромъ, вспомни, что тебѣ надобно благодарить Господа за всѣ Его милости, какія ты получилъ отъ Него въ прошедшую недѣлю, что тебѣ надобно просить у Него прощенія въ тѣхъ грѣхахъ, которые ты содѣлалъ въ это время, молить Его, чтобы Онъ помогъ провести настоящій день и грядущую седмицу свято; въ каждый праздникъ неотложно иди въ церковь на Богослуженіе, пожертвуй по силѣ-возможности на содержаніе и украшеніе храма Божія, на свѣчку; на поминовеніе твоихъ сродниковъ живыхъ и умершихъ; читай дома Слово Божіе и другія душеполезныя книги; займись дѣлами благотворенія, — посѣти больныхъ, несчастныхъ, печальныхъ, въ темницѣ заключенныхъ и дай, по силѣ-возможности, кому совѣтъ, кому утѣшеніе; помоги нуждающимся; если не имѣешь средствъ, помоги своими руками — трудомъ. Истинно доброе дѣло никогда не грѣшно дѣлать. Если будете въ праздники Господу служить, ближнимъ помогать, то Господь не отступитъ отъ васъ, поможетъ во всѣхъ вашихъ дѣлахъ и занятіяхъ, дѣла ваши пойдутъ успѣшнѣе.

Грѣшно, братія, браниться, безчинствовать, упиваться виномъ, развратничать и во всякое время; несравненно грѣшнѣе совершать подобные грѣхи въ праздники. Если и работать въ праздники грѣшно потому только, что работа препятствуетъ служить Господу и спасенію души своей, то какъ преступно проводить это время въ различныхъ безчинствахъ и беззаконіяхъ! Какая произошла бы перемѣна въ насъ къ лучшему, если бы мы святили праздничные дни, какъ слѣдуетъ. Благословеніе Божіе снизошло бы тогда не только на души, но и на всѣ наши добрыя предпріятія и дѣла. Не забывайте же, братія, что Господь заповѣдалъ святить праздничные дни; старайтесь освящать ихъ молитвою, добрыми дѣлами и исправленіемъ самихъ себя.

Чтобы намъ знать, какъ должно проводить праздники, мы прежде всего должны твердо помнить, что праздники — дни Божіи, посвященные на служеніе Богу. Мы исполнимъ главную свою обязанность, если въ сіи дни будемъ неопустительно присутствовать при общественномъ Богослуженіи. Исполнивши этотъ долгъ, христіанинъ можетъ исправить и свои урочныя дѣла, т. е. такія, которыя не могутъ быть отложены до слѣдующаго дня и /с. 455/ исполненіе которыхъ требуется немедленно по обязанностямъ службы, найма или договора для совершенія дѣлъ неотложныхъ. Но тутъ христіанину слѣдуетъ быть весьма осмотрительнымъ. Можно счесть за необходимое и неотложное много такого, что на самомъ дѣлѣ легко можетъ быть оставлено, и, при совершеніи дѣлъ необходимыхъ и неотложныхъ, можно сдѣлаться явными нарушителями праздника, когда эти дѣла мы станемъ совершать такъ, что они будутъ утомлять тѣлесныя наши силы, отягощать душу нашу излишними житейскими заботами, волновать ее корыстными стремленіями и, такимъ образомъ, будутъ препятствовать нашему праздничному покою душевному и тѣлесному. Праздники — дни покоя, какъ для тѣла нашего, которое въ это время должно отдохнуть и запастись новыми силами, такъ особенно этотъ покой необходимъ для души нашей, чтобы ей легче было вознестись къ небесному и приблизиться къ Богу въ мирѣ и богомысліи. Мысль о Богѣ никогда, конечно, не должна оставлять насъ, но преимущественно въ праздники мы должны упражнять свою душу въ благочестивомъ созерцаніи дѣлъ милости Божіей чрезъ благоговѣйную молитву, чтеніе и слышаніе Слова Божія. Въ молитвѣ мы бесѣдуемъ съ Богомъ, а въ Словѣ Божіемъ Богъ съ нами бесѣдуетъ и передаетъ намъ глаголы жизни вѣчной. То и другое можетъ быть совершаемо безпрепятственно только тогда, когда душа наша отрѣшится отъ суеты и злобы дней рабочихъ, будетъ свободна отъ житейскихъ заботъ. Когда же христіанинъ только по наружности выполнитъ свой долгъ въ праздникъ, т. е. сходитъ въ церковь, пожертвуетъ на храмъ, подастъ бѣднымъ милостыню, а затѣмъ на весь день погрузится въ омутъ житейской суеты, не дастъ душѣ своей отдохнуть и возрадоваться о Господѣ, то пройдетъ для него праздникъ безъ пользы душевной и тѣлесной. Обыденныя заботы и труды въ праздникъ не дадутъ ему ни какъ слѣдуетъ помолиться, ни принять участія въ мирныхъ и благочестивыхъ собесѣдованіяхъ, въ чтеніи Слова Божія и другихъ душеспасительныхъ писаній. Праздничная же работа, какъ незаконная и не благословенная отъ Бога, никогда не можетъ быть успѣшна, напротивъ, она внесетъ поврежденіе и въ тѣ дѣла, которыя законно дѣлаются въ непраздничное время. Такъ и дѣйствительно бываетъ, что Господь явно караетъ нарушителей праздничнаго покоя. Неложно сказано чрезъ пророка Агея слово Господа Вседержителя: «зане храмъ Мой есть пустъ, вы же течете кійждо въ домъ свой, сего ради удержится небо отъ росы и земля оскудитъ изношеніе своя», т. е. не дастъ своихъ произведеній (1, 9. 10). («Сборникъ крат. поуч.» А. Смирнова, кн. 2-я, стр. 296).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 452-455.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.