Церковный календарь
Новости


2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). О постановленіяхъ II Ватиканскаго собора (1992)
2018-10-11 / russportal
Епископъ Григорій (Граббе). Докладъ о положеніи экуменизма (1992)
2018-10-10 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Соврем. экуменическое обновленчество (1992)
2018-10-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 102-е (12 марта 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 16 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 33-Я, О МЫТАРѢ И ФАРИСЕѢ.
172. Фарисеи и садукеи древніе и современные.

Кто такой фарисей, осужденный нынѣшнею притчею? Къ какому званію и состоянію принадлежалъ онъ въ своемъ народѣ? Ни къ какому. Это было направленіе, образъ мыслей, образъ жизни.

Таково же было и саддукейство, которое въ нѣкоторомъ отношеніи представляло противоположность фарисейству.

Фарисеи и саддукеи были и прежде, и теперь есть, и послѣ насъ будутъ. И даже одинъ и тотъ же человѣкъ иной разъ поступитъ, какъ фарисей, другой разъ — какъ саддукей.

Правда, что во время земной жизни Господа нашего Іисуса Христа эти направленія обозначались съ особою рѣзкостью.

Но то было особенное время: тогда былъ судъ всему міру, тогда давалось руководство для всѣхъ временъ и всѣхъ народовъ. Въ лицѣ Господа Спасителя вполнѣ, и отчасти въ лицѣ Его друзей, — сіяютъ намъ всѣ добродѣтели, которымъ мы должны подражать; въ лицѣ Его враговъ обозначались тѣ крайности, увлеченія, пороки, которыхъ мы должны избѣгать на пути къ спасенію. Господь сказалъ Своимъ ученикамъ: «внемлите и блюдитеся отъ кваса фарисейска и саддукейска» (Мѳ. 16, 6), т. е. смотрите, какъ бы не уклонилась ваша мысль, ваша жизнь въ ту или другую сторону отъ пути истиннаго, прямого.

Прекрасное дѣло ходить въ церковь, соблюдать посты, давать милостыню. Но, если я только своимъ тѣломъ стою въ церкви, а мысль моя тамъ, — у любимыхъ кумировъ моего сердца, — если въ самой церкви я требую отъ другихъ особеннаго вниманія и почета къ своей особѣ, если я, строго соблюдая уставы и приличіе въ глазахъ другихъ, тамъ въ кругу ближайшихъ лицъ, гдѣ именно посторонній меня не видитъ, готовъ разрѣшить на все, если на основаніи нѣкоторыхъ наружно-добрыхъ дѣйствій я позволяю себѣ полупрезрительно отзываться о другихъ, въ родѣ того напримѣръ: «я бы такъ не сдѣлалъ»... «по моему слѣдовало бы такъ», если я нѣкоторые любимые взгляды, мнѣнія такъ лелѣю, что не послушаю никого другого, хотя бы мнѣ было ясно, какъ день, доказано противное, — я дѣйствовалъ бы, я мудрствовалъ бы по фари/с. 540/сейски. Не напрасно Господь сравнилъ фарисейство съ закваской: закваска принимаетъ вещество муки или воды во всѣхъ ихъ частяхъ и даетъ ему особый вкусъ. Фарисейство можетъ оцѣнить, проникнуть всего человѣка такъ, что онъ не будетъ въ состояніи даже сознавать сего. Будетъ осуждать другихъ фарисеевъ и не чувствовать, что самъ фарисей съ головы до ногъ.

Но, братія, какъ ни худо фарисейство, все же оно гораздо лучше саддукейства. Фарисей стоитъ, такъ сказать, на почвѣ правды законной... Онъ дорожитъ вѣрою, хотя и находится на ошибочномъ пути. Изъ среды фарисеевъ многіе обращались къ Господу, какъ скоро узнавали свои заблужденія. Изъ этой среды вышли Никодимъ, апостолъ Павелъ. Саддукейство же прямѣе и скорѣе ведетъ человѣка къ погибели. Что такое саддукейство? Это легкомысленное отношеніе къ важнѣйшимъ вопросамъ вѣры и нравственности, какъ будто эти вопросы не стоятъ вниманія, это — склонность къ пренебреженію всего, что только мѣшаетъ жить съ удовольствіемъ, это — постепенное, но все болѣе и болѣе усиливающееся проведеніе въ жизнь нечестиваго правила: «ѣшь, пей, веселись, живи, пока живется, со смертію всему конецъ». Начавши съ легкомыслія, съ шутливаго взгляда на жизнь и ея законы, съ пренебреженія вѣры и ея требованій, саддукейство кончается совершеннымъ невѣріемъ и безбожіемъ. Почему древніе и нынѣшніе, иноземные и наши саддукеи отвергаютъ жизнь по смерти, судъ, бытіе ангеловъ? потому, что мысль о нихъ мѣшаетъ имъ жить по саддукейски...

Достойно примѣчанія, что, хотя фарисеи были наиболѣе привязчивыми и упорными противниками Господа Спасителя, однако окончательнымъ осужденіемъ Его на крестную казнь руководилъ Каіаѳа, безбожный саддукей, хотя и облеченный саномъ первосвященника.

Бываютъ и цѣлые періоды въ жизни народовъ, когда по преимуществу въ духѣ ихъ, воззрѣніяхъ большинства, нравахъ, господствуетъ либо фарисейское направленіе, либо саддукейское. Нашъ вѣкъ, по преимуществу, страдаетъ наклонностію къ саддукейству. Это духовная язва въ особенности нашего времени, и отъ ея тлетворнаго вліянія мы въ особенности обязаны охранять какъ самихъ себя, такъ и всѣхъ тѣхъ, кто стоитъ подъ нашимъ вліяніемъ и руководствомъ. Аминь. (Поуч. прот. Петра Смирнова).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 539-540.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.