Церковный календарь
Новости


2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 4-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 3-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (1-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Неправильный отвѣтъ (1996)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 37-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 36-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ день Богоявленія (1883)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ навечеріе Новаго года (1883)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила св. Кирилла, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила Ѳеофила, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 2-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-13 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 1-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 14 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 31-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦѢ.
161. Поученіе въ недѣлю тридцать первую по Пятидесятницѣ.

Вопроси (Іисусъ слѣпца), глаголя: что хощеши, да ти сотворю? Онъ же рече: Господи! да прозрю. Іисусъ же рече ему, прозри: вѣра твоя спасе тя.

Въ нынѣшнемъ евангеліи, возлюбленные братія, говорилось о чудесномъ исцѣленіи Іисусомъ Христомъ одного слѣпца въ городѣ Іерихонѣ. Этотъ слѣпецъ имѣлъ сильную вѣру, что Сынъ Давидовъ, какъ онъ называлъ Іисуса Христа, непремѣнно исцѣлитъ его отъ слѣпоты, и, когда на его вопль: Сыне Давидовъ, помилуй мя! про/с. 509/ходящіе мимо него говорили ему: «замолчи», онъ еще громче сталъ кричать: Сыне Давидовъ, помилуй мя! А громко онъ кричалъ потому, что Господь не близко отъ него находился, а былъ на довольно далекомъ разстояніи. Господь остановился и велѣлъ привести слѣпца, и когда тотъ подошелъ, спросилъ его: чего ты хочешь отъ Меня? Онъ сказалъ: Господи, чтобы мнѣ прозрѣть. Іисусъ сказалъ ему: прозри, вѣра твоя спасла тебя. И онъ тотчасъ прозрѣлъ и пошелъ за Нимъ, славя Бога. Весь народъ, видя сіе, воздалъ хвалу Богу.

Величайшее чудо! Однимъ словомъ: прозри, Господь избавилъ человѣка отъ слѣпоты, сдѣлавъ его очи совершенно ясными. — Счастливъ слѣпецъ; блаженъ онъ невидѣвшій и вѣровавшій: ибо вѣра спасла его. Но вотъ что странно: отчего люди зрячіе, какъ то — книжники, фарисеи и священники, эта такъ называемая на современномъ языкѣ интеллигенція, отчего эти ученые и знатные въ еврейскомъ народѣ не вѣровали въ Іисуса Христа, какъ въ Мессію, какъ въ Богочеловѣка, какъ въ Спасителя человѣковъ? Вѣдь они видѣли своими очами чудеса Его; своими, не чужими только ушами, слышали божественное слово Его? Эти вопросы сами собою наводятъ насъ на то, что кромѣ слѣпоты тѣлесной, есть во многихъ и многихъ людяхъ слѣпота душевная, слѣпота неестественная, произвольная, которую проще всего можно назвать самодурствомъ и самопомраченіемъ. Такая слѣпота добровольная царитъ и въ нашъ высоко просвѣщенный вѣкъ, вѣкъ цивилизаціи и всякаго рода прогресса, т. е. шаганія впередъ и впередъ. Этой духовной слѣпотой болѣетъ и простой народъ, погруженный во мракъ и бездну раскола, закрывшій очи, чтобы не видѣть, и уши, чтобы не слышать истины, и въ особенности люди ученые, даже высоко ученые, по мнѣнію свѣта, и люди богатые, увлекающіеся ученымъ бредомъ и ослѣпляемые своими собственными порочными наклонностями. Они, эти ученые, на мѣсто вѣры и Церкви поставили человѣческій разумъ, разумъ, столь близорукій, омраченный страстями, что едва разумѣваетъ то, что на землѣ и съ трудомъ находитъ то, что подъ руками (Прем. Сол. 9, 16), а что въ духовномъ царствѣ Божіемъ, о томъ и понятія не имѣетъ. Они вѣрятъ во всезнаніе и въ могущество человѣческаго разума, вѣрятъ безпрекословно въ его изысканія, хотя эти изысканія весьма часто бываютъ явно ошибочны; не вѣрятъ слову Божію, говорятъ вопреки ему; отвергаютъ очевидныя истины, возвѣщенныя въ словѣ Божіемъ (напримѣръ, шестидневное твореніе міра словомъ всемогущаго Бога и сотвореніе человѣка по образу Божію; безсмертіе человѣческой души, загробную жизнь; они считаютъ ненужною Церковь /с. 510/ съ ея божественнымъ ученіемъ, богослуженіемъ, таинствами, священноначаліемъ, и — мало ли что еще, — о чемъ и говорить не слѣдуетъ съ этого мѣста). Да что еще? Иногда очевидную историческую истину, принятую и святою Церковію, выворачиваютъ на изнанку и говорятъ вопреки Церкви и самой исторіи; называютъ черное бѣлымъ, бѣлое чернымъ, горькое cладкимъ, а сладкое горькимъ.

Есть множество такихъ мудрецовъ вѣка сего, которые считаютъ вовсе безполезнымъ ходить въ церковь и весьма полезнымъ и нравоучительнымъ посѣщать театръ; которые считаютъ потребностію читать свѣтскіе дневники или книги, въ коихъ пишущіе, лукавство пишутъ (Ис. 10, 1), но не считаютъ долгомъ взять въ руки Евангеліе, почитать его, чтобы узнать волю своего Спасителя, проникнуться Его духомъ, оживить въ душѣ Его обѣтованія — о воскресеніи мертвыхъ, о судѣ, о вѣчной жизни, о вѣчныхъ мукахъ; есть умники, которые знаютъ много по разнымъ наукамъ, но не знаютъ, никогда не изучали самихъ себя и не учились наукѣ удаляться отъ страстей, воюющихъ на душу, распинать плоть со страстями и похотями; есть пріобрѣвшіе, накопившіе великія богатства, но не научившіеся пріобрѣсть Христа. Вотъ слѣпота; слѣпота тѣмъ ужаснѣйшая, что одержимые ею не хотятъ и думать, что они слѣпы, а считаютъ себя зрячими.

Избави Богъ всякаго христіанина отъ такой слѣпоты! Такой слѣпотѣ часто нѣтъ и исцѣленія; потому что ученые слѣпцы бываютъ заражены неисцѣльною гордостію, недопускающею, чтобы кто-либо правильнѣе ихъ могъ говорить о томъ, что они утверждаютъ. Вотъ таковы были и современные Іисусу Христу книжники, фарисеи, первосвященники. О, если бы эти ученые пришли къ смиренному убѣжденію, къ которому пришелъ одинъ древній мудрецъ, сказавшій себѣ: «я знаю лишь то, что я ничего не знаю». Ибо что значатъ всѣ наши познанія научныя въ сравненіи съ тѣмъ, чего мы еще не знаемъ, чего еще и око не видало и ухо не слыхало и на сердце человѣку не приходило? Ничто. И то, что мы узнали своимъ умомъ, есть далеко несущественное для насъ знаніе, и мы наичаще не обладаемъ существеннѣйшимъ изъ знаній, обладая, такъ сказать, осколками знаній и то кажущихся таковыми; и что узнали, то узнали при свѣтѣ христіанской вѣры, расширившей кругозоръ всѣхъ человѣческихъ знаній. Но вотъ еще есть какая слѣпота, кромѣ слѣпоты гордой учености: это нелюбовь и ненависть къ ближнему. Святый апостолъ Іоаннъ Богословъ говоритъ: кто ненавидитъ брата своего, тотъ находится во тьмѣ, и во тьмѣ /с. 511/ ходитъ, и не знаетъ, куда идетъ, потому что тьма ослѣпила ему глаза (1 Іоан. 2, 11).

Эта слѣпота бываетъ во всякомъ званіи и сословіи людей. Тоже ужасная слѣпота! Человѣкъ ненавидитъ подобнаго себѣ, свою природу, своего брата, своего сочлена, согражданина, члена Христовой Церкви, подверженнаго, какъ и самъ онъ, немощи грѣхамъ. Братія мои! надобно грѣхъ, одинъ грѣхъ ненавидѣть, а брата своего, соестественнаго своего, сочлена своего и Христова должно любить и его беречь, какъ себя, съ нимъ дѣлиться благами земли, которыя отъ благого Бога даны всѣмъ, а не намъ однимъ; словомъ, — носить тяготы другъ друга, ибо такимъ образомъ исполнится законъ Христовъ (Гал. 6, 2).

Христе, Свѣте истинный, просвѣти насъ всѣхъ свѣтомъ разума святаго Евангелія Твоего и належащую мглу нашихъ разумовъ и сердецъ разжени, вѣрою молимъ Тя. Аминь. («Полн. собр. соч.» прот. Іоанна Кронш., т. 2-й, стр. 709).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 508-511.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.