Церковный календарь
Новости


2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 18 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 31-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦѢ.
164. Бесѣда въ недѣлю 31-ю епископа Ѳеофана-Затворника.

Нынѣшнее Евангеліе описываетъ чудесное исцѣленіе слѣпого, сидѣвшаго при пути у вратъ іерихонскихъ. Намъ, живущимъ на землѣ, преисполненной горестями и всякаго рода скорбями, весьма отрадно слышать, какъ братія наши получаютъ облегченіе отъ обдержащихъ ихъ золъ, — и не отрадно только, но и поучительно. Кто можетъ избѣжать всѣхъ бѣдъ? Кто совершенно свободенъ отъ скорбей и лишеній? Кому потому не нужно знать: куда и какъ обращаться въ крайней нуждѣ своей. А этому и поучаетъ насъ нынѣшнее Евангеліе.

Во время оно бысть, егда приближишася Іисусъ во Іерихонъ, слѣпецъ нѣкій сѣдяше при пути, прося.

Это было уже подъ конецъ земной жизни Іисуса Христа, не задолго предъ четвертою Пасхою, когда Господу угодно было понести крестныя страданія за родъ нашъ. Спускаясь къ Іерусалиму, Онъ говорилъ ученикамъ Своимъ: Се восходимъ во Іерусалимъ, и скончаются вся, писанная пророки о Сынѣ Человѣчестѣ. Предадятъ бо Его языкомъ, и поругаются Ему, и укорятъ Его, и оплюютъ Его, и бивше убіютъ Его (Лук. 18, 31-33). Никто не понялъ сего прореченія: но сердце невольно влекло всѣхъ къ небесному Благодѣтелю, чтобы въ послѣдній разъ насладиться Его бесѣдою, въ послѣдній разъ обогатиться Его благодѣяніями. И около Господа собралось теперь народа болѣе обыкновеннаго. Въ сопровожденіи сего то народа приближишася Іисусъ во Іерихонъ. Здѣсь предъ вратами Іерихона слѣпецъ нѣкій сѣдяше при пути. Это было его обыкновенное мѣсто, и Іисусъ Христосъ не разъ уже проходилъ мимо его. Но слѣпецъ получаетъ прозрѣніе въ сей только разъ — безъ сомнѣнія потому, что только теперь возродилась въ душѣ его полная спасительная вѣра въ Господа. Вѣроятно, онъ разсуждалъ съ собою: «вотъ ходитъ по нашей землѣ Цѣлитель всѣхъ недуговъ; слышалъ я, какъ хромые ходятъ, глухіе слышатъ, нѣмые говорятъ и слѣпые, подобные мнѣ, прозираютъ, и ни одинъ еще несчастный, приходившій къ Нему съ вѣрою, не отходилъ отъ Него безъ помощи. Это точно тотъ великій Пророкъ, Царь, /с. 517/ Мессія, о Которомъ пишется въ нашихъ книгахъ. Что же медлю я одинъ, и лишаю себя дневнаго свѣта и чудной красоты твореній Божіихъ? Или для меня одного нѣтъ врачеванія, или мнѣ одному опредѣлено сидѣть въ вѣчной темницѣ, мнѣ одному оставаться до смерти слѣпымъ? Нѣтъ. Пусть только пойдетъ мимо Господь Іисусъ; воззову къ Нему, громко вопіять буду и не умолкну, пока не придетъ ко мнѣ и не дастъ свѣта очамъ моимъ, чтобы видѣть чудное лице Его. Онъ Богъ мой. Отдамъ себя Ему всего, припаду къ ногамъ Его и скажу: твори со мною, что хочешь, только дай мнѣ прозрѣніе».

Занимаясь такими мыслями, несчастный слѣпецъ возгрѣлъ въ сердцѣ своемъ живую вѣру въ Господа. Можетъ быть, спустя немного, духъ его снова упалъ бы и предался въ руки горькаго жребія своего: но сердце его было тепло, огнь вѣры и упованія еще пламенѣлъ въ душѣ его, какъ слышитъ онъ шумъ и топотъ большого множества людей, подходящихъ къ нему. То былъ народъ, шедшій впереди Іисуса Христа. Слѣпецъ трепетно возрадовался, и у перваго мимошедшаго спѣшилъ спросить: что значитъ такое стеченіе народа, — о милостынѣ онъ уже забылъ. Одно теперь у него на сердцѣ — желаніе, чтобы среди этого множества народа былъ возлюбленный имъ Спаситель. Что убо есть сіе, вопрошалъ онъ. Не Іисусъ ли, не Господь ли, не надежда ли моя приближается? И, когда получилъ отвѣтъ по желанію своего сердца: яко Іисусъ Назарянинъ мимоходитъ, всею крѣпостію силъ возопи, глаголя: Іисусе сыне Давидовъ, помилуй мя. Предшествовавшіе Господу, по не осмотрительной заботливости о покоѣ Его, вопрещали слѣпцу и заставляли его молчать; но онъ не слушалъ ихъ, но паче множае вопіяше: сыне Давидовъ, помилуй мя: ибо неудержима сила вѣры и упованія. И если бы теперь множество народа собралось около него и претило ему, — онъ и тогда не пересталъ бы вопіять: Іисусе, сыне Давидовъ, помилуй мя.

Впрочемъ, когда бы слѣпецъ и молчалъ, Господь и тогда не преминулъ бы приблизиться къ нему и сказалъ: прозри, — ибо Онъ видѣлъ душу его, видѣлъ крѣпкую вѣру и сильное упованіе, которыхъ невидимый вопль предъ лицемъ Господа всегда слышнѣе вопля чувственнаго. Тѣмъ болѣе теперъ, когда онъ такъ громко возвышалъ голосъ свой. Господь не хотѣлъ оставить его безъ помощи, чтобы внушить, что воззванія несчастныхъ и воздыханія скорбныхъ всегда доступны Его человѣколюбивому сердцу. Ставъ же Іисусъ, повелѣ привести его къ Себѣ. Съ радостію вскочилъ и благоговѣйно приблизился къ Господу слѣпецъ, сердечно всего себя предавая Ему. Господь зналъ, что у него на сердцѣ; но, чтобы /с. 518/ показать вѣру его другимъ и утвердить ее еще болѣе въ немъ самомъ, спросилъ его: Что хощеши, да ти сотворю? — Господи, да прозрю, было отвѣтомъ слѣпого. Одно хочу, дай мнѣ видѣть свѣтъ дня и красоту лица Твоего. Весь я Твой; твори со мною, что хочешь, только да прозрю, Господи, да прозрю.

Крѣпка вѣра твоя, сказалъ Господь: она спасла тебя. Прозри: и абіе прозрѣ. Узнаете ли въ семъ Благодѣтелѣ Слово Бога Всемогущаго въ началѣ рѣче Господь: да будетъ свѣтъ: и бысть свѣтъ. Здѣсъ сказалъ: прозри: и абіе прозрѣ. Но замѣтьте и въ благодѣтельствованномъ плоды вѣры и помышленія сердца благодарнаго. Прозрѣ, и во слѣдъ Его идяше, славя Бога. Первый путь, который указали ему его собственные глаза, это былъ путь вслѣдъ Іисуса Христа. Первое употребленіе полученнаго блага было посвященіе его Даровавшему. Въ сердцѣ у него былъ теперь одинъ Господь, на языкѣ одна слава Божія. Онъ не хотѣлъ быть подобнымъ 9-ти прокаженнымъ, хотѣлъ, чтобы всѣ знали о его счастіи и всѣ славили его Благодѣтеля, возвышалъ благодарный голосъ свой, славя Бога, и вси людіе, видѣвше, воздаша хвалу Богови.

Смотри, христіанинъ, на примѣръ Спасителя своего, подражай Ему, и будешь любезнымъ чадомъ Его и наслѣдникомъ царствія небеснаго. Посмотрите на Господа. Онъ, увидѣвъ слѣпца, остановился, вошелъ въ положеніе страдальца и помогъ ему. Не оставляйте же и вы, братія, безъ вниманія просьбы страдальцевъ сего міра и бѣдныхъ. Внимательно разсмотри положеніе страдальца и помоги, если можешь. Если же самъ не можешь помочь, то скажи о немъ знакомымъ твоимъ, извѣстнымъ тебѣ христіанскою благотворительностію, и попроси ихъ помочь несчастному. Будешь такъ поступать, — и Господь услышитъ тебя, когда ты возопіешь къ Нему о помощи, поможетъ тебѣ и помилуетъ: ибо Онъ Самъ говоритъ, что «милостивые будутъ помилованы» (Мѳ. 5, 7). Если же кто изъ христіанъ окажется настолько жестокосерднымъ, что, при воплѣ несчастнаго, «будетъ затыкать уши свои», какъ не слышитъ, и не войдетъ въ положеніе его, «тотъ самъ будетъ вопить, — и не будетъ услышанъ» (Прич. Сол. 21, 13). «Какою мѣрою мѣрите, такою возмѣрится и вамъ» (Мѳ. 7, 2).

Такъ вотъ, братія, самое главное условіе: хочешь получить милость Господа, прежде самъ будь милостивъ ко всѣмъ своимъ ближнимъ. Только, обращаясь къ Господу съ молитвою о помощи въ несчастіи или болѣзни, старайся несомнѣнно вѣровать тому, что для Бога нѣтъ невозможнаго, и получишь просимое, подобно евангельскому слѣпцу, который вѣровалъ и по вѣрѣ получилъ желаемое. Если нѣтъ въ тебѣ твердой вѣры въ Бога и Его всемогущество, или она слаба, проси ея себѣ у Бога, молясь Ему такъ: /с. 519/ «Господи! умножь во мнѣ вѣру» (Лук. 17, 5), и Онъ дастъ тебѣ ее непремѣнно.

Слава Господу, посѣтившему бѣдный родъ нашъ и избавляющему насъ отъ безчисленнаго множества угнетающихъ насъ золъ. Не тогда только, когда былъ Онъ на землѣ, несчастные получали отъ Него помощь: но и во всякое время приходящій къ Нему не отходилъ отъ Него тощъ. Пріидите ко Мнѣ, вси труждающіися и обремененніи, и Азъ упокою вы, и упокоеваетъ. Слава Господу, Утѣшителю нашему, покою нашему, свѣту нашему. Намъ только уповать и вѣровать надобно, и всѣ скорби, всѣ лишенія вознаградитъ Господь. Онъ теперь одесную Отца и взялъ бразды міроправленія, именно для того, да сотворитъ вся елика аще кто воспроситъ у Него вѣруя. Близъ Господь сокрушенныхъ сердцемъ, и смиренныя духомъ спасетъ (Пс. 33, 19). Болитъ ли кто, призови Господа, и исцѣлитъ; въ бѣдѣ ли кто, обратись ко Господу, и избавитъ; въ напасти ли кто, припади ко Господу, и освободитъ. Съ вѣрою только и упованіемъ приступать надобно къ Человѣколюбцу и чаять отъ Него блага съ твердою рѣшимостію Ему первому посвятить даръ испрашиваемый, и Онъ не закоснитъ. Ибо сказалъ: яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззоветъ ко Мнѣ, и услышу его: съ нимъ есмь въ скорби, изму его, и прославлю его (Пс. 90, 14, 15). Буди, Господи, милость Твоя и на насъ, якоже уповахомъ на Тя (Пс. 32, 22). Аминь. (Бесѣд. въ нед. 31-ю, еп. Ѳеофана Затвор.).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 516-519.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.