Церковный календарь
Новости


2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 74-е (1895)
2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 73-е (1895)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Слово въ день зачатія прав. Анною Пресв. Богородицы (1965)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Поученіе въ день святителя Николая Чудотворца (1965)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. 60-лѣтіе священнослуженія митр. Анастасія (1976)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свѣтильникъ Русской Церкви блаж. митр. Антоній (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Св. Обитель и духовная школа на служеніи Церкви (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Чѣмъ каждый изъ насъ долженъ служить Церкви? (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 21.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 32-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦѢ.
166. Сынъ Человѣческий пріиде взыскати и спасти погибшаго.

Вотъ какія радостныя слова слышали мы въ нынѣ чтенномъ Евангеліи. Въ домѣ одного изъ грѣшниковъ Спаситель изрекаетъ, что всѣ, признающіе себя за грѣшниковъ, если захотятъ, могутъ спастись. Онъ для того и пришелъ, чтобы всѣмъ безъ изъятія даровать спасеніе, или, лучше сказать, погибающихъ то Онъ и хочетъ спасти, для нихъ то Онъ собственно и пришелъ. О, великое, безмѣрное Божеское милосердіе! Сынъ человѣческій пріиде взыскати и спасти погибшаго.

Для насъ грѣшныхъ Спаситель оставилъ небо, сошелъ на землю, училъ, благотворилъ, терпѣлъ всякое лишеніе, страдалъ, былъ мучимъ и умеръ на крестѣ. Все для насъ, — и ужели мы не тронемся этою любовію Спасителя? Ужели не пойдемъ къ Нему? Какъ идти? Какими путями? Это показываютъ грѣшники покаявшіеся, особенно грѣшники, жившіе во времена Іисуса Христа и упоминаемые въ Евангеліи. Первый образецъ показываетъ намъ Закхей, въ домѣ котораго и предъ лицемъ котораго Спаситель изрекъ эти утѣшительныя слова: Сынъ человѣческій пріиде взыскати и спасти погибшихъ.

Какъ же Закхей обратился ко Христу?

О Закхеѣ говорится въ Евангеліи, что онъ искалъ видѣть Іисуса. Закхей богатъ, такъ или иначе нажилъ себѣ состояніе, у него въ рукахъ всѣ желательныя удовольствія, ему доступно вся/с. 523/кое мірское наслажденіе, — чего кажется еще? Но онъ этимъ не удовлетворенъ, его душа жаждетъ чего то высшаго, чѣмъ видимое благосостояніе. Ему хочется видѣть Іисуса; слышитъ о прибытіи Его въ городъ Іерихонъ, забѣгаетъ впередъ, влѣзаетъ на смоковницу и оттуда созерцаетъ Божественное лицо Спасителя.

Нерѣдко и мы, среди разнообразныхъ удовольствій міра, или среди житейскихъ попеченій, чувствуемъ пустоту въ сердцѣ и жажду чего то высшаго, болѣе прочнаго, болѣе потребнаго для души своей. Это — душа наша Іисуса ищетъ, объ Немъ тоскуетъ, съ Нимъ желаетъ быть въ самомъ тѣсномъ союзѣ. Такія минуты благодѣтельныя, спасительныя для насъ, и мы должны пользоваться ими особенно въ минуты сознанія своего глубокаго паденія, мученія совѣсти за все прошлое наше, когда восчувствуемъ внезапное нерасположеніе ко грѣху, — не будемъ равнодушны къ такому духовному состоянію своему: возбудимъ въ себѣ расположенія и намѣренія добрыя, чистыя и святыя, — и это будетъ самый вѣрный шагъ къ покаянію, и близки мы будемъ къ спасенію.

Господь зналъ душевное настроеніе Закхея, подошелъ къ нему и объявилъ ему Свое желаніе быть у него въ домѣ. Закхее, потщався слѣзи: днесь бо въ дому твоемъ подобаетъ Ми быти. Что же Закхей? Онъ съ радостію принялъ въ своемъ домѣ Спасителя. Этотъ еще такъ не давній служитель маммоны, творецъ неправды, обидчикъ, лихоимецъ, какъ смотрѣли на подобныхъ ему людей іудеи, этотъ грѣшникъ стоитъ лицемъ къ лицу къ Святѣйшему святыхъ, мало того: принимаетъ Его въ домъ свой. Какая быстрая перемѣна! Какой быстрый переходъ отъ желанія къ дѣлу! Едва пожелалъ увидѣть Іисуса, уже принимаетъ Его и въ домъ къ себѣ.

И мы послѣ сознанія своей внутренней пустоты и нечистоты поспѣшимъ принять Господа въ домъ души своей! Онъ и насъ не возгнушается, и къ намъ пріидетъ. Онъ милосердый любитъ грѣшниковъ истинно кающихся. Онъ стоитъ у сердца нашего, толцетъ, и ждетъ минуты, когда мы возжелаемъ принять Его. Смотри, Онъ входитъ въ домъ Закхея Самъ, безъ просьбы его, входитъ, потому что прозираетъ въ душѣ сильное желаніе принять, горячую любовь къ Себѣ. Запасись насколько возможно этою любовію, желай соединенія со Христомъ, — и Онъ взойдетъ въ тебя. Самъ Онъ указалъ намъ средство для таинственнаго соединенія съ Нимъ, это — Святыя Тайны. Приступи къ нимъ не холодно, не по обычаю, не по примѣру другихъ, а по доброму изволенію, съ радостію, съ смиреніемъ и сокрушеніемъ сердца — и Христосъ пріидетъ въ домъ души твоей и принесетъ спасеніе тебѣ.

/с. 524/ Достойно возблагодарилъ Господа Закхей за посѣщеніе Его. Онъ встаетъ предъ Нимъ и объявляетъ: се, полъ имѣнія моего, Господи, дамъ нищимъ и аще кого обидѣхъ возвращу четверицею. Онъ не только обѣщается оставить прежнія страсти, грѣховныя привычки свои. Нѣтъ, ему этого кажется мало. Онъ желаетъ, даетъ обѣщаніе за прежнее худое всѣмъ обиженнымъ имъ заплатить добромъ. Многое изъ богатства своего онъ пріобрѣлъ неправильно, чрезъ вымогательство, утайку, и за то онъ хочетъ половину имѣнія своего раздать нищимъ. Быть можетъ найдутся такіе, которыхъ онъ еще обижалъ, притѣснялъ, и таковыхъ онъ обѣщается вознаградить вчетверо. Такъ, братія, и намъ нужно каяться. Не довольно только сказать на исповѣди, что ты грѣшенъ въ томъ и томъ, мало даже дать обѣщаніе и пріобрѣсти твердую рѣшимость жить по заповѣдямъ Божіимъ, нѣтъ, нужно уничтожить самый слѣдъ грѣха, чтобы и признаковъ не оставалось твоей любви къ грѣху. Поэтому похищенное возврати, возврати сполна; пріобрѣтенное чрезъ обманъ, обиду, чрезъ большіе проценты, или другими нечестными средствами раздай. Если кто потерпѣлъ отъ тебя, или лишился мѣста, или счастья семейнаго, или добраго имени, или потерпѣлъ разстройство въ дѣлахъ своихъ, или вовлеченъ тобою въ какой нибудь грѣхъ, такому воздай добромъ съ лихвою. Если же не видишь его, и не можешь помочь ему, то за это зло вознагради возможнымъ для тебя добромъ другимъ лицамъ. Такъ по примѣру Закхея, такъ и по суду Божію. Сотворите плоды достойны покаянія, говоритъ Іоаннъ Креститель кающемуся народу.

Братія! Мы иногда думаемъ: отчего это Спаситель рѣдко приходитъ намъ на мысль, рѣдко бываетъ въ домѣ души нашей? — Это отъ того, всего больше, что мы не сознаемъ себя грѣшниками, не сознаемъ, что для насъ, для нашего спасенія нужна помощь Спасителя; мы считаемъ себя грѣшниками, но такими, что и безъ благодати Божіей спастись отъ грѣховъ своихъ можемъ; считаемъ себя такими больными, что у насъ болѣзнь наша можетъ пройти сама собою, безъ особеннаго пособія лѣкаря. Нѣтъ, братія, болѣзни тѣлесныя нѣкоторыя могутъ проходить и безъ особеннаго пособія лѣкаря, при помощи своихъ домашнихъ средствъ; а изъ грѣховъ ни одинъ не простится намъ безъ благодати Господа нашего Іисуса Христа: грѣхи прощать можетъ только одинъ Богъ.

Итакъ, не будемъ переставать просить Господа Бога чаще: даруй ми зрѣти моя прегрѣшенія, чтобы такимъ образомъ намъ сознавать себя грѣшниками. Когда мы сознаемъ себя грѣшниками: тогда увѣруемъ въ Іисуса Христа; Іисусъ Христосъ Самъ тогда придетъ намъ на мысль для спасенія насъ, какъ Онъ Самъ пришелъ къ Закхею спасти домъ его.

/с. 525/ Господь, какъ милостиво принялъ и простилъ Закхея, такъ всегда готовъ принять и простить всякаго грѣшника. И если мы отъ множества грѣховъ нашихъ впадаемъ иногда въ уныніе — думаемъ, что не получимъ въ нихъ прощенія отъ Бога, — то это отъ того, что покаяніе наше бываетъ не таково, каково покаяніе Закхея. Онъ, какъ только услышалъ о Христѣ Спасителѣ грѣшниковъ, — тотчасъ пожелалъ Его видѣть и прибѣгнуть къ Нему съ вѣрою. А у насъ иные, живя во грѣхахъ, медлятъ обратиться ко Господу съ покаяніемъ. Не внимая гласу Церкви, призывающей ихъ къ покаянію, по нѣсколько лѣтъ не бываютъ у исповѣди и св. Причастія, извиняясь то неимѣніемъ времени, то другими предлогами. Закхей принялъ Господа въ домъ свой съ великою радостію. А намъ Христосъ Спаситель хощетъ отпустить грѣхи наши, хощетъ внити въ домъ души нашей, предлагаетъ намъ для сего вкусить Его Тѣла и Крови; вопіетъ намъ пріимите ядите... пійте отъ нея вси, дабы намъ соединиться съ Нимъ, быть въ Немъ и Ему въ насъ, — а мы отказываемся и говоримъ: намъ некогда!

Закхей, какъ только прибѣгнулъ къ Господу, тотчасъ рѣшился оставить свои неправедныя дѣла и загладить ихъ добрыми дѣлами. А у насъ случается, что мы и молимъ Господа о прощеніи грѣховъ нашихъ, а жизни своей не исправляемъ, поведенія своего не перемѣняемъ. Кто, напримѣръ, каялся въ обманѣ, скоро опять начинаетъ обманывать; кто грѣшенъ былъ въ развратѣ, въ пьянствѣ, чрезъ нѣсколько времени опять принимается за то же; кто раскаявался въ томъ, что имѣлъ злобу и вражду на ближняго, обижалъ другихъ, — опять заводитъ ссоры и распри. Иной и во время самого покаянія не думаетъ на будущее время исправиться и оставить грѣхи свои. А бываетъ и то, что иной, во время покаянія, имѣетъ намѣреніе и желаніе исправить свою жизнь, но послѣ впадаетъ въ тѣ же грѣхи, оправдывая себя слабостію человѣческою. Такой пусть испытаетъ свою совѣсть, — справедливо ли его оправданіе. Въ самомъ ли дѣлѣ онъ никакъ не могь устоять противъ грѣха? употребилъ ли онъ съ своей стороны всѣ усилія, воспользовался ли всѣми данными ему совѣтами къ тому, чтобы избѣжать грѣха? Напримѣръ: виновный въ пьянствѣ и развратѣ всячески ли старался удаляться отъ тѣхъ мѣстъ и обществъ, гдѣ много соблазна къ этимъ грѣхамъ; приводилъ ли себѣ на память заповѣди Божія, — судъ Божій, угрожающій піяницамъ и блудникамъ? Привыкшій обманывать — вспоминаетъ ли при своихъ дѣйствіяхъ о Богѣ, праведномъ и любящемъ правду и видящемъ не только наши дѣла, но и мысли и сердце? И во время самого искушенія ко грѣху, когда кто чувствовалъ немощь силъ своихъ, — /с. 526/ прибѣгалъ ли тотъ съ крѣпкою молитвою къ Господу, просилъ ли Его благодати, укрѣпляющей наши слабыя силы, — вопіялъ ли къ Нему отъ сердца, со слезами: помилуй мя, Господи, яко немощенъ есмь: исцѣли мя, Господи! Нѣтъ, вѣренъ Богъ, говоритъ апостолъ: Онъ не попуститъ намъ искуситися паче еже можемъ. Если мы искренно и твердо рѣшимся избѣгать грѣха и жить по волѣ Господней, и съ вѣрою и усердіемъ будемъ просить у Господа помощи Его: Онъ, желающій нашего спасенія, не оставитъ насъ; и то, что теперь кажется намъ труднымъ и невозможнымъ, при помощи благодати Его, сдѣлается для насъ возможнымъ. Невозможная отъ человѣкъ возможна суть отъ Бога, говоритъ Спаситель. Аминь. (Изъ разн. поученій).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 522-526.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.