Церковный календарь
Новости


2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 16 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 35.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 33-Я, О МЫТАРѢ И ФАРИСЕѢ.
172. Фарисеи и садукеи древніе и современные.

Кто такой фарисей, осужденный нынѣшнею притчею? Къ какому званію и состоянію принадлежалъ онъ въ своемъ народѣ? Ни къ какому. Это было направленіе, образъ мыслей, образъ жизни.

Таково же было и саддукейство, которое въ нѣкоторомъ отношеніи представляло противоположность фарисейству.

Фарисеи и саддукеи были и прежде, и теперь есть, и послѣ насъ будутъ. И даже одинъ и тотъ же человѣкъ иной разъ поступитъ, какъ фарисей, другой разъ — какъ саддукей.

Правда, что во время земной жизни Господа нашего Іисуса Христа эти направленія обозначались съ особою рѣзкостью.

Но то было особенное время: тогда былъ судъ всему міру, тогда давалось руководство для всѣхъ временъ и всѣхъ народовъ. Въ лицѣ Господа Спасителя вполнѣ, и отчасти въ лицѣ Его друзей, — сіяютъ намъ всѣ добродѣтели, которымъ мы должны подражать; въ лицѣ Его враговъ обозначались тѣ крайности, увлеченія, пороки, которыхъ мы должны избѣгать на пути къ спасенію. Господь сказалъ Своимъ ученикамъ: «внемлите и блюдитеся отъ кваса фарисейска и саддукейска» (Мѳ. 16, 6), т. е. смотрите, какъ бы не уклонилась ваша мысль, ваша жизнь въ ту или другую сторону отъ пути истиннаго, прямого.

Прекрасное дѣло ходить въ церковь, соблюдать посты, давать милостыню. Но, если я только своимъ тѣломъ стою въ церкви, а мысль моя тамъ, — у любимыхъ кумировъ моего сердца, — если въ самой церкви я требую отъ другихъ особеннаго вниманія и почета къ своей особѣ, если я, строго соблюдая уставы и приличіе въ глазахъ другихъ, тамъ въ кругу ближайшихъ лицъ, гдѣ именно посторонній меня не видитъ, готовъ разрѣшить на все, если на основаніи нѣкоторыхъ наружно-добрыхъ дѣйствій я позволяю себѣ полупрезрительно отзываться о другихъ, въ родѣ того напримѣръ: «я бы такъ не сдѣлалъ»... «по моему слѣдовало бы такъ», если я нѣкоторые любимые взгляды, мнѣнія такъ лелѣю, что не послушаю никого другого, хотя бы мнѣ было ясно, какъ день, доказано противное, — я дѣйствовалъ бы, я мудрствовалъ бы по фари/с. 540/сейски. Не напрасно Господь сравнилъ фарисейство съ закваской: закваска принимаетъ вещество муки или воды во всѣхъ ихъ частяхъ и даетъ ему особый вкусъ. Фарисейство можетъ оцѣнить, проникнуть всего человѣка такъ, что онъ не будетъ въ состояніи даже сознавать сего. Будетъ осуждать другихъ фарисеевъ и не чувствовать, что самъ фарисей съ головы до ногъ.

Но, братія, какъ ни худо фарисейство, все же оно гораздо лучше саддукейства. Фарисей стоитъ, такъ сказать, на почвѣ правды законной... Онъ дорожитъ вѣрою, хотя и находится на ошибочномъ пути. Изъ среды фарисеевъ многіе обращались къ Господу, какъ скоро узнавали свои заблужденія. Изъ этой среды вышли Никодимъ, апостолъ Павелъ. Саддукейство же прямѣе и скорѣе ведетъ человѣка къ погибели. Что такое саддукейство? Это легкомысленное отношеніе къ важнѣйшимъ вопросамъ вѣры и нравственности, какъ будто эти вопросы не стоятъ вниманія, это — склонность къ пренебреженію всего, что только мѣшаетъ жить съ удовольствіемъ, это — постепенное, но все болѣе и болѣе усиливающееся проведеніе въ жизнь нечестиваго правила: «ѣшь, пей, веселись, живи, пока живется, со смертію всему конецъ». Начавши съ легкомыслія, съ шутливаго взгляда на жизнь и ея законы, съ пренебреженія вѣры и ея требованій, саддукейство кончается совершеннымъ невѣріемъ и безбожіемъ. Почему древніе и нынѣшніе, иноземные и наши саддукеи отвергаютъ жизнь по смерти, судъ, бытіе ангеловъ? потому, что мысль о нихъ мѣшаетъ имъ жить по саддукейски...

Достойно примѣчанія, что, хотя фарисеи были наиболѣе привязчивыми и упорными противниками Господа Спасителя, однако окончательнымъ осужденіемъ Его на крестную казнь руководилъ Каіаѳа, безбожный саддукей, хотя и облеченный саномъ первосвященника.

Бываютъ и цѣлые періоды въ жизни народовъ, когда по преимуществу въ духѣ ихъ, воззрѣніяхъ большинства, нравахъ, господствуетъ либо фарисейское направленіе, либо саддукейское. Нашъ вѣкъ, по преимуществу, страдаетъ наклонностію къ саддукейству. Это духовная язва въ особенности нашего времени, и отъ ея тлетворнаго вліянія мы въ особенности обязаны охранять какъ самихъ себя, такъ и всѣхъ тѣхъ, кто стоитъ подъ нашимъ вліяніемъ и руководствомъ. Аминь. (Поуч. прот. Петра Смирнова).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 539-540.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.