Церковный календарь
Новости


2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 4-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 3-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (1-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Неправильный отвѣтъ (1996)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 37-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 36-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ день Богоявленія (1883)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ навечеріе Новаго года (1883)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила св. Кирилла, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила Ѳеофила, архіеп. Александрійскаго (1974)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 15 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 32-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦѢ.
165. Голосъ, призывающій насъ къ Богу.

Простое, повидимому, любопытство побудило Закхея, о которомъ вы слышали въ нынѣшнемъ Евангеліи, влѣзть на смоковницу, чтобы лучше видѣть мимоходящаго Іисуса: но Сердцевѣдецъ видѣлъ, что въ этомъ любопытствѣ зарождалось уже сознаніе нечистоты и неправды дѣлъ своихъ, что душа Закхея, желавшая видѣть Іисуса, уже влеклась къ Нему недовѣдомою силою благодати Божіей. И вотъ, одно милостивое, любвеобильное слово Спасителя: Закхее, слѣзи: днесь бо въ дому твоемъ подобаетъ Ми быти, производитъ въ душѣ его полный и совершенный переворотъ. Старѣйшина мытарей, мужъ грѣшный, какъ называли его сограждане, съ которымъ не только не хотѣли, но и боялись имѣть какое нибудь общеніе, раскаивается предъ всѣми, исповѣдуетъ свои неправды и вмѣстѣ даетъ обѣтъ предъ Господомъ измѣнить совершенно весь образъ своей жизни. Ставъ же Закхей рече ко /с. 520/ Господу: се полъ имѣнія моего дамъ нищимъ, и аще кого чимъ обидѣхъ, возвращу четверицею.

И насъ призываетъ къ Себѣ Господь Іисусъ Христосъ то гласомъ любви Своея: пріидите ко Мнѣ вси труждающіися и обремененніи, и Азъ упокою вы, то гласомъ прещенія и угрозы: аминь глаголю вамъ: аще не покаетеся, вси погибнете. Зоветъ Онъ насъ и словомъ Евангелія Своего, и внутреннимъ голосомъ совѣсти, и внѣшними ударами скорбей и бѣдствій, которыми невольно пробуждается наша совѣсть, поражается наше сердце, отрезвляется нашъ разумъ — и внутреннимъ дѣйствіемъ благодати Своей, которая запинаетъ стопы наши на пути грѣха и страстей, возмущаетъ мнимый покой сердца нашего среди чувственныхъ наслажденій, возбуждаетъ въ душѣ горькое разочарованіе во всемъ, чѣмъ плѣнялось и къ чему стремилось наше сердце, полное недовольствіе всѣмъ видимымъ, глубокую тоску о небесномъ отечествѣ, которой не заглушаютъ никакіе тимпаны и лики. Се стою при дверехъ и толку, говоритъ намъ Господь: аще кто услышитъ гласъ Мой и отверзетъ двери, вниду къ нему и вечеряю съ нимъ, и той со Мною.

Слышишь ли, возлюбленный собратъ мой, этотъ божественный голосъ, всюду и непрестанно призывающій насъ къ Богу? Чувствуешь ли, что тебя ищутъ, что Самъ Господь Іисусъ Христосъ снова какъ бы оставляетъ престолъ славы Своея, нисходитъ въ самую среду грѣховной жизни нашей, стоитъ у двери сердца твоего, проситъ внити подъ бѣдный кровъ души твоей, и говоритъ тебѣ голосомъ любви и милосердія своего: Закхее, днесь въ дому твоемъ подобаетъ Ми быти?

Слышишь ли, преданный разсѣянности, закружившійся въ вихрѣ удовольствій и веселостей, грѣшникъ, какъ громко вопіетъ, по временамъ, твоя совѣсть, гонитъ тебя изъ мѣста на мѣсто, томитъ сердце твое недовольствомъ, скукою, отравляетъ самыя наслажденія твои горечью? Это гласъ благодати Божіей, призывающій тебя къ Отцу щедротъ и Богу всякія утѣхи, сокровенная тоска сердца о небесномъ блаженствѣ, тайная грусть души объ утраченномъ наслѣдіи рая, котораго не замѣнятъ всѣ радости міра, всѣ утѣхи и наслажденія плоти. Это Самъ Господь Іисусъ Христосъ прозираетъ во глубину души твоей и говоритъ тебѣ: потщався слѣзи: днесь бо въ дому твоемъ подобаетъ Ми быти.

Чувствуешь ли, невоздержаный плотоугодникъ, какъ не только духъ, а и тѣло твое тлѣетъ въ похотѣхъ прелестныхъ, разрушается по вся дни, истощается ежечасно, быстро клонится къ могильному тлѣнію? Не явно ли это напоминаетъ о смерти, о гробѣ, /с. 521/ и о томъ, что за гробомъ? Не явно ли это указаніе на то, что оброцы грѣха — смерть, что сѣяй въ плоть отъ плоти пожнетъ истлѣніе? Это гласъ Господа, пришедшаго взыскать и спасти тебя; это Онъ милосердый стоитъ у двери сердца твоего и говоритъ тебѣ: днесь въ дому твоемъ подобаетъ Ми быти.

Слышишь ли, ожесточающійся сынъ невѣрія, старающійся заглушить свою совѣсть отрицаніемъ всего, о чемъ говоритъ намъ слово Божіе, успокоить себя отчаянною надеждою уничтоженія, слышишь ли, какъ душа твоя, которая, по выраженію одного древняго учителя Церкви, христіанка по самой своей природѣ, невольно взываетъ иногда къ небу, мучится бѣдственною жизнію своею на землѣ, отвращается смерти и жаждетъ жизни; какъ совѣсть твоя противится мнимому убѣжденію разума, страшится высшаго нелицепріятнаго суда правды Божіей вопреки хитрословнымъ умствованіямъ невѣрія, ищетъ дѣйствительнаго успокоенія въ любви и милосердіи Отца небеснаго; какъ, не наполняемое ничѣмъ земнымъ, сердце твое не престаетъ алкать и жаждать нѣкоего высшаго и совершеннѣйшаго блага; какъ самый разумъ твой, обуреваемый недоумѣніемъ и мучимый непостижимостію тайны собственнаго бытія своего, невольно обращается къ небу, оттолѣ ожидая свѣта и вразумленія? Не есть ли это гласъ Свѣта истиннаго, призывающій къ себѣ заблудшаго? Не Онъ ли это, пришедый взыскати и спасти погибшаго, говоритъ тебѣ: приступите ко Мнѣ и просвѣтитися, и лица ваша не постыдятся. Азъ свѣтъ въ міръ пріидохъ, да всякъ вѣруяй въ Мя во тьмѣ не пребудетъ?

Слышишь ли, всякій грѣшникъ, какая бы страсть ни держала тебя въ плѣпу діавола, — Самъ Единородный Сынъ Божій пришелъ на землю взыскать и спасти тебя погибшаго! За твои нечистыя наслажденія Онъ алкалъ и жаждалъ, предалъ пречистую плоть Свою на истязанія и мученія, на крестъ и смерть; за твое пристрастіе къ тлѣннымъ сокровищамъ Онъ терпѣлъ нищету и убожество, — родился въ ясляхъ, жилъ, не имѣя гдѣ главу подклонити, и умеръ на крестѣ; за твою гордость и тщеславіе Онъ терпѣлъ поношенія и уничиженія, осмѣянія и поруганія, заушенія и оплеванія, наконецъ, при всеобщемъ осмѣяніи распятъ на крестѣ со злодѣями. Нынѣ Онъ говоритъ тебѣ съ любовію: перестань удаляться отъ Меня въ дебри нечестія, оставь путь грѣха и беззаконія, отверзи сердце твое вѣрою и покаяніемъ: днесь бо въ дому твоемъ подобаетъ Ми быти!

Страшно, братія, противиться этому гласу благодати Божіей, попускать какой либо страсти расти и усиливаться до ослѣпленія до омертвѣнія совѣсти, до ожесточенія сердца. Съ каждымъ про/с. 522/тивленіемъ благодати Божіей увеличивается жестоковыйность и нечувствіе сердца, каждое оттолкновеніе луча свѣта небеснаго усиливаетъ нашу внутреншою тьму, холодность и окаменѣніе сердечное; каждое насильственное попраніе гласа совѣсти дѣлаетъ ее болѣе и болѣе нечувственною и омертвѣлою. Долго ли дойти, такимъ образомъ, до совершеннаго ожесточенія, ниспасть въ самую глубину золъ, удалить отъ себя навсегда благодать Божію и подвергнуться смерти вѣчной? Блаженъ, кто отзовется на гласъ ищущаго насъ Господа готовностію принять Его всѣмъ сердцемъ своимъ, искреннимъ отвращеніемъ отъ грѣховной жизни и твердою рѣшимостію ходить во слѣдъ Господа путемъ заповѣдей Его и не возвращаться вспять. Самъ Господь Іисусъ Христосъ внидетъ къ нему и вечеряетъ съ нимъ; Онъ Самъ, пришедый взыскати и спасти погибшаго, скажетъ ему: днесь спасеніе дому сему бысть. Аминь. (Сост. по «Полн. собр. проп.» Димитрія, архіеп. херсон. и одесск., т. 3-й).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 519-522.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.