Церковный календарь
Новости


2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 18 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 30-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦѢ.
159. Противъ соціализма.

(Іисусъ рече нѣкоему князю): еще единаго не докончалъ еси: вся, елика имаши, продаждь, и раздай нищимъ, и имѣти имаши сокровище на небеси: и гряди во слѣдъ Мене (Лук. 18, 22).

Однажды нѣкто изъ знатныхъ спросилъ Іисуса Христа: что ему дѣлать, чтобы наслѣдовать жизнь вѣчную? Господь сказалъ ему: знаешь заповѣди: не прелюбодѣйствуй, не убивай, не кради, не лжесвидѣтельствуй, почитай отца твоего и матерь твою. Онъ же сказалъ: все это сохранилъ я отъ юности моей. Услышавъ это, Іисусъ сказалъ ему: еще одного недостаетъ тебѣ: все, что имѣешь, продай и раздай нищимъ, и будешь имѣть сокровище на небесахъ, и приходи, слѣдуй за Мною. Такимъ образомъ въ полномъ отреченіи отъ богатства, въ раздачѣ своихъ сокровищъ нищимъ и всецѣломъ послѣдованіи Христу — указывается Господомъ богачу высшая степень нравственнаго совершенства.

/с. 497/ Сатана любитъ принимать видъ ангела свѣтла (2 Кор. 11, 14), — притворяться другомъ людей, ревнителемъ о правахъ и благѣ ихъ, для лучшаго уловленія неосторожныхъ и легковѣрныхъ въ свои сѣти. Такъ, подъ личиною благожелательности и дружескаго совѣта, онъ обольстилъ праматерь нашу Еву и расположилъ ее къ преступленію заповѣди Божіей. Онъ увѣрилъ Еву, что люди, вкусивши отъ плода древа познанія добра и зла, будутъ, какъ боги, знающіе добро и зло (Быт. 3, 5), и — Ева вкусила отъ запрещеннаго плода. Сатанѣ — отцу своему подражаютъ и чада его: лжеапостолы, лукавые дѣлатели принимаютъ видъ апостоловъ Христовыхъ (2 Кор. 11, 13).

Какъ часто проповѣдуются ученія крайне зловредныя, преступныя и возмутительныя, преслѣдуются цѣли крайне гибельныя, подъ видомъ ревности объ истинѣ, для указанія будто бы людямъ добрыхъ путей жизни! Какъ часто эти лжеученія и преступныя цѣли даже поставляются нагло въ связь, хотя и призрачную, — съ ученіемъ Христовымъ, съ Божественнымъ закономъ Его!.. Что общаго у христіанства съ язвою нашихъ дней — соціализмомъ?.. Ничего... А между тѣмъ, учители соціализма дерзали и дерзаютъ иногда находить оправданіе для своихъ заблужденій въ ученіи Іисуса Христа о подвигѣ отреченія избранныхъ христіанъ отъ богатства и о раздачѣ своего имущества нищимъ, и первообразъ соціализма указывать въ іерусалимской общинѣ временъ апостоловъ, когда у множества увѣровавшихъ было одно сердце и одна душа, и когда никто ничего изъ имѣнія своего не называлъ своимъ, но все у нихъ было общее (Дѣян. 4, 32). И еслибъ соціализмъ не показалъ такъ скоро своихъ сатанинскихъ когтей, не обнаружилъ такъ скоро своего антихристіанскаго духа въ кражахъ, убійствахъ и животномъ развратѣ; — то онъ, быть можетъ, увлекъ бы на свою сторону гораздо больше людей, даже добрыхъ, но неопытныхъ и нетвердыхъ въ своихъ христіанскихъ убѣжденіяхъ и правилахъ, чѣмъ сколько увлекъ нынѣ... То — великое счастіе для христіанскаго міра, что соціализмъ такъ скоро обнаружилъ свой адскій духъ: этимъ онъ нанесъ самому себѣ смертельный ударъ, показавши, что у христіанства съ нимъ нѣтъ ничего общаго, какъ нѣтъ ничего общаго у Христа съ веліаромъ (2 Кор. 6, 15). Отнынѣ могутъ увлекаться имъ только подонки человѣчества.

Соціализмъ, какъ міросозерцаніе атеистическое, представляетъ собою систему ученія, во всѣхъ отношеніяхъ враждебную христіанству. Но мы, примѣнительно къ евангельскому чтенію настоящаго дня, въ настоящій разъ будемъ бесѣдовать только о томъ, что у христіанства съ соціализмомъ нѣтъ ничего общаго во взгля/с. 498/дѣ на собственность, что они совершенно одно другому противоположны, и что, потому, соціализмъ есть гибельное заблужденіе.

Христіанство относится къ праву собственности — съ полнымъ уваженіемъ. Господь нашъ Іисусъ Христосъ, даже въ тѣхъ случаяхъ, когда указываетъ на трудность спасенія для богатыхъ и, для достиженія высшей степени нравственнаго совершенства, внушаетъ избраннымъ людямъ продать свое имѣніе и раздать цѣну проданнаго нищимъ, — торжественно признаетъ право собственности. Внушая богатому человѣку продать свое имѣніе, Онъ, очевидно, признаетъ за продающимъ право отчужденія своего имущества, а за покупающимъ право пріобрѣтенія, а въ этихъ правахъ очевидно проявляется право собственности (Лук. 18, 22). Затѣмъ Онъ утверждаетъ Своимъ авторитетомъ на всѣ времена ветхозавѣтную заповѣдь, воспрещающую красть (Лук. 18, 20).

Совершенно согласно со Христомъ учили о правѣ собственности и св. апостолы Христовы. Даже въ то время, когда въ церкви апостольской у множества вѣрующихъ все было общее, — св. апостолы торжественно признавали право собственности. Когда нѣкто «Ананія, съ женою своею Сапфирою, продалъ имѣніе, утаилъ изъ цѣны, съ вѣдома и жены своей, а нѣкоторую часть принесъ и положилъ къ ногамъ апостоловъ» (Дѣян. 5, 1, 2); — св. апостолъ Петръ, грозно обличивъ Ананію въ томъ, что онъ дерзнулъ солгать Духу Святому, въ то же время сказалъ ему: «чѣмъ ты владѣлъ, не твое ли было, и пріобрѣтенное продажею не въ твоей ли власти находилось?» Не признаетъ ли здѣсь св. ап. явно права собственности? Такъ же точно смотрѣлъ на это дѣло и св. ап. Павелъ, воспрещавшій кражу, и учившій, что воры и хищники царствія Божія не наслѣдуютъ (1 Кор. 6, 10).

Вообще, слово Божіе до такой степени ограждаетъ право собственности, что благотворительнаго человѣка представляетъ заимодавцемъ Самого Бога — Владыки всего. Благотворящій бѣдному — говоритъ премудрый, даетъ взаймы Господу; и Онъ воздастъ ему за благодѣяніе его (Прит. 19, 17).

Только за властію христіанство признаетъ право отчужденія нѣкоторой части имущества гражданъ на общественныя потребности. Такъ какъ начальствующіе — служители Божіи, и симъ самымъ служеніемъ постоянно занятые не имѣютъ ни времени, ни возможности какимъ либо другимъ трудомъ пріобрѣтать себѣ пропитаніе, то имъ платятъ и неизбѣжно должны платить подати. И св. ап. Павелъ, считая этотъ порядокъ вещей совершенно справедливымъ, внушаетъ отдавать всякому должное: кому подать, подать; кому оброкъ, оброкъ (Рим. 13, 6, 7). Самъ Господь Іисусъ /с. 499/ Христосъ освящаетъ право верховной власти на отчужденіе, для общественныхъ нуждъ, извѣстной части имущества гражданъ. Отдавайте кесарево кесарю, а Божіе Богу (Мѳ. 22, 21), отвѣчалъ Онъ на вопросъ: позволительно ли давать подать кесарю, или нѣтъ?

Не затѣмъ право собственности каждаго, по ученію христіанства составляетъ святыню, для всѣхъ неприкосновенную. И нужно ли говорить о томъ, какъ благодѣтельно это право для человѣчества?

Право собственности поощряетъ трудъ. Всякій добрый труженикъ охотно трудится, какъ скоро онъ убѣжденъ, что и онъ самъ, и его семья будутъ безопасно пользоваться плодами трудовъ его. А эта увѣренность возможна только при правѣ собственности...

Право собственности поощряетъ бережливость. Бережливость поддерживается въ людяхъ только вѣрою, — только при неприкосновенности права собственности возможною вѣрою, — что сбереженное останется въ рукахъ и распоряженіи бережливаго собственника.

Право собственности, предоставляя состояніе человѣка въ полное его распоряженіе, располагаетъ человѣка и даетъ средства къ широкимъ предпріятіямъ, къ напряженной и плодотворной дѣятельности. Оно даетъ человѣку возможность своимъ состояніемъ содѣйствовать благоустроенію и облагороженію жизни и своей и другихъ людей. Такова благодѣтельность права собственности, охраняемаго христіанствомъ.

Теперь посмотримъ, какъ учитъ о правѣ собственности соціализмъ... По его ученію, собственность есть кража, а каждый собственникъ есть воръ. Вы пріобрѣли себѣ достаточное состояніе вполнѣ честнымъ трудомъ и, по вашему собственному усмотрѣнію, часть его употребляете на свои потребности и нужды своихъ ближнихъ, а другую часть сберегаете на будущія нужды и потребности свои и семьи своей: вы, по ученію соціализма, воръ, и, что вами пріобрѣтено и сбережено, то вами похищено... Но кому же, по ученію соціализма, принадлежитъ имѣніе ваше, мое и другихъ согражданъ нашихъ? Кто же его собственникъ?

Въ отдаленномъ будущемъ, которое, сказать мимоходомъ, никогда по милости Божіей не наступитъ, имущество всѣхъ людей будетъ принадлежать вообще всѣмъ людямъ, будетъ находиться въ общемъ пользованіи всѣхъ. Тѣмъ, что пріобрѣтено трудомъ вашимъ, моимъ, будетъ пользоваться и распоряжаться, наравнѣ съ нами, если только не властнѣе насъ, и каждый тунеядецъ, ничего не дѣлающій, но за то обладающій достаточною дерзостію и нагло/с. 500/стію для того, чтобы войти въ трудъ вашъ и распоряжаться властнѣе васъ плодами трудовъ вашихъ... Это въ будущемъ. А теперь кому принадлежитъ наша собственность? Конечно соціалистамъ. Кому же это?.. Тѣмъ ворамъ, которые подкапываются подъ казначейства и похищаютъ изъ нихъ не десятки только тысячъ, но и милліоны, и пособникамъ ихъ... Тѣмъ убійцамъ, которые не останавливаются даже и предъ цареубійствомъ. Тѣмъ «добрымъ» и «честнымъ» людямъ, которымъ доброта ихъ не мѣшаетъ покушаться на убійства и замышлять и совершать поджоги цѣлыхъ городовъ, а «честность» не препятствуетъ замышлять расхищеніе казначейетвъ... Что таковы именно «добрые и честные люди» соціализма, объ этомъ однажды засвидѣльствовала на судебномъ слѣдствіи, подруга жизни одного соціалиста, назвавши добрымъ и честнымъ человѣка покусившагося на убійство и замышлявшаго поджечь городъ и обокрасть казначейство... Какое извращеніе всѣхъ понятій! Какое нравственное растлѣніе выказывается въ этомъ превратномъ взглядѣ на право собственности.

Христіанство, внушая своимъ послѣдователямъ съ уваженіемъ относиться къ праву собственности, учитъ, что какъ богатые люди, владѣющіе большими сокровищами, такъ и всѣ, располагающіе какими бы то ни было средствами, должны дѣлиться своими сокровищами съ другими, помогать имъ свободно, по доброму произволенію и желанію. Принудить ихъ къ благотворенію, а тѣмъ болѣе распоряжаться ихъ имуществомъ во благо другихъ, посторонніе люди не имѣютъ права, Только власть въ исключительныхъ случаяхъ можетъ вмѣшиваться въ распоряженіе собственниковъ своимъ имуществомъ. Самъ Богъ только увѣщеваетъ людей быть приставниками добрыми, но не насилуетъ ихъ свободы и не принуждаетъ ихъ къ удѣленію своего имущества нуждающимся, оставляя до опредѣленнаго часа ихъ имущество въ полномъ ихъ распоряженіи. Каждый, говоритъ ап. Павелъ, удѣляй по расположенію сердца, не съ огорченіемъ и не съ принужденіемъ; ибо доброхотно дающаго любитъ Богъ (2 Кор. 9, 7).

Вообще, въ распоряженіи своимъ имуществомъ христіанинъ долженъ руководиться милосердіемъ, сострадательностію, братскою любовію ко всѣмъ. И какія прекрасныя послѣдствія влечетъ за собою пользованіе своимъ имуществомъ по этому христіанскому правилу?! Оно ставитъ въ самыя добрыя отношенія дающихъ и получающихъ помощь. Тѣ, которые благотворятъ, оказываютъ помощь своимъ ближнимъ, тѣмъ самымъ располагаются любить ихъ; ибо ничто такъ не располагаетъ людей любить своихъ ближнихъ, какъ благотвореніе имъ отъ сердца. Въ свою очередь и пользующіеся /с. 501/ благодѣяніями привязываются къ своимъ благодѣтелямъ, связуются съ ними чувствомъ благодарности и любви. Какое чудное царство любви и мира должно было бы водвориться на землѣ среди людей, если бы они пользовались своимъ богатствомъ по указанію христіанства!..

Не такъ смотритъ на дѣло соціализмъ. Онъ не терпитъ имущественнаго, какъ и всякаго другого, неравенства людей. Онъ обращаетъ въ непремѣнный законъ требованіе, чтобы имущество у богатыхъ, да и у всѣхъ вообще собственниковъ было отобрано и обращено въ общее достояніе, поступило въ общее пользованіе... Затѣя сумасбродная, неосуществимая... Чтобы оцѣнить эту затѣю по достоинству, воспользуемся однимъ сравненіемъ. Представьте себѣ человѣка, замыслившаго перестроить на свой ладъ нашу планету. Онъ видитъ на землѣ разнообразной высоты горы, долины, пропасти, равнины. «Это нехорошо, — говоритъ онъ, — горы и пропасти представляютъ немало неудобствъ при передвиженіи съ одного мѣста на другое и другихъ затрудненій. Мы сдѣлаемъ лучше: горы вездѣ сроемъ, пропасти вездѣ засыплемъ землей, всю землю уравняемъ». Вы, конечно, признали бы его сумасшедшимъ, котораго нужно отправить въ домъ для сумасшедшихъ...

Предпринять ломку, подобную вышесказанной, — значитъ предпринять нѣчто нелѣпое, неисполнимое, безполезное и даже вредное. Также нелѣпа и затѣя произвести полное уравненіе людскихъ состояній. Уничтожить повсюду дворцы и палаты и замѣнить ихъ хижинами или домиками, для всѣхъ одинаковыми, распредѣлить поровну всѣ земныя сокровища между всѣми людьми, и все это учинить путемъ насилія, кровавой борьбы: — это то же, что перестроить землю... Желательно и разумно, чтобы нарождающіяся поколѣнія, при помощи богатствъ, нажитыхъ предыдущими поколѣніями, богатѣли и развивались больше и больше и своимъ трудолюбіемъ и искусствомъ извлекали изъ сокровищницъ природы сколько возможно больше благъ. Но раздѣленіе имуществъ, уже существующихъ поровну между всѣми людьми, — раздѣленіе путемъ насилія, пожаровъ, кровопролитій можетъ привести только къ истребленію, къ уничтоженію большей части сокровищъ и довести человѣчество до крайняго обѣдненія.

Затѣмъ, сколько непроизводительнаго труда потребовалось бы для постояннаго уравненія людей въ имущественномъ отношеніи, еслибъ идея соціализма осуществилась! Сколько новыхъ насилій понадобилось бы для постояннаго сохраненія всѣхъ имуществъ въ общемъ пользованіи! И наступило ли бы когда-нибудь общее мирное пользованіе имуществами?

/с. 502/ Въ вѣкъ апостольскій у множества увѣровавишхъ было одно сердце и одна душа (Дѣян. 4, 32), и — однакожъ и въ это исключительное время единодушія и братства уже являются Ананія и Сапфира, утаивающіе изъ цѣны проданнаго имѣнія и не полагающіе всѣхъ денегъ къ ногамъ апостоловъ. Что же сталось бы и съ общимъ имуществомъ, и съ призрѣваемыми на счетъ этого имущества, если бы приставниками при немъ явились соціалисты — хищники и убійцы?

Чего добраго можно было бы ждать отъ ихъ хищническихъ инстинктовъ, отъ ихъ завистливости, жестокосердія, безсердечія? Они расхитили бы и общее достояніе такъ же, какъ единомышленники ихъ расхищали сокровища изъ банковъ и казначействъ. Они безжалостно оставляли бы на произволъ судьбы всю свою общину и всѣхъ сочленовъ своихъ, какъ оставляли и оставляютъ на произволъ судьбы, предварительно обобравши ихъ, женщинъ и дѣвицъ, которыя, по ихъ наущенію, обкрадывали своихъ мужей и отцовъ, и за то получали достойное возмездіе: были безжалостно бросаемы своими обольстителями въ омутъ нищеты, разврата, позора.

Да избавитъ Господь міръ отъ этихъ непрошенныхъ благодѣтелей!

Итакъ, братія и сестры, уваженіе къ праву собственности, милосердіе, братолюбіе, братская помощь: вотъ чѣмъ должны проникнуться люди для достиженія счастія. Да будетъ для насъ неприкосновенною святынею собственность нашихъ ближнихъ: никто да не дерзаетъ потрясать это право. Но съ своей стороны, богатые, вообще классы имущіе, должны считать своею священною обязанностію помогать, благотворить неимущимъ. Отъ долга помогать другимъ не свободенъ никто: и бѣдный обязанъ помогать тому, кто бѣднѣе его. Посмотрите на Іисуса Христа: посвятивши въ послѣдніе годы земной Своей жизни все Свое время и весь трудъ Свой на дѣло евангельской проповѣди, Онъ съ Своими учениками жилъ тѣмъ, что влагали благотворители въ ящикъ, носимый Іудою (Іоан. 12, 6). Но Онъ и изъ тѣхъ небольшихъ средствъ, которыя получались отъ благотворителей, оказывалъ помощь нищимъ (Іоан. 13, 29). Вотъ образецъ любви и благотворительности для всѣхъ! Если мы всѣ сдѣлаемся добрыми братьями, другъ другу помогающими, то и на землѣ будемъ счастливы, и на небѣ блаженны. Аминь. (Извлечен. въ сокращ. изъ словъ Павла, архіеп. казанскаго).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 496-502.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.