Церковный календарь
Новости


2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 124-й (1899)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 123-й (1899)
2018-12-03 / russportal
Прот. Михаилъ. Бесѣды св. Василія Великаго и прав. Іоанна Кронштадтскаго (1976)
2018-12-03 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Жизнь въ Церкви - жизнь въ благодати (1976)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 10 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 27-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦѢ.
147. Земная жизнь наша есть духовная война.

Жизнь наша есть духовная война съ невидимыми духами злобы и съ своею плотію. Демоны имѣютъ свое оружіе, и христіане имѣютъ свое оружіе. Демоны борютъ насъ оружіемъ страстей нашихъ; и столько у нихъ оружія, сколько въ плоти нашей страстей. А христіанское оружіе есть Слово Божіе и молитва. Христіанинъ безъ молитвы и Слова Божія, какъ воинъ безъ меча и оружія. — /с. 461/ Сію христіанскую брань представляетъ намъ апостолъ въ словахъ нынѣ нами слышанныхъ: облецытеся во вся оружія Божія, яко возмощи вамъ стати противу кознемъ діавольскимъ, яко нѣсть наша брань въ крови и плоти, но къ началомъ и ко властемъ и къ міродержителемъ тмы вѣка сего, къ духовомъ злобы поднесбеснымъ. Сего ради пріимите вся оружія Божія, да возможете противитися въ день лютъ и вся содѣявше стати. Станите убо препоясани чресла ваша истиною, и оболкшеся въ броня правды, и обувше нозѣ во уготованіе благовѣствованія мира; надъ всѣми же воспріимше щитъ вѣры, въ немже возможете вся стрѣлы лукаваго разжженныя угасити, и шлемъ спасенія воспріимите, и мечъ духовный, иже есть глаголъ Божій (Еф. 6, 11-17). А какъ Слово Божіе и молитва служатъ оружіемъ, внимай. Діаволъ поощряетъ тебя ко грѣху, но ты въ сердцѣ твоемъ отвѣтствуй ему: не хощу; ибо сіе Богу противно, Богъ то запретилъ. Діаволъ возбуждаетъ въ тебѣ гнѣвъ и злобу ко отмщенію; ты пресѣкай сію мысль, помышляя въ сердцѣ твоемъ: Богъ того не повелѣлъ. Указуетъ тебѣ діаволъ на чужую вещь, и подстрекаетъ сердце твое къ похищенію ея, а ты говори въ сердцѣ твоемъ: Богъ то запретилъ: не укради, не пожелай. Приводитъ тебя сатана къ отчаянію, говоритъ тебѣ въ сердцѣ твоемъ: нѣтъ тебѣ спасенія, ты много согрѣшилъ. Ты отвѣщай ему: ты осужденный, а не судія; тебѣ нѣтъ спасенія, но уготованъ вѣчный огонь. Моя надежда и спасеніе Христосъ Богъ, Который пришелъ въ міръ грѣшныя спасти. — При семъ нужно и другое оружіе, то есть, молитва, безъ которой все наше тщаніе и сопротивленіе врагу безсильно. Въ всякомъ искушеніи должно очи свои возводить ко Христу и молиться Ему: Господи, помози мнѣ!

Другой злѣйшій врагъ нашъ — плоть наша съ своими страстями. Плоть хочетъ гордиться и возноситься, но христіанину должно ее смиреніемъ Христовымъ усмирять. Плоть хочетъ въ мірѣ семъ богатѣть, но христіанину должно нищетою Христовою хотѣніе ея пресѣкать. Плоть хочетъ на человѣка гнѣваться, и за обиду ему мстить, но христіанину должно движеніе ея кротостію и тихостію Христовою укрощать. Плоть въ несчастіи волнуется, мятется, смущается и хочетъ роптать, но христіанину должно силою и терпѣніемъ Христовымъ ее успокоивать. Плоть хочетъ враждующихъ ей ненавидѣть и злобиться, но христіанину должно благостію и любовію Христовою ее побѣждать. Такъ и въ прочемъ христіанину должно силою и примѣромъ Христовымъ противу плоти стоять и подвизаться, и ее побѣждать. — Какъ вооружился ты противу одной какой страсти, такъ и противу прочихъ воору/с. 462/жайся и не попущай себя отъ нихъ побѣжденнымъ быть. Какъ борешься съ блудною похотію, и не попущаешь ее одолѣть тебя, такъ борись и брань твори съ гордостію, борись съ высокоуміемъ, борись съ тщеславіемъ, борись съ гнѣвомъ, яростію и памятозлобіемъ, борись со сребролюбіемъ и скупостію, борись съ ненавистію и завистію. Какъ воздерживаешь чрево твое отъ объяденія и пьянства, такъ воздерживай языкъ твой отъ клеветы и осужденія, празднословія, сквернословія и буесловія. Какъ удерживаешь руки твои отъ убійства, воровства, хищенія и грабленія, такъ удерживай отъ ударенія и біенія. Какъ постишься отъ пищи, и питія, такъ постися и отъ всякаго зла. Се есть христіанскій постъ! Се есть истинное воздержаніе! Трудный сей подвигъ, но христіанскій долгъ сего требуетъ. Многіе побѣждаютъ людей, государства и грады; но себя побѣждать не хотятъ. Се есть христіанская побѣда — себя самого, то есть плоть побѣдить!.. (Поученіе св. Тихона Задонскаго).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 460-462.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.