Церковный календарь
Новости


2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 17 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 34-Я, О БЛУДНОМЪ СЫНѢ.
173. Объясненіе притчи о блудномъ сынѣ съ догматическими и нравственными выводами.

Въ Евангеліи слышали мы нынѣ притчу о крайнемъ бѣдствіи своевольнаго сына, и о милосердіи отца къ тому же сыну, раскаявшемуся.

Повторимъ ее по возможности въ краткихъ и простыхъ словахъ, чтобы потомъ понятнѣе было изъясненіе подробностей ея.

Нѣкто имѣлъ двухъ сыновей. Младшій изъ нихъ истребовалъ отъ отца часть имѣнія, которую могъ бы получить по наслѣдству; удалясь на чужую сторону, расточилъ имѣніе, живя роскошно и распутно; подвергся голоду; приставъ къ одному изъ тамошнихъ жителей, посланъ былъ пасти свиней и не имѣлъ даже такой пищи, какою свиней кормятъ. Тогда онъ опомнился, пришелъ въ себя и сталъ размышлять: сколько наемниковъ у отца моего живутъ въ довольствѣ! А я гибну голодомъ. Пойду къ нему, и скажу: согрѣшилъ я на небо и предъ тобою, и уже недостоинъ называться твоимъ сыномъ; опредѣли меня въ число твоихъ наемниковъ. Отецъ, увидавъ его еще издали, сжалился надъ нимъ, вышелъ навстрѣчу ему, обнялъ его, поцѣловалъ и, не давъ ему договорить покаянной рѣчи его, сказалъ рабамъ: одѣньте его въ лучшую одежду; дайте ему перстень на руку, и сапоги на ноги; заколите тучнаго тельца; составимъ веселое пиршество. Во время пиршества, старшій сынъ, возвращаясь съ поля, услышалъ веселые голоса въ домѣ, и узнавъ причину этого, не хотѣлъ войти. Отецъ вышелъ и убѣждалъ его. Но онъ изъявилъ негодованіе на то, что ему, много лѣтъ работающему для отца, никогда не сдѣлано такого утѣшенія, какого удостоенъ сынъ, расточившій имѣніе отца съ развратными людьми. На это отецъ сказалъ: сынъ мой! ты всегда со мною, и все мое — твое. Надобно же было порадоваться о томъ, что братъ твой былъ мертвъ и ожилъ; погибалъ и нашелся.

Кого представляетъ эта притча подъ образомъ отца? — Бога, въ отношеніи къ человѣкамъ. Какъ сынъ имѣетъ жизнь отъ отца, по рожденію: такъ всякій человѣкъ имѣетъ бытіе и жизнь отъ Бога, по сотворенію. Какъ сынъ при отцѣ все, что имѣетъ, имѣетъ отъ отца: такъ всякій человѣкъ все, что имѣетъ, первоначально имѣетъ отъ Бога.

Кого изображаетъ притча въ лицѣ и дѣйствіяхъ младшаго cына? — Человѣка грѣшника. Въ какихъ бы ни былъ лѣтахъ жизни, незрѣлъ духовнымъ возрастомъ, неоснователенъ, легкомы/с. 542/сленъ тотъ сынъ, который не понимаетъ счастія быть близъ сердца добраго отца подъ мирнымъ кровомъ дома его, и хочетъ удалиться безъ нужды, для того только, чтобы жить по своей волѣ. Подобно этому, всегда незрѣлъ духовнымъ возрастомъ, неоснователенъ и легкомысленъ грѣшникъ, который не хочетъ признать блаженства быть съ Богомъ посредствомъ вѣры, молитвы, любви, жить въ помощи Вышняго, въ кровѣ Бога небеснаго (Пс. 90, 1), и удаляется отъ воли Божіей чистой, святой, блаженнотворной, въ свою волю плотскую, нечистую, и посему самому уже несчастную.

Что значитъ въ притчѣ взятіе и присвоеніе младшимъ сыномъ своей части отеческаго имѣнія? — Этимъ изображено начало грѣховнаго состоянія, когда человѣкъ на то, что имѣетъ отъ Отца небеснаго и отъ Его Провидѣнія, перестаетъ взирать, какъ на дары Божіи, а начинаетъ смотрѣть, какъ на свою собственность, и съ самонаслажденіемъ думаетъ: это моя способность, мое знаніе, мое искусство, мой подвигъ, моя заслуга, мое достоинство; а за этимъ естественно послѣдуетъ то, что данныя ему блага онъ и употреблять будетъ только для себя, а не для Бога. Остановись, чадо, и остерегись! Отсюда начинается путь, который можетъ довести до расточенія полученнаго достоянія, до нищеты, до голода, до состоянія рабовъ, пасущихъ свиней.

Что значитъ удаленіе младшаго сына отъ отца и дома его въ чужую дальнюю страну? — Удаленіе грѣшника отъ Бога. Какъ онъ удаляется? — Очевидно, не движеніемъ мѣстнымъ, потому что Богъ вездѣсущъ, но мыслію, волею, поступками нравственными. Когда ты помышляешь о Богѣ, молишься Ему: тогда ты съ Богомъ. Когда забываешь Бога: тогда удаляешься отъ Него. Вѣрою и любовію ты приближаешься и прилѣпляешься къ Богу: оскудѣніемъ любви, маловѣріемъ, невѣріемъ удаляешься отъ Него. По слову Христову: имѣяй заповѣди Моя и соблюдаяй ихъ, той есть любяй Мя (Іоан. 14, 21), соблюденіемъ заповѣдей Божіихъ и Христовыхъ ты приближаешься къ Богу и Христу; и напротивъ, уклоненіемъ отъ исполненія ихъ, удаляешься отъ Бога и Христа. Когда ты въ Церкви: ты въ домѣ отеческомъ. Когда ты удалился отъ церкви, утратилъ благодатное чувство, которое она вселяетъ въ душу молитвою, словомъ Божіимъ, таинствами; погрузился охотно въ мірѣ грѣховномъ, преданномъ суетѣ, обладаемомъ страстями, жадномъ къ чувственнымъ удовольствіямъ: — жаль тебя, — ты въ странѣ чужой и далекой, и тѣмъ болѣе жаль, если сего не примѣчаешь.

Что даетъ разумѣть притча, когда говоритъ, что младшій сынъ на чужои сторонѣ жилъ распутно и расточилъ имѣніе? — Частію /с. 543/ этимъ она буквально изображаетъ жизнь нѣкоторыхъ грѣшниковъ. О всѣхъ же вообще грѣшникахъ притча даетъ разумѣть, что они, перенося свою любовь отъ предметовъ духовныхъ и святыхъ къ чувственнымъ и грѣховнымъ, чрезъ это расточаютъ грѣхомъ, не только благодатныя, но и естественныя блага, имъ дарованныя. Роскошный расточаетъ богатство. Сластолюбивый расточаетъ сокровище здравія. Гордый непримѣтно расточаетъ злато душевныхъ силъ, даже до лишенія ума.

Что значитъ въ притчѣ голодъ въ чужой странѣ, постигшій удалившагося туда отъ дома отеческаго сына? — Этимъ означается то, что въ мірѣ грѣховномъ, человѣкъ грѣшникъ только на краткое время можетъ находить услажденіе чувственное; но вскорѣ ощущаетъ гладъ душевный, потому что грѣховный міръ предлагаетъ только тлѣнныя, скоро исчезающія услажденія, но душа человѣческая нетлѣнная, нетлѣнной и пищи требуетъ. Это знаютъ не только тѣ, которые очистили и возвысили свой вкусъ для пищи духовной, но и предавшіе себя тому, чтобы полнымъ ртомъ поглощать чувственныя удовольствія. Послѣ недолгихъ опытовъ, часто слышимъ отъ нихъ признаніе, что они разочарованы, и уже не знаютъ, чѣмъ себя удовлетворить.

Кто житель дальней страны, который послалъ несчастнаго сына пасти свиней? — Это діаволъ. Когда грѣховныя желанія закоснѣніемъ и привычкою усиливаются и умножаются, а средства удовлетворенія имъ оскудѣваютъ, и самое удовлетвореніе наскучиваетъ: тогда настаетъ для грѣшника мучительный, неутолимый гладъ, и этимъ искуситель пользуется, чтобы рѣшительнѣй уловить его въ свою волю (2 Тим. 2, 26), и заставить голоднаго пасти свиней, то есть, непрестанно питать чувственныя, скотскія похоти, и въ то же время чувствовать ихъ низость, грубость и неудовлетворительность.

Изобразивъ крайнее бѣдствіе грѣшника, притча показываетъ, далѣе, какъ можетъ онъ избавиться отъ діавольской сѣти и освободиться отъ порабощенія грѣху.

Заблудшій сынъ пришелъ въ себя. Это начало обращенія грѣшника къ Богу. Прійдя въ себя, онъ яснѣе сознаетъ, чего требуетъ душа его, и какъ много ей недостаетъ; воспоминаетъ Отца небеснаго, и блага, которыхъ лишился чрезъ удаленіе отъ Него; и рѣшается возвратиться къ Нему, то есть, оставить жизнь грѣховную, и жить по заповѣдямъ Божіимъ. — Берегись разсѣянія, желающій спасенія; прійди въ себя; внимай себѣ и Отцу небесному.

Заблудшій, но раскаивающійся сынъ не имѣетъ уже притязанія на достоинство и права сына, и хочетъ довольствоваться со/с. 544/стояніемъ наемника въ домѣ отца. Этимъ изображаетъ притча смиреніе кающагося грѣшника. Кто, приступая къ покаянію, сказалъ бы: буду отнынѣ праведникомъ, буду сыномъ Божіимъ, — о томъ надлежало бы усомниться, достигнетъ ли онъ сей высоты, и устоитъ ли на ней. Скажи лучше въ душѣ твоей къ Отцу небесному: желаю и потщусь исполнять Твою волю, какъ исполняютъ не только рабы Твои, но и сыны Твои; однако, по грѣхамъ моимъ, недостоинъ я нарещись Твоимъ сыномъ, если принятъ буду между послѣдними въ домѣ Твоемъ: изволихъ приметатися въ дому Бога моего (Пс. 83, 11). Такое расположеніе, безъ сомѣнія, благонадежнѣе. Смиряяй себе вознесется (Лук. 18, 14).

Заблудшій сынъ, какъ скоро вразумилъ себя о потребности обращенія, дѣйствительно пошелъ, и приблизился къ отцу. Чрезъ это учитъ притча, что доброе намѣреніе тогда спасительно, когда неуклонно и нелѣностно приводится въ исполненіе. Есть люди, которыхъ путь усѣянъ добрыми намѣреніями; но добрыя намѣренія остались неисполненными, и путь ихъ склонился къ аду.

Отецъ встрѣчаетъ и ущедряетъ возвращающагося отъ заблужденія сына. Это свѣтлый образъ дивнаго человѣколюбія Божія къ кающемуся грѣшнику.

Отецъ издали усматриваетъ возвращающагося недостойнаго сына, и идетъ навстрѣчу ему. Богъ проводитъ обращеніе грѣшника, и срѣтаетъ его предваряющею благодатію.

Еще только въ сердцѣ несетъ сынъ возобновляемую покорность отцу, какъ отецъ уже обнимаетъ его и цѣлуетъ. Какъ скоро въ сердцѣ полагаетъ грѣшникъ рѣшительное намѣреніе творить волю Божію, Богъ уже начинаетъ являть ему Свою близость и знаменія Своего милосердія и любви.

Едва сынъ успѣлъ изрещи свое покаяніе и самоосужденіе: согрѣшихъ, нѣсмь достоинъ; какъ отецъ, не допуская его нарещись наемникомъ, даруетъ ему сыновнюю свѣтлую одежду, перстень и обувь. Какъ скоро грѣшникъ въ смиренномъ покаяніи произноситъ на себя осужденіе, Богъ тайно на небесахъ, и на земли чрезъ служителя таинства изрекаетъ ему прощеніе; устраняя отъ него чувство наемника, работающаго только ради воздаянія, облекаетъ его въ сыновнюю свѣтлую одежду оправданія Христова; даруетъ ему обрученіе Духа; даетъ его ногамъ готовность тещи по пути правды н спасенія.

Отецъ, ради погибшаго и обрѣтеннаго сына, заклалъ тельца упитаннаго. Богъ ради погибшаго и взысканнаго имъ грѣшника далъ Сына Своего въ жертву спасенія, и въ пищу жизни и веселія небеснаго.

/с. 545/ Не одинъ отецъ, но и домъ исполняется радости о погибшемъ и обрѣтенномъ сынѣ. Радость бываетъ на небесѣхъ о грѣшницѣ кающемся (Лук. 15, 10).

Говорить ли теперь о старшемъ сынѣ, который былъ благоразуменъ, когда не пожелалъ оставить домъ отца своего, но не такимъ явился, когда изъ радости отца извлекъ свою досаду, когда въ возвращеніи погибшаго брата нашелъ свою обиду? Говорить ли о людяхъ, которые хвалятся, что никогда не уклонялись отъ воли Божіей и отъ заповѣдей Божіихъ, но которые прекословятъ волѣ Божіей, милующей грѣшника, осуждаютъ оправдываемаго Богомъ, и высоко цѣня свое исполненіе обязанностей, какъ заслугу и право на воздаяніе, обнаруживаютъ не сыновній, а наемническій духъ? Таковы были древніе фарисеи, которые и въ домъ отеческій, — въ церковь Христову не хотѣли войти, негодуя на то, что Христосъ пріемлетъ грѣшниковъ. Пожелаемъ такимъ людямъ, чтобы они вошли въ себя, лучше познали себя, и уразумѣли, что и они, только по милосердію Отца небеснаго, могутъ быть Его сынами и наслѣдниками.

Думаю, всѣ мы, братія, если разсмотримъ себя безпристрастно, найдемъ, что или находимся, или были, далеко или недалеко, на пути заблуждающагося сына. Устрашимся крайняго бѣдствія, къ которому сей путь ведетъ, и которое скоро можетъ превратиться въ погибель вѣчную. Да спѣшитъ каждый совратившійся обратиться и невозвратно предать себя милосердію Отца небеснаго. Если кто по несчастію и далекъ уже на бѣдственномъ пути: тѣмъ болѣе да поспѣшаетъ обратиться, не предаваясь отчаянію; ибо безмѣрно милосердіе Отца небеснаго. Да притекаемъ къ Нему съ смиреннымъ покаяніемъ и дѣятельнымъ исправленіемъ жизни нашей: и радость будетъ въ домѣ Его, — въ церкви земной и небесной, о чадахъ благодати Его, мертвыхъ и ожившихъ, погибшихъ и обрѣтшихся. Аминь. (Сост. по Бесѣдѣ въ недѣлю о блудн. сынѣ, Филарета, митроп. моск., т. 5-й).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 541-545.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.