Церковный календарь
Новости


2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 4-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 3-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (1-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Неправильный отвѣтъ (1996)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 37-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 36-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ день Богоявленія (1883)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ навечеріе Новаго года (1883)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила св. Кирилла, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила Ѳеофила, архіеп. Александрійскаго (1974)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 15 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 5.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 27-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦѢ.
146. О покоѣ воскреснаго дня.

Шесть дней есть, въ няже достоитъ дѣлати; въ тыя убо приходяще цѣлитеся, а не въ день субботный (Лук. 13, 14).

Такъ, по сказанію евангельскаго чтенія настоящаго дня, возревновалъ о покоѣ дня субботняго старшина одной синагоги іудейской, въ которой Господь Іисусъ Христосъ, послѣ обычной Своей проповѣди слова Божія, исцѣлилъ въ субботу страдавшую тяжкимъ недугомъ женщину. Неумѣстная или, лучше сказать, суевѣрная ревность не по разуму тотчасъ обличена была Господомъ. Лицемѣре, сказалъ ему Господь: каждый изъ васъ въ субботу не отрѣшаетъ ли своего вола или осла отъ яслей и ведъ напаяетъ? Сію же дщерь Авраамлю сущу, юже связа сатана се осьмоенадесяте лѣто, не достояше ли разрѣшитися ей отъ юзы сея въ день субботный? (Лук. 13, 15. 16). Если же и состраданіе къ животнымъ побуждаетъ иногда нарушить покой субботный и это не вмѣняется въ преступленіе, то могутъ ли нарушать святость дня субботняго дѣла милосердія и состраданія къ бѣдствующему человѣчеству? Напротивъ, не этими ли дѣлами наиболѣе святится день Господень? Не этими ли святыми дѣлами мы наиболѣе служимъ и благоугождаемъ Господу, что и заповѣдано дѣлать въ день субботный?

Въ наше злосчастное время не настоитъ надобности обличать излишнюю ревность о святости дней Господнихъ. У насъ, напротивъ, чаще всего встрѣчается совершенное забвеніе о святости дня Господня, совершенное пренебреженіе Божіей заповѣди о посвященіи дня седьмого исключительно Господу Богу своему. Въ какомъ сословіи нашего общества не извращена эта святая заповѣдь? И какими дѣлами, недостойными даже язычника, не бываетъ у насъ поругаемъ день Господень? Простолюдинъ съ ранняго утра спѣшитъ на торжище и все преимущество дня воскреснаго полагаетъ въ одуреніи себя до самозабвенія опьяняющимъ напиткомъ. Люди, называющіе себя образованными, изыскиваютъ другого рода удовольствія, не столь, конечно, грубыя, но которыми тѣмъ не менѣе изгоняется изъ души и сердца всякая мысль о святости дня Господня, всякое чувство страха и благоговѣнія передъ Богомъ, которыми возбуждаются и питаются страсти. И какое время посвящается чаще всего этимъ удовольствіямъ? Предвоскресный вечеръ или, лучше сказать, вся предвоскресная ночь, какъ время, почитающееся наиболѣе свободнымъ отъ всякихъ дѣлъ и занятій. Можетъ ли быть худшее употребленіе священнаго времени или, прямѣе сказать, большее оскорбленіе дня Господня? Ибо какое время отдает/с. 457/ся такимъ душевреднымъ забавамъ и удовольствіямъ? То священнѣйшее для христіанъ время, когда свершилосъ высочайшее таинство нашей вѣры, величайшее чудо Божіей любви и милосердія къ намъ грѣшнымъ, дѣло искупленія и спасенія нашего, — то драгоцѣнное въ жизни всего человѣчества время, когда Единородный Сынъ Божій, страдавшій и умершій на крестѣ за грѣхи наши, попралъ силу адову, упразднилъ имущаго державу смерти — діавола, воскресъ изъ мертвыхъ и даровалъ намъ вѣчную жизнь. Такое ли время отдавать какимъ бы то ни было даже самымъ невиннымъ, повидимому, забавамъ? Такіе ли священнѣйшіе часы проводить въ удовольствіяхъ плотскихъ? Въ такое ли время собираться или въ публичныя зрѣлища, или въ публичныя собранія забавъ и удовольствій, выставлять, такъ сказать, на показъ всему свѣту и свое духовное растлѣніе, и свое пренебреженіе заповѣди Божіей? Не значитъ ли это обращать величайшее торжество Господа надъ діаволомъ въ его торжество надъ нами, предавать и себя и вѣру свою въ поруганіе и посмѣяніе невѣрнымъ, продавать искупленныя кровію Христовою души свои въ новый, тягчайшій плѣнъ діаволу?

Не справедливо ли назвать наше время злосчастнымъ временемъ? Всѣхъ слезъ Іереміиныхъ недостало бы, кажется, на то, чтобы оплакивать всю болѣзнь и весь стыдъ Церкви Христовой, которую такъ посрамляютъ собственныя ея чада, все безчестіе общества христіанскаго и всю погибель душъ, искупленныхъ кровію Христовою. И не здѣсь ли, не въ этомъ ли обычномъ у насъ пренебреженіи заповѣди Божіей причина того, что наши дѣти, съ малолѣтства привыкнувъ, по примѣру старшихъ, пренебрегать заповѣди Божіи, далеко опережаютъ ихъ на этомъ погибельномъ пути, ужасаютъ потомъ самихъ родителей своимъ невѣріемъ и кощунствомъ, своимъ непослушаніемъ и своевольствомъ? Не отсюда ли происходятъ тѣ безпорядки, своевольства и преступленія между молодыми людьми, о которыхъ мы слышимъ непрестанно, — тѣ наконецъ, злодѣйства, которыя приводятъ въ содроганіе и ужасъ все отечество наше, но на которыя такъ хладнокровно и обдуманно рѣшаются молодые люди, потерявшіе вѣру и совѣсть, успѣвшіе погасить въ себѣ всякую искру добра? Кто издѣтства привыкъ не чтить Господа Бога, тотъ будетъ ли почитать родителей или какую-либо власть? Кто издѣтства привыкъ легкомысленно попирать святыя заповѣди Творца, Искупителя и Судіи своего, тотъ будетъ ли уважать законы и повелѣнія какой бы то ни было власти земной? Кто съ малолѣтства привыкъ къ своеволію и необузданности, тотъ не можетъ остановиться во время на этомъ скользкомъ пути, доколѣ не зайдетъ въ самую глубину золъ, откуда нѣтъ уже выхода.

/с. 458/ Неужели жъ, скажете, все зло въ мірѣ отъ несоблюденія дня воскреснаго или праздничнаго? Зло — отъ публичнаго пренебреженія и попранія заповѣди Божіей, которое становится обычнымъ, къ которому привыкаютъ съ малолѣтства и въ немъ закоснѣваютъ до старости; зло — отъ поруганія вѣры и Церкви Христовой, чѣмъ и самое имя Христово хулится во языцѣхъ; зло — въ томъ, что за пренебреженіемъ одной заповѣди Божіей слѣдуетъ пренебреженіе всего закона Божія, всей вѣры и христіанства, а затѣмъ — полное безвѣріе и развращеніе, готовое на все злое, на всякое преступленіе и злодѣйство. Вспомните, братія мои, что преступленіе одной заповѣди Божіей въ раю погубило весь родъ человѣческій, что одно это преступленіе разрослось потомъ въ неисчислимое множество самыхъ ужасныхъ злодѣяній въ человѣческомъ родѣ: дивно ли же, что и одно пренебреженіе или, лучше сказать, поруганіе заповѣди Божіей о святости и освященіи дня Господня можетъ довести насъ до погибели?

Кто виновенъ въ этомъ превратномъ настроеніи общества христіанскаго? Виновны всѣ — и великіе и малые, и мужи и жены. Виновны первѣе всего мы — недостойные пастыри Церкви Христовой, что не возвышаемъ или слабо возвышаемъ свой голосъ, не настоимъ благовременнѣ и безвременнѣ, чтобы обличить, запретить, умолить, — не стоимъ до крове и до смерти за святость Божіихъ заповѣдей, за честь св. вѣры Христовой, за славу страшнаго и покланяемаго имени Божія. Виновно само общество, которое терпитъ въ средѣ своей все то, что служитъ къ его безчестію и посрамленію предъ невѣрующими, которое не вмѣняетъ въ оскорбленіе своей чести и достоинства христіанскаго одного приглашенія къ забавамъ и удовольствіямъ въ такое время, которое христіанинъ долженъ проводить въ молитвѣ и прославленіи имени Божія. Виновны всѣ именующіеся христіанами, но безчестящіе святый день воскресенія Христова дѣлами и забавами, свойственными развѣ только язычникамъ.

Почему жъ, скажете, правительство допускаетъ и зрѣлища и шумныя собранія и въ навечеріе дней праздничныхъ и даже въ святые дни поста и покаянія? Почему не преслѣдуетъ строгостію закона явное нарушеніе заповѣди Божіей? Но неужели же, братія мои, нужно заставлять насъ насильно исполнять и заповѣди Божіи, насильно приводить насъ и въ храмъ Божій, насильно побуждать каждаго дѣлать то, чего требуетъ христіанская совѣсть, что должно быть свободнымъ выраженіемъ нашего внутренняго чувства благоговѣнія предъ Богомъ? Что жъ было бы съ нашею свободою чадъ Божіихъ, ею же свободи насъ Христосъ, которую Онъ стя/с. 459/жалъ намъ Своею кровію? Что жъ значили бы наши обѣты, данные въ святомъ крещеніи и повторяемые каждый разъ въ покаяніи? И какая внѣшняя сила можетъ заставить насъ быть добрыми или злыми, благочестивыми или нечестивыми? И могутъ ли вынужденныя дѣла, какъ бы они не были хороши сами по себѣ, сдѣлать насъ угодными предъ Богомъ, снискать намъ милость и благоволеніе Отца небеснаго? Могутъ ли какія бы то ни было запрещенія обуздать наши страсти, если не обуздаетъ ихъ страхъ Божій, если не удержитъ ихъ отъ бѣснованія совѣсть и вѣра? Запретятъ одно, мы придумаемъ другое — еще худшее. Заставятъ невольно посвятить Богу часъ — мы вознаградимъ себя за то погубленіемъ пяти и десяти часовъ въ угожденіе страстямъ своимъ.

Отъ насъ, братія, единственно отъ насъ зависитъ то, чтобы не были у насъ въ поруганіи святые дни Господни. Приготовимъ благовременно все, что нужно для насъ на праздникъ, не отдадимъ утреннихъ часовъ дня Господня торжищу — и эти неблаговременныя торжища со всѣми ихъ безчинствами сами собою опустѣютъ и прекратятся. Не пойдемъ въ часы, которые должны быть посвящены молитвѣ и богомыслію, ни въ какія собранія, назначаемыя для такъ называемыхъ развлеченій, — и эти неблаговременныя собранія прекратятся, и самыхъ зазывовъ и приглашеній на нихъ не будетъ. Многое любимъ мы перенимать у иноземцевъ съ запада: почему жъ бы не перенять обычая проводить дни воскресные у того народа, который по справедливости почитается многодѣятельнѣйшимъ изъ всѣхъ народовъ, который не любитъ даромъ терять времени, ибо считаетъ его капиталомъ? Но кто заставитъ этого многодѣятельнаго сына Британіи въ день воскресный оставить чтеніе слова Божія и заняться какимъ-либо, хотя бы и нужнымъ, дѣломъ или пойти, вмѣсто храма Божія, въ какое-либо собраніе забавъ и развлеченій?

Что же, скажете, дѣлать? На что употребить свободное праздничное время? Уже самый этотъ вопросъ, если онъ есть дѣйствительно, изобличаетъ насъ въ крайнемъ невѣдѣніи ни заповѣди Божіей, ни уставовъ святой Церкви. Заповѣдь требуетъ посвящать дни праздничные Господу Богу своему; потому все время праздника и должно быть посвящено исключительно дѣламъ богоугоднымъ, дѣламъ служенія Богу. Святая Церковь, начиная всякое торжество свое съ вечера предпраздничнаго дня, троекратно призываеть на молитву и богослуженіе, которое въ дни праздничные совершается и продолжительнѣе и торжественнѣе, нежели въ дни обыкновенные. Исполните прежде всего это первое и главное требованіе, посвятите и вечеръ и глубокое утро богослуженію въ храмѣ Божі/с. 460/емъ, помолитесь потомъ съ должнымъ усердіемъ и благоговѣніемъ во время божественной литургіи, наполните и промежуточное между церковными богослуженіями время усердною домашнею молитвою — и вы не найдете уже излишняго и ненужнаго времени, которое не на что было бы употребить болѣе, какъ развлеченія и забавы; а благодатная сила молитвы изгонитъ и самую мысль о какихъ-либо удовольствіяхъ чувственныхъ. А развѣ дѣла милосердія христіанскаго, которымъ наиболѣе прилично посвящать свободное отъ трудовъ и заботъ житейскихъ время и которыми не менѣе святится день Господень, какъ и дѣлами благочестія, — развѣ не могутъ они доставить чистаго и высокаго наслажденія душѣ, любящей Господа? А развѣ чтеніе слова Божія и писаній богопросвѣщенныхъ мужей не можетъ принести сердцу христіанина неизреченнаго утѣшенія и радости о Дусѣ Святѣ? Развѣ добрая благочестивая бесѣда въ кругу семейномъ и родственномъ или провожденіе времени во псалмѣхъ и пѣніяхъ и пѣсняхъ духовныхъ, какъ заповѣдуетъ апостолъ, не можетъ преисполнить сердца тихою, чистою и святою радостію о Господѣ?

Знаемъ, братія, что слова наши не измѣнятъ крѣпко укоренившихся нехристіанскихъ обычаевъ міра, ихъ не услышатъ тѣ именно, къ кому они преимущественно относятся, которые, послѣ проведенной въ развлеченіяхъ предвоскресной ночи, не почли для себя обязательнымъ и нужнымъ придти въ храмъ Божій, но знаемъ и то, что нашъ долгъ проповѣдывать слово Божіе не только благовременнѣ, а и безвременнѣ, что если слова наши предохранятъ отъ соблазна хоть единую душу, искупленную кровію Христовою, — это будетъ уже безцѣннымъ плодомъ для царствія Божія. Но почему жъ не имѣть намъ благой надежды, что и всѣ слушающіе насъ примутъ слова наши благимъ сердцемъ и добрымъ; не пойдутъ легкомысленно изъ храма Божія въ какое-либо капище языческое удовольствій и отъ трапезы Господней не обратятся несмысленно къ трапезѣ бѣсовской. Аминь. (Слово Димитрія, архіеп. Херсонскаго).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 456-460.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.