Церковный календарь
Новости


2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 16 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 33-Я, О МЫТАРѢ И ФАРИСЕѢ.
170. Какъ надобно молиться въ церкви.

Фарисей и мытарь вмѣстѣ пришли въ храмъ Божій, но вынесли изъ храма не одинаковый плодъ молитвы. Мытарь пошелъ въ свой домъ болѣе оправданный Богомъ, чѣмъ фарисей.

Чѣмъ же заслужилъ оправданіе мытарь? Своимъ смиреніемъ, /с. 536/ по которому онъ не счелъ себя достойнымъ подойти поближе къ святому мѣсту; своимъ благоговѣйнымъ вниманіемъ къ молитвѣ, по которому онъ не хотѣлъ и очей поднять на небо, но весь погрузился въ себя, чтобы осмотрѣть всю свою грѣховность, припомнить все худое, что онъ сдѣлалъ или помыслилъ; заслужилъ оправданіе своимъ сокрушеніемъ о грѣхахъ, по которому онъ ударялъ себя въ грудь отъ сильнаго волненія, печали и скорби, какъ тяжко оскорбившій благость и величіе Божіе.

Вотъ истинный образъ молитвы, оправдывающей грѣшника; вотъ съ какими чувствованіями и расположеніями души надобно предстоять въ церкви!

Церковь есть домъ Божій, мѣсто Его невидимаго, благодатнаго и таинственнаго присутствія, мѣсто, въ которомъ Онъ благоволитъ являть Свою особенную близость къ человѣку. Нельзя безъ благоговѣнія стоять и близъ земного царя: съ какимъ же трепетомъ надобно стоять въ ближайшемъ присутствіи Царя небеснаго! Церковь есть домъ молитвы, мѣсто самаго высокаго и святаго дѣла, мѣсто совершенія великой безкровной жертвы. Здѣсь мы должны отложить всякое житейское попеченіе и вознести свой умъ и сердце горѣ, т. е. къ Богу, Котораго со страхомъ славословятъ ангелы. По великой милости къ намъ Господа Іисуса Христа, здѣсь мы дерзаемъ своими бренными устами славить и воспѣвать Всесвятое имя Отца и Сына и Св. Духа, поклоняться Троицѣ единосущнѣй; Ей возносить благодареніе за неизреченныя Ея благодѣянія, Ей возвѣщать наши нужды и желанія, указуемыя намъ самою Церковію. Можно ли, говоримъ, такое великое и святое дѣло совершать безъ вниманія, безъ благоговѣнія, безъ внутренняго самоуглубленія, безъ сознанія величія и святости самаго дѣла и близости къ намъ Господа?

Много значитъ и внѣшнее положеніе молящагося въ церкви, ибо оно служитъ выраженіемъ внутренняго его настроенія. Кто приходитъ въ церковь довольно поздно, а выдти изъ церкви спѣшитъ пораныне, тотъ мало понимаетъ достоинство молитвы и не внимаетъ, что церковь молится только о тѣхъ, кто «съ вѣрою и благоговѣніемъ и страхомъ Божіимъ входятъ въ храмъ». Кто въ храмѣ Божіемъ позволяетъ себѣ обращаться къ другимъ съ разговорами о житейскихъ дѣлахъ, наблюдательно разсматривать, кто какъ стоитъ, и потомъ произноситъ свой судъ и передаетъ свои замѣчанія другимъ, — тотъ не лучше дѣлаетъ фарисея, осудившаго въ молитвѣ всѣхъ, не исключая и смиренно молившагося мытаря.

Кто при крѣпости силъ тѣлесныхъ, далекій еще отъ лѣтъ преклонной старости, восклоняется къ стѣнѣ, ищетъ себѣ мѣста /с. 537/ для отдыха и ропщетъ на продолжительность церковной службы, — тотъ исполняетъ только внѣшній обрядъ, или заведенный обычай быть въ праздникъ въ церкви, не сознавая, что молитва есть подвигъ, что въ устремленіи ко Господу молитвеннаго духа должно быть нѣкоторое самоотверженіе и забвеніе объ удобствахъ плоти. Кто скучаетъ, когда совершается заупокойное поминовеніе о лицахъ ему незнакомыхъ, — тотъ и въ церкви не проникся братскою о Христѣ любовію ко всѣмъ, тотъ и въ церковь принесъ духъ себялюбія и превозношенія. А противъ этого то духа и направлено все церковное Богослуженіе, внушающее намъ взаимную другъ къ другу любовь: «Рцемъ вси: возлюбимъ другъ друга да единомысліемъ исповѣмы Господа». Сими и подобными возглашеніями Церковь проситъ, чтобы Господь далъ намъ единѣми усты и единемъ сердцемъ славить и воспѣвать Его имя. Она молится не только о всѣхъ предстоящихъ, но и о всѣхъ оставшихся внѣ храма ради благословныхъ винъ и во отшествіи сущихъ, о плавающихъ и путешествующихъ, о любящихъ насъ и ненавидящихъ, о всѣхъ прежде почившихъ повсюду православныхъ христіанахъ.

Въ церкви и богатые и бѣдные, и знатные и низкіе должны составлять собою единую, согласную семью Божію, собраніе взаимно любящихъ другъ друга дѣтей Отца небеснаго, у которыхъ однѣ нужды, одни прошенія о дарованіи всѣмъ небеснаго мира, о спасеніи души, о соединеніи всѣхъ въ мирный союзъ вѣры и любви, о святомъ, мирномъ и безгрѣшномъ препровожденіи времени, о дарованіи ангела мирна, вѣрна наставника, хранителя душъ и тѣлесъ нашихъ.

Сказываютъ о преподобномъ Пименѣ Великомъ: когда онъ хотѣлъ идти въ церковь, садился особо, около часа разсматривалъ свои мысли и потомъ выходилъ изъ келліи. Пусть и каждый изъ насъ, собираясь въ Божію церковь, не о томъ только заботится, какъ и во что прилично одѣться, но преимущественно о томъ, какъ благоуспѣшно молиться, чтобы выйти изъ церкви оправданнымъ какъ мытарь, а не осужденнымъ подобно фарисею, безъ должнаго усердія молившемуся. Аминь. («Воск. бесѣд.», изд. 1872 г., стр. 22).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 535-537.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.