Церковный календарь
Новости


2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 15 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 29-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦѢ.
153. О благодарности Богу.

Господь подходилъ къ одному селенію, повѣствуется въ нынѣшнемъ Евангеліи. Тутъ встрѣтили Его десять человѣкъ, зараженныхъ проказою. Эта болѣзнь самая разрушительная: зараженные проказою члены тѣла гніютъ, мертвѣютъ, а при сильномъ развитіи ея отваливаются. Она весьма прилипчива, а потому прокаженныхъ изгоняютъ изъ домовъ, даже съ дорогъ. (Въ нашей странѣ нѣтъ этой болѣзни; имѣетъ сходство съ нею такъ называемая у насъ дурная болѣзнь, происходящая отъ развратной жизни). Узрѣвши входящаго въ селеніе Господа, прокаженные остановились вдали отъ дороги и громкимъ гласомъ взывали къ Нему: Іисусе Наставниче, помилуй ны. Господь отсылаетъ ихъ къ священникамъ, на которыхъ лежала обязанность осматривать заболѣвающихъ проказою, и заболѣвшихъ удалять отъ общенія съ здоровыми. Пока они шли къ священникамъ, язвы проказы у нихъ исчезли, поврежденные члены ихъ исправились. Всѣ они получили одинаковую милость отъ Господа, но, излить свою благодарность, возвратился къ Нему только одинъ самарянинъ. Онъ прославилъ Бога за исцѣленіе, какъ только могъ, — повергся на землю, припалъ къ ногамъ Господа, излилъ предъ Нимъ свое сердце въ словахъ благодаренія и хвалы и не вставалъ съ земли до тѣхъ поръ, пока Самъ Господь повелѣлъ ему встать. Вотъ назидательный для насъ примѣръ благодарности къ Богу. Не таковы были прочіе девять исцѣленныхъ. Они какъ будто забыли о своемъ Исцѣлителѣ, и по исцѣленіи не возвратились возблагодарить Его. Когда прибѣгали къ Нему за помощію, взыскивали Его всѣмъ сердцемъ, а какъ скоро получили исцѣленіе, не хотѣли болѣе знать Его. «Не десять ли очистились? Гдѣ же девять? Отчего же они не возвратились /с. 476/ воздать славу Богу?» вопросилъ о нихъ Господь, скорбя о ихъ неблагодарности.

Такой кроткій упрекъ Господа весьма часто можетъ относиться и къ намъ, братія.

Неисчислимы благодѣянія, исходящія отъ Всеблагого Господа ко всѣмъ намъ — и добрымъ и злымъ. Господь и сотворилъ насъ разумными, и надѣляетъ насъ безчисленными благами съ тѣмъ, чтобы мы, пользуясь ими, понимали и цѣнили Его къ намъ любовь и благость, прославляли и благодарили Его. Своими милостями, какъ дождемъ, сходящимъ съ неба на сухую землю, Онъ хочетъ произрастить въ насъ признательность и любовь къ Нему. Потому вся жизнь наша должна быть непрестанною хвалою Его благости. А мы часто любви Его къ намъ не чувствуемъ, безконечной Его благости не цѣнимъ, за благодѣянія не благодаримъ Его. Земное наше счастіе часто дѣлаетъ насъ не благодѣтельнѣе къ ближнимъ и благодарнѣе къ Богу, не смиреннѣе, а холоднѣе, скупѣе, высокомѣрнѣе. Многихъ изъ насъ Онъ наградилъ довольствомъ, увѣнчалъ труды наши успѣхами; но чувствуемъ ли себя грѣшными и недостойными такихъ Божіихъ благодѣяній? Мы каждодневно огорчаемъ Тебя, Господи, своими грѣхами, прогнѣвляемъ беззаконіями, а Ты посѣщаешь насъ Своею милостію и щедротами! Не оскорбляемъ ли Его мыслію о томъ, что получаемыя нами блага Божіи суть плодъ только нашихъ трудовъ, дарованій, а Богу, всѣмъ управляющему, не почитаемъ себя ничѣмъ обязанными: Богу нѣтъ доли въ успѣхахъ нашихъ; не забываемъ ли, что безъ Божія благословенія и помощи не можетъ быть успѣха въ дѣлахъ нашихъ; что тогда только мы можемъ быть счастливы, когда Господь помогаетъ намъ и не удаляетъ щедротъ Своихъ отъ насъ?

Возставши отъ сна, воздаемъ ли утреннее благодареніе Богу за спокойно и благополучно проведенную ночь? А сколько различныхъ несчастій можетъ постигнуть насъ во время ночи: болѣзни, внезапная смерть, пожаръ, воры и разбойники каждую ночь угрожаютъ намъ! Испрашиваемъ ли благословенія на грядущій день? Отходя ко сну, благодаримъ ли за Его милости, въ теченіе дня полученныя? Испрашиваемъ ли Божіе благословеніе на нашу трапезу и благодаримъ ли Бога по насыщеніи? Воспоминаемъ ли при этомъ хоть изрѣдка, что есть много голодной нашей братіи, не имѣющей и одного насущнаго хлѣба для пропитанія? Помогаемъ ли отъ своего избытка нуждающимся? По выздоровленіи отъ тяжкихъ болѣзней, благодаримъ ли за исцѣленіе, благодаримъ ли за избавленіе отъ различныхъ бѣдъ, скорбей, напастей? И можно ли исчислить всѣ случаи, въ которыхъ такъ часто обнаруживается наша неблагодарность къ Богу!

/с. 477/ Наша чрезмѣрная преданность земнымъ удовольствіямъ и грѣховнымъ влеченіямъ дѣлаетъ умъ нашъ слѣпымъ, а сердце нечувствительнымъ къ милостямъ Божіимъ, дѣлаетъ насъ гордыми, самонадѣянными, дѣлаетъ грубѣе безсловесныхъ животныхъ, которыя выражаютъ, какъ могутъ, свою благодарность благодѣтелямъ. «Волъ знаетъ хозяина своего и оселъ — ясли господина своего», говоритъ Богъ чрезъ пророка Исаію, «а люди Мои не познали Меня».

Будемъ, братія, чаще воспоминать, что Богъ, нашъ Творецъ и Промыслитель, есть Виновникъ всѣхъ благъ, которыми мы пользуемся. Тогда нашъ умъ озарится непрестанною мыслію о Богѣ благодѣющемъ, а сердце оживится благодатною любовію къ Преблагому Владыкѣ всяческихъ. Слушайте внимательнѣе тѣ хвалы, славословія и благодаренія Богу, которыя читаются или поются въ храмѣ Божіемъ. Чаще напоминайте себѣ благодарственныя слова пророка Давида: Благослови душе моя Господа, и не забывай всѣхъ воздаяній Его, вѣнчающаго тя милостію и щедротами. По полученіи прошенія или избавленія отъ какого либо несчастія и напасти не забывайте справлять, особенно положенное, благодарственное Господу молебствіе, въ которомъ такъ прекрасно изливаются чувства благодарности отъ лица молящихся; или, по крайней мѣрѣ, читайте или пойте у себя въ домѣ извѣстную благодарственную пѣснь святителя Амвросія Медіоланскаго: Тебе Бога хвалимъ!

Легче измѣрить пространства небесъ и глубины безднъ морскихъ, чѣмъ измѣрить и доказать величіе и число благодѣяній Божіихъ. Кто далъ намъ жизнь? И какую жизнь? Какимъ прекраснымъ созданіемъ вышелъ человѣкъ изъ рукъ творческихъ! По образу и подобію Своему сотворилъ его Богъ, умалилъ малымъ чимъ отъ ангелъ (Пс. 8, 6). Имъ, Всеблагимъ и Вседѣйствующимъ, мы живемъ, движимся и есмы (Дѣян. 17, 28). Отъ Господа исправляются стопы мужа. Имъ зиждутся наши домы, наши города и царства. Что воздамъ Господеви о всѣхъ, иже воздаде ми? Падшее созданіе я предъ Тобою, Отче небесный! Чего мнѣ ждать себѣ, какъ не суда и осужденія? Мы удалились отъ Тебя, а Ты ищешь насъ. Сыне Отца вѣчнаго! Ты обрѣлъ и взялъ на рамена свои овцу погибшую. Лики ангеловъ изумляются любви Твоей, пожертвовавшей Собою для искупленія насъ грѣшныхъ. И кто, какъ не Духъ Святый созидаетъ въ человѣкахъ сердце чистое и духъ правый! Разстроенная грѣхомъ душа наша тогда только и оживаетъ для Бога, когда усердная молитва низводитъ на нее благодать Св. Духа: все довольство наше отъ Бога. Благослови душе моя Господа и не забывай всѣхъ воздаяній Его.

/с. 478/ Внемли, душа христіанская, какъ жалуется Отецъ небесный на неблагодарнаго Израиля? Онъ небо призываетъ въ свидѣтеля и землю въ слышателя жалобы Своей. Слыши небо, внуши земле; сына родихъ и возвысихъ; тіи отвергошася Мене; обличаетъ разумнаго Израиля примѣромъ неразумнаго животнаго. Позна волъ стяжавшаго его и оселъ ясли господина своего, Израиль же Мене не позна, и людіе Мои отвергошася Мене (Ис. 1, 2, 3). Какая сильная укоризна Израилю! Мы, христіане, болѣе, чѣмъ Израиль, получили даровъ отъ Отца небеснаго. Какъ же велико неразуміе наше, какъ велика жестокость сердецъ нашихъ, когда не сознаемъ благодарнымъ умомъ и сердцемъ благодѣяній Божіихъ! Пробудись, возстань изъ униженія, душа моя, въ которое повергъ тебя грѣхъ ожесточенія сердечнаго. Исповѣдуй Господу несчастіе твое и моли Его, да просвѣтитъ умъ и воспламенитъ сердце твое любовію благодарною!

Если мы мало благодаримъ Бога, то конечно потому, что не видимъ благодѣяній Божіихъ. Какъ же это бываетъ съ нами? Умъ гордый сознаетъ только въ себѣ достоинства и себѣ приписываетъ, что имѣетъ: это, говоритъ, пріобрѣтено моими разсчетами, это доставило мнѣ мое умѣнье. Жалкое самообольщеніе! Обличай въ себѣ всякій изъ насъ подобные горделивые помыслы размышленіемъ о необозримой немощи нашей природы; повторяй себѣ слова апостола: что имѣешь ты, чего бы не получилъ? А если получилъ, что хвалишься, какъ будто не получилъ? (1 Кор. 4, 7).

Народамъ древнимъ извѣстенъ былъ Богъ. Но они не стали чтить Его достойно славы Его, не стали благодарить Его достойно благодѣяній, которыя получали отъ Него. Сердце ихъ стало холодно къ милостямъ Вышняго и любовь къ Нему слабѣла, знаніе о Немъ терялось; мракъ и запустѣніе, пороки и нечистота увеличивались, человѣкъ уподоблялся скотамъ несмысленнымъ. Самовольное нечестіе неблагодарности наказано наконецъ самою крайнею нечистотою, которую полюбила душа языческая. То же можетъ происходить и въ сердцахъ христіанскихъ. Осмотритесь. Если Богъ благъ, чтобы изливать благодать и на безблагодатныхъ: то Онъ же и правосуденъ, чтобы карать нечестіе, презирающее дары благости Его. Наказаніе Божіе есть естественный плодъ неблагодарности; потому что неблагодарность вноситъ въ душу духовное опустошеніе, заглушаетъ въ ней лучшія расположенія ея и поселяетъ въ ней дикость. А душа благодарная, чѣмъ чаще обращается съ благодарностью къ Богу, тѣмъ болѣе становится способною къ принятію даровъ благости Его. Богъ благъ; Онъ ожидаетъ только того, чтобы мы приближались къ Нему за дарами, и Онъ не медлитъ даритъ ихъ /с. 479/ намъ; съ любовію взираетъ на наше сознаніе въ своей немощи и пріемлетъ его за благоугодную жертву нашу.

Желаешь ли быть благодарнымъ предъ Господомъ? Освящай силы твои служеніемъ Господу; не лѣнись, не отказывайся по зову храма приходить вь храмъ для возношенія хвалы и благодаренія Господу. Посвящай Господу то, чѣмъ Онъ благословилъ тебя; приноси Ему плоды трудовъ твоихъ, да ниспошлетъ Онъ вновь благословеніе на труды твои. Не пренебрегай богатствомъ благости Его и кротости и долготерпѣнія, какъ будто не знаешь ты, что благодать Божія ведетъ тебя къ покаянію (Рим. 2, 4). Надѣляй брата бѣднаго, чѣмъ можешь: въ лицѣ брата Господь приметъ отъ тебя даръ твой, какъ благопріятную жертву благодарности къ Нему. Господь Самъ говоритъ намъ: понеже сотвористе единому сихъ братій Моихъ меньшихъ: Мнѣ сотвористе (Мѳ. 25, 40).

Искренно благодаренъ Господу тотъ, кто преданъ Ему всею душею своею, старается располагать всю свою дѣятельность по святымъ Его заповѣдямъ, кто страшится оскорбить Господа Бога своего даже словомъ и помышленіемъ. Кто любитъ все, что напоминаетъ ему о возлюбленномъ Господѣ, тотъ любитъ Слово Божіе, любитъ посѣщать святый храмъ Его, жаждетъ общенія съ Богомъ въ молитвѣ и таинствахъ.

Искренно благодаренъ Господу тотъ, кто помнитъ всегда Его безконечныя благодѣянія, и за все прославляетъ Его всесвятое имя. Все, что ни видитъ, чѣмъ ни пользуется изъ твореній Божіихъ, — есть для него предметъ благодаренія, все исторгаетъ изъ сердца его слово хвалы и славословія Господу.

Искренно благодаренъ Господу тотъ, кто употребляетъ дары благости Его по Его святой волѣ и во славу Его пресвятаго имени, обращая все въ предметъ благодаренія и въ средство ко спасенію души своей. Одарилъ ли его Господь разумомъ и вѣдѣніемъ? Онъ поучаетъ невѣдущихъ, помогаетъ совѣтомъ своимъ недоумѣвающему, утѣшаетъ печальнаго. Обогатилъ ли его Господь земными благами? Онъ, по заповѣди Господней, питаетъ алчущаго, одѣваетъ нагого, призираетъ сираго, посѣщаетъ болящаго, въ темницѣ сущаго. Подвергается ли какому несчастію и бѣдствію? Онъ предается волѣ Божіей, со смиреніемъ переноситъ всѣ скорби и искушенія, всѣ напасти и бѣдствія. Страждетъ ли за имя Господне? Тѣмъ паче благодаритъ Господа, вѣдая, что страждущіе съ Господомъ, съ Нимъ и спрославятся. Словомъ, — кто сознаетъ и чувствуетъ неисчетныя благодѣянія Божіи, тотъ душею и тѣломъ, и дѣлами и словами, и сердцемъ и мыслію, всею жизнію и существомъ благодаритъ Господа. Что ни предпринимаетъ, предпринимаетъ во сла/с. 480/ву Божію, что ни дѣлаетъ, дѣлаетъ во славу Божію — съ молитвою и благодареніемъ. О чемъ ни помышляетъ, помышляетъ во славу Божію, возносясь умомъ своимъ къ страшному престолу Его непреступнаго величества. Чего ни желаетъ — желаетъ во славу Божію, предоставляя и себя самого и всѣ желанія и намѣренія свои Его святой волѣ, всегда и о всемъ благодаря Бога.

Кто такъ благодаренъ предъ Господомъ Богомъ своимъ, тому все споспѣшествуетъ во благое, все служитъ къ освященію и спасенію, и все возвышаетъ его паки къ благодаренію, — того ущедряетъ Господь множайшими благодѣяніями. Но горе тѣмъ, которые, подобно іудеямъ, забываютъ благодѣянія Божія. Увы, языкъ грѣшный, говоритъ имъ пророкъ Божій, людіе исполнени грѣховъ, остависте Господа. Позна волъ стяжавшаго и оселъ ясли господина своего: Израиль же Мене на позна, и людіе Мои не разумѣша. За то — земля ихъ пуста, страну ихъ предъ ними чуждіи поядаютъ, и опустѣ и извращена отъ людей чуждихъ (Ис. 1, 3, 7). (Сост. по разн. источн.).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 475-480.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.