Церковный календарь
Новости


2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 15 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 29-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦѢ.
154. Поученіе въ недѣлю 29-ю по Пятидесятницѣ.

Не десять ли очистишася? да девять гдѣ? Како не обрѣтошася возвращшеся дати славу Богу? (Лук. 17, 17. 18).

Сегодня было читано Евангеліе о исцѣленіи Спасителемъ десяти прокаженныхъ, изъ коихъ только одинъ возвратился, чтобы возблагодарить Господа за исцѣленіе. Но что это за болѣзнь — проказа, отъ которой Господь исцѣлилъ упоминаемыхъ десять прокаженныхъ? Въ нашихъ мѣстахъ нѣтъ подобныхъ болѣзней: онѣ бываютъ на востокѣ въ жаркихъ странахъ. Впрочемъ, у насъ на Родинѣ есть нѣсколько похожая на проказу болѣзнь, — это — оспа, когда она бываетъ въ сильнѣйшей степени, или болѣзнь, происходящая отъ нечистой жизни. У страдающихъ проказою обыкновенно все тѣло покрывается какъ бы корою и ранами, глаза дѣлаются гнойными, все лицо и языкъ опухаетъ, изъ рта и отъ всего тѣла идетъ нестерпимый смрадъ. Наконецъ, когда болѣзнь доходитъ до высшей степени, всѣ волосы на головѣ выпадаютъ; раны проѣдаютъ тѣло до костей и покрываются червями; тѣлесные члены отваливаются, и больной, измученный страданіями, умираетъ. Всякій, у кого показывались признаки этой болѣзни, считался нечистымъ и закономъ обязывался тотчасъ явиться къ священнику, который рѣшалъ, точно ли у него проказа. Ежели это была она, то больной, по причинѣ крайней заразительности этой /с. 481/ болѣзни, былъ отлучаемъ отъ собственнаго семейства и выгонялся за городъ или селеніе. Изгнанные удалялись въ лѣса, строили тамъ себѣ хижины и жили, питаясь тѣмъ, что приносили имъ родственники. Вотъ отъ какой ужасной, злокачественной, заразительной болѣзни Господь исцѣлилъ упоминаемыхъ десять прокаженныхъ, изъ коихъ только одинъ самарянинъ оказался благодарнымъ предъ божественнымъ Чудотворцемъ.

Удивляясь неблагодарности девяти исцѣленныхъ, мы обратимся сами къ себѣ и посмотримъ, лучше ли мы этихъ девяти и похожи ли на десятаго? Мы всѣ страдаемъ духовною проказою, т. е. грѣхами; предъ чистѣйшими и свѣтлѣйшими очами Божіими всѣ люди полны духовной проказы и нечистоты, какъ то: гордости, осужденія, тщеславія, суетности, маловѣрія, жестокосердія, зла, лукавства, блуда, невоздержанія, лѣности, лицепріятія, лицемѣрія, зависти, скверныхъ, лукавыхъ и хульныхъ помышленій. Эта проказа грѣховная проникаетъ людей до костей и мозговъ, заражаетъ всю природу человѣка, душу и тѣло, заражаетъ постоянно. Есть у насъ и Врачъ этой проказы, Тотъ же Господь Іисусъ Христосъ, Который всегда готовъ врачевать насъ отъ нея. Лучше ли мы этихъ прокаженныхъ, которые пришли къ Спасителю за исцѣленіемъ и, остановившись вдали, громко взывали Вму: Іисусе Наставниче, помилуй ны; есть ли у насъ столько вѣры и радѣнія о своей душевной цѣлости, о своемъ душевномъ здравіи, какъ у этихъ прокаженныхъ?

Святая Церковь ежедневно возноситъ гласъ отъ лица всѣхъ насъ, болящихъ грѣховною проказою: Господи, помилуй! и иногда многократно за одинъ разъ; что же? изъ глубины ли сердца и мы возносимъ эту краткую, но необходимую для насъ молитву? Вѣдь эту молитву святая Церковь именно взяла отъ прокаженныхъ и приложила къ намъ, душевно прокаженнымъ. Да, эта молитва для всѣхъ насъ необходима, какъ дыханіе, какъ пища. Согрѣшая непрестанно, мы должны непрестанно каяться, сознавать свою виновность и просить милости у Господа и не возноситься: ибо гордымъ Богъ противится (Іак. 4, 6).

Должно каждому изъ насъ радѣть о своемъ спасеніи и не запускать своей духовной проказы, не откладывать своего покаянія на другіе дни, которые не сегодня, завтра могутъ прекратиться, — каждый день усердно втайнѣ каяться предъ Богомъ, прося прощенія, и, по крайней мѣрѣ, разъ въ годъ показать всю свою проказу на исповѣди священнику, которому дано отъ Бога полномочіе разрѣшать и цѣлить духовную проказу. Это одно, а вотъ другое обязательство для насъ: когда, послѣ молитвы покаянія или послѣ та/с. 482/инства исповѣди, мы ощутимъ, что душевная проказа наша исцѣлѣла, прошла, и мы стали здравы душею, — надобно за это быть благодарными Спасителю нашему, Который нынѣ врачуетъ насъ непрестанно, — и изъ чувства благодарности и изъ уваженія къ правдѣ впередъ беречься грѣховъ и преткновеній. Это чувство благодарности и это опасеніе грѣха расположитъ Благодѣтеля къ большимъ благодѣяніямъ на будущее время и нашу душу сдѣлаетъ мягче, чувствительнѣе, жизненнѣе, праведнѣе, тверже въ добродѣтели.

Проказа тѣлесная была невольная, а проказа душевная есть болѣзнь больше вольная, чѣмъ подневольная, и потому то заслуживаетъ тяжкаго наказанія, если человѣкъ добровольно не врачуется отъ нея покаяніемъ, молитвою, слезами, постомъ, исправленіемъ жизни и благими дѣлами. И благодареніе Богу за то, что намъ грѣшникамъ дано благодатію Божіею покаяніе и съ нимъ возможность къ исправленію или исцѣленію душевной проказы. Горе было бы намъ, если бы не дано было намъ этого врачевства противъ проказы грѣха, какъ не дано его падшимъ духамъ, или демонамъ, которые пали упорно и безвозвратно. Это врачевство душевной проказы нашей, т. е. покаяніе по уставу Церкви, дано намъ ради вольныхъ крестныхъ страданій Сына Божія, Господа нашего Іисуса Христа.

Вспомните, братія, какихъ страданій стоило Сыну Божію исходатайствовать намъ у Отца небеснаго врачевство покаянія и прощенія нашихъ грѣховъ, и дорожите этимъ даромъ милости Божіей, т. е. спѣшите всѣ пользоваться покаяніемъ во грѣхахъ, пока есть время, и цѣлитесь отъ проказы душевной, чтобы она не погубила васъ вѣчно. Эта проказа, такъ же какъ тѣлесная, всю душу человѣка покрываетъ какъ бы чешуей и дѣлаетъ весьма отвратительною предъ очами Божіими; душа грѣшника какъ бы гноится и смердитъ предъ Богомъ и ангелами и предъ святыми, растлѣвается, если человѣкъ живетъ нерадиво, прилагая грѣхи ко грѣхамъ. Но, слава безконечному милосердію Божію и безмѣрной премудрости Его: всякій христіанинъ, искренно кающійся и причащающійся Пречистыхъ и Животворящихъ Таинъ Христовыхъ, дивно очищается отъ грѣховнаго прокаженія и разложенія и дѣлается изъ мертваго живымъ, изъ смердящаго — благоухающимъ святостію Христовою, изъ немощнаго — сильнымъ, изъ сквернаго — убѣленнымъ, яко снѣгъ.

Будемъ всегда благодарны Господу за то, что Онъ далъ намъ такое дѣйствительное, всемощное средство къ очищенію нашихъ грѣховъ и исцѣленію нашихъ недуговъ душевныхъ и тѣлесныхъ. /с. 483/ Десять прокаженныхъ умоляли Господа сильными воплями, говоря: Іисусе Наставниче, помилуй ны! И мы должны всѣмъ сердцемъ, всею душею, всею силою и всѣмъ помышленіемъ всегда просить помилованія: Господи, помилуй! какъ и научаетъ насъ тому Церковь, произнося часто отъ лица нашего краткую, но знаменательную и весьма нужную и спасительную молитву: Господи, помилуй! Мы непотребные, постоянно виновные предъ Господомъ своимъ рабы, достойные на всякій часъ наказанія праведнаго; что же намъ остается дѣлать при обычныхъ нашихъ житейскихъ дѣлахъ и суетахъ, въ которыя нерѣдко вторгается грѣхъ, какъ не говорить въ покаяніи, изъ глубины души: Господи, помилуй! Итакъ будемъ взывать Господу чаще въ покаяніи сердца и съ умиленіемъ: Господи, помилуй насъ, одержимыхъ вольною, лютою проказою грѣха, и исцѣли насъ, какъ исцѣлилъ десять прокаженныхъ. Аминь. (Сост. по «Полн. собр. соч.» прот. Іоанна Кронш., т. 2-й).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 480-483.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.