Церковный календарь
Новости


2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 4-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 3-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (1-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Неправильный отвѣтъ (1996)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 37-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 36-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ день Богоявленія (1883)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ навечеріе Новаго года (1883)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила св. Кирилла, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила Ѳеофила, архіеп. Александрійскаго (1974)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 15 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 30-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦѢ.
160. Слово въ недѣлю тридцатую по Пятидесятницѣ.

Како не удобь имущіи богатство въ Царствіе Божіе внидутъ? Удобнѣе бо есть вельбуду сквозѣ иглинѣ уши проити, неже богату въ Царствіе Божіе внити (Лук. 18, 24-25).

Что жъ это значитъ? Неужели въ Царствіе Божіе одинъ толь ко путь — бѣдность и нищета? Неужели всѣмъ должно или не пріобрѣтать ничего, или и пріобрѣтенное бросать въ огонь? Что же было бы съ человѣческими обществами, еслибъ они состояли изъ однихъ нищихъ? Кто жъ будетъ и въ Царствіи Божіемъ, если изъ него изгнаны будутъ всѣ имѣвшіе стяжанія въ этой жизни? Ибо кто, живя въ обществѣ, не имѣлъ или не имѣетъ какихъ-либо стяжаній? Такъ, можетъ быть, разсуждали и слушавшіе Господа, когда съ удивленіемъ спрашивали: «кто можетъ спасенъ быти?» Такъ, быть можетъ, разсуждаютъ и нынѣ, слушая слово Господне объ участи богатыхъ, и — вслѣдствіе того или съ недовѣрчивостью пріемлютъ Слово Евангельское, или готовы сомнѣваться въ самой возможности спасенія. Для избѣжанія этихъ крайностей, необходимо войти въ разумѣніе духа и силы писанія.

И во-первыхъ, Господь не сказалъ: «богатые не внидутъ въ Царствіе Божіе», что могло бы, конечно, подать поводъ къ роптанію на самый промыслъ Божій, который, по слову писанія, «богатитъ и убожитъ», или привести къ отчаянію о своемъ спасеніи всякаго, имѣющаго земныя стяжанія. Напротивъ, прежде всего, Господь указалъ путь къ животу вѣчному, общій для всѣхъ, и богатыхъ и бѣдныхъ, знатныхъ и незнатныхъ, великихъ и малыхъ: «аще хощеши внити въ животъ», сказалъ Онъ богатому юношѣ, который спрашивалъ Его: «что благо сотворю, да имать животъ вѣчный? Аще хощеши внити въ животъ, соблюди заповѣди, еже не убіеши, не прелюбы сотвориши, не украдеши, не лжесвидѣтельствуеши, чти отца твоего и матерь твою, и возлюбиши искренняго твоего, яко самъ себе». Вотъ одно непремѣнное условіе, безъ котораго нельзя даже «и видѣти Царствія Божія!» Вотъ общій для всѣхъ путь къ животу вѣчному, по которому должны идти всѣ безъ изъятія, ибо другой путь — преступленія заповѣдей Божіихъ — неминуемо ведетъ въ погибель. Итакъ, ни у кого не отнимается, напротивъ, всѣмъ и богатымъ и бѣднымъ — подается надежда наслѣдовать Царствіе Божіе и внити въ животъ вѣчный путемъ исполненія заповѣдей Божіихъ, при помощи благодати божественной; ибо «и невозможная у человѣкъ возможна суть у Бога».

/с. 504/ И, дѣйствительно, Слово Божіе представляетъ намъ многіе примѣры богатыхъ и бѣдныхъ людей — добрыхъ и злыхъ, спасающихся или погибающихъ. Былъ богатъ Авраамъ, о которомъ говоритъ Писаніе: «Авраамъ же бяше богатъ зѣло скоты и сребромъ и златомъ»; но великое богатство не ослабило ни его непоколебимой вѣры и упованія на Бога, ни его безпредѣльной преданности волѣ Божіей и послушанія Слову Господню, ни его человѣколюбія и сострадательности къ людямъ, ни его чуднаго самоотверженія даже до пожертвованія единороднымъ сыномъ, не воспрепятствовало ему быть собесѣдникомъ и другомъ Божіимъ, заслужить великія обѣтованія и благословенія Божіи, сдѣлаться отцемъ вѣрующихъ, такъ что и самое мѣсто блаженства праведныхъ именуется въ Писаніи лономъ Авраамовымъ. Былъ богатъ и человѣкъ нѣкій, о которомъ говоритъ Господь въ притчѣ: «человѣкъ нѣкій бѣ богатъ, и облачашеся въ порфиру и вѵссонъ, веселяся на вся дни свѣтло»: но многое богатство не спасло его отъ ада, и порфира и вѵссонъ не защитили отъ пламени геенскаго, и повседневное веселье земное превратилось, по смерти, въ нескончаемое, вѣчное мученіе. Былъ богатъ и славенъ Давидъ, но ни богатство не препятствовало ему облачаться во вретище и смирять душу свою постомъ, ни могущество и слава не мѣшали ему смиряться предъ Господомъ, воставать въ полунощи исповѣдатися Господеви о судьбахъ правды Его, и седмерицею днемъ хвалить Господа; ни порфира и вѣнецъ царскій не препятствовали ему каяться во грѣхахъ своихъ во вретищѣ и пеплѣ. Былъ богатъ и знаменитъ и Иродъ, котораго лесть человѣческая назвала даже великимъ: но эта знаменитость славна одними злодѣяніями, это величіе возбуждаетъ одно отвращеніе и презрѣніе потомства. То же должно сказать и о бѣдности. Нищъ былъ нѣкто Лазарь, о которомъ упоминается въ притчѣ евангельской: но и отъ гноища онъ вознесенъ былъ ангелами на лоно Авраамово. Обнищалъ ради Господа и Іуда, и оставивъ все, пошелъ за Христомъ, но и эта, святая сама по себѣ «нищета не спасла его ни отъ ужаснаго преступленія», ни отъ страшной погибели. Значитъ, не богатство погубляетъ и не бѣдность спасаетъ человѣка. Богатство, само по себѣ, есть даръ Божій, который, какъ и всякій другой даръ, можно употребить и во благо, и во зло, въ орудіе къ спасенію и погибели, въ средство къ стяжанію царствія Божія, или же ада и геенны.

Не должно, впрочемъ, скрывать отъ себя, что богатство, будучи само по себѣ ни добро, ни зло, при испорченности воли нашей, можетъ поставлять многія и великія препятствія на пути къ Царствію Божію. Самъ Господь сказалъ: «яко не удобь богатый вни/с. 505/детъ въ Царствіе Божіе». То есть, предстоятъ ему многія трудности, искушенія и соблазны, которыхъ невозможно побѣдить человѣку безъ помощи благодати Божіей. Опытъ свидѣтельствуетъ, что богатый скорѣе впадаетъ въ такіе пороки, которыхъ легче избѣжать можетъ человѣкъ неимущій и бѣдный. Имѣя всѣ средства къ исполненію своихъ желаній, трудно удержать ихъ въ должныхъ границахъ. Но каждое, легко исполняемое, грѣховное желаніе растетъ и усиливается до того, что становится непреодолимою страстью, которая, въ свою очередь, съ непреодолимою силою увлекаетъ сердце въ бездну порока. Симъ то образомъ раждаются и возрастаютъ, питаются и укрѣпляются всѣ наши страсти, въ которыхъ погрязаютъ человѣческія души. Этому искушенію менѣе подверженъ тотъ, кто не имѣетъ чѣмъ удовлетворить необходимымъ естественнымъ потребностямъ жизни, тѣмъ менѣе угождать прихотямъ сердца. Привыкши находить въ золотѣ легкое средство къ удовлетворенію всѣхъ желаній своихъ, человѣкъ легко привыкаетъ почитать его своимъ кумиромъ, предметомъ всѣхъ заботъ и попеченій, цѣлью всѣхъ стремленій и надеждъ своихъ, къ которому прилѣпляется и которому служитъ его сердце. И это бѣдное сердце, поработившись всецѣло своему кумиру, наполняясь однимъ пристрастіемъ къ сокровищамъ, закрывается для всѣхъ чувствованій любви и милосердія къ ближнимъ, становится глухо и недоступно къ мольбамъ нужды и бѣдности, жестоко и не внимательно къ страданіямъ человѣческимъ. Не безъ причины св. апостолъ укоряетъ богатыхъ, что они «затворяютъ утробы своя» предъ мольбами несчастныхъ. Пристрастившись къ золоту, человѣкъ всегда и во всемъ на одно золото возлагаетъ всѣ свои надежды, въ немъ полагаетъ все свое счастіе и все благо души своей, забывая о Богѣ и Его всеблагомъ Промыслѣ, не помышляя о стяжаніи духовнаго сокровища благодати Божіей, безъ которой онъ, «окаяненъ и бѣденъ и нищъ и слѣпъ и нагъ». Посему то св. апостолъ Павелъ и называетъ сребролюбіе — «идолослуженіемъ», такъ что обладаемый этою страстію — уже не христіанинъ, а идолослужитель. Напротивъ, человѣкъ бѣдный, не находя ни у себя, ни внѣ себя помощи и опоры, скорѣе обращается къ небу, усерднѣе простираетъ руки къ Отцу небесному, охотнѣе предается въ Его всесвятую волю. Богатство и великолѣпіе всегда привлекаютъ хвалы и ласкательства человѣческія, которыми питается тщеславіе и гордость: невольно закружится голова отъ одуряющаго свойства этого поддѣльнаго ѳиміама. Напротивъ, убожество, презрѣніе и униженіе отъ человѣкъ погружаютъ душу во глубину смиренія н самоосужденія, и отъ убожества внѣшняго обращаютъ сердце къ нищетѣ /с. 506/ духовной. Потому то въ Церкви апостольской «не мнози» были «премудри по плоти, не мнози сильни, не мнози благородни, но буяя міра избра Богъ, да премудрая посрамитъ, и немощная міра избра Богъ, да посрамитъ крѣпкая, да не похвалится всяка плоть предъ Богомъ» (1 Кор. 1, 26, 27, 29).

Съ другой стороны, не должно забывать и того, что богатый, встрѣчая много препятствій на пути къ царствію Божію, — въ самомъ богатствѣ земномъ имѣетъ такія средства къ пріобрѣтенію сокровищъ небесныхъ, которыхъ не имѣетъ человѣкъ бѣдный, и свободенъ отъ многихъ искушеній, которымъ подвергается послѣдній. Ибо, если и за одну чашу холодной воды, поданную во имя Христова, человѣкъ не лишится мзды своея, какъ обѣтовалъ Самъ Господь, то сколько мзды на небѣ можетъ пріобрѣсти себѣ человѣкъ богатый, если онъ отверзетъ сердце и руку свою къ мольбамъ несчастныхъ, если съ вѣрою и любовію къ Господу, съ сострадательнымъ милосердіемъ къ собратіямъ своимъ, будетъ охотно раздѣлять избытки свои съ неимущими! Сколько можетъ пріобрѣсти себѣ друзей на небѣ, «иже пріимутъ его въ вѣчныя кровы!» Если всякаго, прославляющаго имя Божіе на земли, Господь обѣщаетъ прославить славою вѣчною на небеси: то человѣкъ богатый сколько имѣетъ и побужденій, и средствъ прославлять всесвятое имя Божіе и словомъ, и дѣломъ, и жертвою благодаренія устенъ, исповѣдающихся имени Божію, и вещественными жертвами во славу того же пресвятаго имени и во благо своихъ ближнихъ!

Съ своей стороны, и бѣдность поставляетъ свои, и при томъ самыя трудныя и неудобопроходимыя преграды на пути къ царствію Божію, свои искушенія, которыхъ невозможно побѣдить безъ помощи благодати Божіей. Если трудно не прилагать сердца, когда течетъ богатство, то менѣе ли трудно не желать богатства, не завидовать богатымъ, не роптать на свою участь, переносить бѣдность и убожество съ терпѣніемъ, смиреніемъ и покорностію волѣ Божіей? Если трудно побѣждать страсти, когда есть средства къ ихъ удовлетворенію, то менѣе ли трудно бороться съ ними и побѣждать ихъ при невозможности удовлетворить имъ? «Вѣру ми ими, Авво Зосиме», говорила преподобная Марія Египетская: «семнадцать лѣтъ сотворихъ въ пустыни сей, аки со звѣрьми борющеся съ плотскими похотьми моими, огнъ бо въ окаянномъ сердцѣ моемъ возгорашеся и всю мя опаляше». Если трудно достигнуть самоотверженія человѣку, обладающему всѣми средствами къ исполненію своей воли, то менѣе ли трудно и человѣку бѣдному отвергнуться своей воли, своихъ желаній и стремленій, своихъ привязанностей сердечныхъ и самой своей жизни?

/с. 507/ Такъ премудро всеблагій промыслъ Божій соразмѣрилъ и уравновѣсилъ всѣ состоянія человѣка на землѣ что всѣ они равны между собою по отношенію къ небу и жизни вѣчной, и во всякомъ изъ нихъ можно спастися или погибнуть! Такъ премудро устроилъ Господь всѣ пути жизни человѣческой, что всѣ они могутъ, при помощи благодати Божіей, приводить къ царствію Божію, равно какъ, при развращеніи воли человѣческой, не покоряющейся заповѣдямъ Божіимъ, приводятъ къ аду. И богатство, и бѣдность, и слава, и уничиженіе, и возвышеніе, и смиреніе — все можетъ быть обращено нами въ средство или къ спасенію, или къ погибели.

Будетъ средствомъ ко спасенію и богатство, если оно стяжевается не путями безчестными, не обманомъ, хитростію и лукавствомъ, не лихоимствомъ и притѣсненіемъ ближнихъ, а путемъ праведнымъ — трудолюбіемъ, бережливостію, скромностію и умѣренностію во всемъ; если будемъ «богатѣть» не въ себя, а «въ Бога», какъ учитъ Самъ Господь. То есть, если будемъ употреблять подаваемое намъ Богомъ не по своимъ прихотямъ, а по волѣ Божіей, — къ насыщенію алчущихъ, къ одѣванію нагихъ, къ призрѣнію сирыхъ и немощныхъ, къ облегченію страждущихъ, къ снабдѣнію храмовъ Божіихъ подобающимъ, на вспомоществованіе въ нуждахъ и злоключеніяхъ общественныхъ; если будемъ, по завѣщанію апостола, «не высокомудрствовати, ниже уповати на богатство погибающее, но на Бога жива, подающаго намъ вся обильно въ наслажденіе, благое дѣлати, богатитися въ дѣлѣхъ добрыхъ, благоподатливымъ быти, общительнымъ, сокровищующе себѣ основаніе добро въ будущее, да пріимутъ вѣчную жизнь» (1 Тим. 6, 17-19). Если при изобиліи во всемъ испытаемъ добровольную алчбу и жажду воздержанія и поста, — при богатствѣ — нужды умѣренности самоотреченія и самоограниченія во всемъ; среди почестей — уничиженіе смиренія и самоотверженія; среди здравія — скорбь состраданія и соболѣзнованія страждущимъ.

Будетъ средствомъ ко спасенію и бѣдность, если будешь переносить ее со смиреніемъ и терпѣніемъ, безъ зависти и роптанія, съ благодареніемъ и покорностію волѣ Божіей; если сердце наше не будетъ раздражаться завистію къ другимъ, болѣе насъ счастливымъ, и уста наши не осквернятся словами ропота и недовольства; если, подобно апостолу, «навыкнемъ и алкати и насыщатися, избыточествовать и лишатися», съ сердечнымъ благодареніемъ Богу за все, — благословлять Господа и въ узахъ, и въ темницахъ, радоваться и въ страданіяхъ; если, вѣруя Слову Божію, яко «Господь и убожитъ», пріемлемъ и убожество отъ руки Господа, какъ даръ /с. 508/ Его любви, желающей намъ спасенія и жизни вѣчной, почитая себя недостойными лучшей участи. Іовъ былъ богатъ болѣе всѣхъ современниковъ своихъ; но, и при богатствѣ не было праведнѣе и благочестивѣе его изъ живущихъ на земли, какъ засвидѣтельствовалъ о немъ Самъ Сердцевѣдецъ Господь. Онъ обнищалъ и лишился всего — и имущества и дѣтей, подвергся тяжкой болѣзни и ужаснымъ страданіямъ; но и на гноищи онъ благословлялъ Господа: «Господь даде, Господь отъятъ», говорилъ сей чудный мужъ, «яко же Господеви изволилъ, тако бысть: буди имя Господне благословенно во вѣки!» Вотъ образецъ того, какъ и богатство и бѣдность можно употреблять въ средство ко спасенію и жизни вѣчной.

Обратится въ погибель богатство, если оно будетъ употреблено только на то, чтобы, подобно упоминаемому въ притчѣ богачу, почивать, ѣсть, пить и веселиться по вся дни свѣтло, не обращая вниманія на то, что предъ вратами дома лежатъ бѣдные Лазари, голодные и страждущіе. Приведетъ къ погибели и бѣдность, если она послужитъ поводомъ къ зависти и роптанію на Бога и людей, ко лжи и обману, къ хищенію и разврату, къ лѣности и тунеядству.

Все зависитъ отъ произволенія человѣческаго во всякомъ состояніи въ мірѣ семъ, при всѣхъ обстоятельствахъ временной жизни нашей, виною погибели — одна наша воля. У Господа нѣсть зрѣнія на лица; предъ Нимъ и богатый и бѣдный, и рабъ, и свободь — въ равномъ достоинствѣ. Онъ всѣмъ «хощетъ» одного — «спастися и въ разумъ истины пріити». Аминь. (Слово Димитрія, архіеп. Херсонскаго. «Полн. собр. проп.», т. 3-й, стр. 444).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 503-508.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.