Церковный календарь
Новости


2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 41-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 40-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (2-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (1-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Православная Русь въ Канадѣ (1975)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Тайна креста (1975)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 6-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 5-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Еще объ одной статьѣ (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (2-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 16 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 32-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦѢ.
167. Объясненіе Евангелія о Закхеѣ.

Повторимъ нынѣшнее Евангеліе о Закхеѣ съ нѣкоторыми объясненіями и назиданіями.

Закхей былъ старшина надъ мытарями, или сборщиками податей. Посредствомъ своего промысла, онъ пріобрѣлъ себѣ великое богатство, не всегда чуждаясь, вѣроятно, и такихъ средствъ, кои людямъ его званія ставилъ въ упрекъ еще Іоаннъ Креститель (Лук. 3, 13). Скупость, жестокосердіе, наклонность къ притѣсненіямъ были общимъ свойствомъ мытарей, къ чему располагало самое ихъ званіе. Почему мытарь и язычникъ почитались словами равнозначущими; для того и другого даже было одно общее названіе — грѣшника. Закхей былъ старѣйшина мытарей, слѣдовательно по мнѣнію народа, однимъ изъ первыхъ грѣшниковъ.

Впрочемъ Закхей, какъ видно изъ всѣхъ настоящихъ поступковъ его, не былъ теперь уже тѣмъ, чѣмъ бывалъ нѣкогда: въ душѣ его пробудилось отвращеніе къ пороку, злато не прельщало его болѣе, и онъ начиналъ чувствовать нужду къ пріобрѣтенію сокровища нетлѣннаго. Въ такомъ расположеніи духа, обыкновенно ищутъ предъ кѣмъ либо раскрыть язвы своей совѣсти: кто же болѣе могъ уврачевать ихъ, какъ не Іисусъ? Такимъ образомъ сердце невольно влекло Закхея къ великому Разрѣшителю узъ грѣховныхъ. Но онъ еще не смѣлъ надѣяться столь великой милости, чтобы Святѣйшій изъ пророковъ обратилъ вниманіе на перваго изъ грѣшниковъ; и, въ сознаніи собственнаго недостоинства, искалъ только видѣть Іисуса. Но сего желанія нельзя было достигнуть! Будучи малъ ростомъ, Закхей совершенно терялся въ толпѣ народа, сопровождавшаго Іисуса. На пути, чрезъ который надлежало проходить Господу, стояло дерево. Закхей, не смотря на свою знат/с. 527/ность и богатство, опередивъ всѣхъ, съ поспѣшностію влѣзаетъ на дерево, въ сладкой надеждѣ насмотрѣться на лице Пророка.

Человѣколюбецъ могь ли не воспріять на рамена заблудшую овцу, которая сама начинала искать пастыря? Едва только поровнялись съ деровомъ, на которомъ сидѣлъ Закхей, Іисусъ остановился и устремивъ взоры на Закхея, сказалъ ему: Закхее, потщався, слези: днесь бо въ дому твоемъ подобаетъ Ми быти (Лук. 19, 5).

Изумленный такою снисходительностію, мытарь спѣшитъ оставить дерево и принять въ домъ свой столь необыкновеннаго Гостя, не зная еще, что за цѣль Его посѣщенія. Вступить въ дружескій разговоръ съ разбогатѣвшимъ мытаремъ — человѣкомъ, какъ думали, безъ любви къ отечеству, безъ вѣры — самому вызваться на посѣщеніе его дома, все сіе въ глазахъ безразсудныхъ ревнителей преданій фарисейскихъ казалось страннымъ, предосудительнымъ, ни мало не достойнымъ того мнѣнія, какое имъ хотѣлось имѣть о великомъ Пророкѣ.

Закхей самъ чувствовалъ, какъ далеко простирается къ нему снисхожденіе Іисуса, и какъ много можетъ страдать чрезъ то слава Его въ народѣ. Какъ бы желая дать отчетъ въ своемъ поведеніи, — показать, что онъ уже не рабъ своихъ сокровищъ, что въ сердцѣ его живетъ еще, или ожила любовь ко всему доброму, благоразумный мытарь становится предъ Іисусомъ и въ слухъ всѣхъ, соблазнившихся милостію, ему оказанною, объявляетъ, что (въ память посѣщенія Іисуса) цѣлая половина имѣнія его роздана будетъ нищимъ, и если онъ кого обидѣлъ, то такому возвратитъ вчетверо. Такое обѣщаніе дѣйствительно могло убѣдить каждаго, что Закхей хочетъ сдѣлаться достойнымъ посѣщенія Божія. По всему видно, что благоразумный мытарь понялъ цѣль посѣщенія Іисусова, вошелъ, такъ сказать, въ духъ милости, ему оказанной. Евангелистъ не говоритъ, чтобы онъ заботился слишкомъ много объ угощеніи Господа и учениковъ Его, не сказываетъ даже, чтобы угощалъ ихъ. Искреннее обѣщаніе вознаградить всѣхъ обиженныхъ, раздать полъ имѣнія нищимъ, было самымъ лучшимъ угощеніемъ для Того, Кто поставлялъ брашно Свое въ исполненіи воли Отца небеснаго (Іоан. 4, 34).

Господь не оставилъ безъ награды усердія столь чистаго, днесь, сказалъ Онъ окружавшимъ Его, днесь спасеніе дому сему бысть зане и сей сынъ Авраамль есть: пріиде бо Сынъ человѣчь взыскати и спасти погибшаго. Въ этихъ словахъ раскрывалась тайна общенія Іисуса съ грѣшниками, которое постоянно ставилось Ему въ упрекъ отъ фарисеевъ. Мечтая только о славѣ, богатствахъ /с. 528/ и почестяхъ, сіи лицемѣры забыли, что нѣтъ величія выше того, которое состоитъ въ благодѣяніяхъ, и особенно нравственныхъ, — въ наученіи и исправленіи грѣшниковъ, а по сему ни сколько не представляли себѣ и того, чтобы главною цѣлію пришествія Мессіи было — взыскать и спасти погибшее. Та же слѣпота открывалась и въ сужденіи ихъ о ближнихъ. Привыкши видѣть въ очахъ брата малый сучецъ и не замѣчать въ своемъ глазѣ бревна, суесвяты не хотѣли и думать, чтобы изъ явныхъ грѣшниковъ, ими презираемыхъ, многіе были гораздо ближе къ царствію небесному, потому что ближе ихъ были къ сознанію своего недостоинства, къ раскаянію во грѣхахъ. Доказательствомъ сего служитъ между прочимъ сей самый Закхей: по свидѣтельству древнѣйшаго преданія, онъ сдѣлался истиннымъ послѣдователемъ Іисуса Христа; былъ потомъ сопутникомъ ап. Петра, и посвященъ имъ во епископа Кесаріи Палестинской.

Что особенно назидательно въ евангельскомъ повѣствованіи о Закхеѣ? Его исправленіе. Онъ сознаетъ, что совѣсть его нечиста въ способахъ пріобрѣтенія имѣнія, но онъ хочетъ загладить этотъ грѣхъ. Чѣмъ? Не однимъ только покаяніемъ, но и добрымъ дѣломъ, притомъ весьма значительнымъ, свидѣтельствующимъ о его истинномъ раскаяніи. Подобно Закхею, для нашего спасенія, и мы должны не только каяться въ своихъ грѣхахъ, но приносить и плоды достойные покаянія; — злыя дѣла должны заглаживать дѣлами добрыми. Такъ напримѣръ: если кто присвоилъ себѣ чужую вещь хитростію, обманомъ, притѣсненіемъ, или прямымъ хищеніемъ: покайся въ этомъ грѣхѣ; имѣй твердое намѣреніе впредь этого не дѣлать, и возврати кому слѣдуетъ неправедно присвоенную тобою вещь. Кто обидѣлъ кого чѣмъ либо: покайся въ этомъ; впредь всячески старайся не обижать никого, и кромѣ того: испроси прощеніе у обиженнаго тобою и за причиненную тобою ему обиду, сдѣлай ему какое нибудь добро. Такъ поступайте и въ другихъ грѣхахъ. Покаяніе безъ плодовъ — покаяніе не спасительно. Аминь. (Поуч. Иннокентія, архіеп. Херсон.).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 526-528.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.