Церковный календарь
Новости


2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 4-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 3-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (1-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Неправильный отвѣтъ (1996)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 37-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 36-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ день Богоявленія (1883)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ навечеріе Новаго года (1883)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила св. Кирилла, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила Ѳеофила, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 2-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-13 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 1-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 14 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 4.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 35-Я, МЯСОПУСТНАЯ.
179. Слово въ недѣлю Мясопустную, о Страшном Судѣ.

Егда пріидетъ Сынъ Человѣческій въ славѣ Своей, и вси святіи ангели съ Нимъ, тогда сядетъ на престолѣ славы Своея (Мѳ. 25,31). И соберутся предъ Нимъ вси языцы, и разлучитъ ихъ другъ отъ друга, якоже пастырь разлучаетъ овцы отъ козлищъ (32). Тогда речетъ Царь сущимъ одесную Его: пріидите, благословенніи Отца Моего, наслѣдуйте уготованное вамъ царствіе отъ сложенія міра (34). Речетъ и сущимъ ошуюю Его: идите отъ Мене, проклятіи, въ огнь вѣчный, уготованный діаволу и ангеломъ его (41). И идутъ сіи въ муку вѣчную, праведницы же въ животъ вѣчный (46).

Такъ изображается въ нынѣ чтенномъ Евангеліи послѣдній судъ Божій надъ людьми, при кончинѣ міра. Предъ лицемъ праведнаго Судіи, окруженнаго всѣмъ воинствомъ небеснымъ, во мгновеніе ока предстанутъ всѣ люди: и умершіе естественною смертію и унесенные болѣзнями, убитые на войнѣ и утонувшіе въ морѣ, самоубійцы и убитые злодѣями, растерзанные звѣрями и погибшіе отъ разъяренныхъ стихій, мужчины и женщины, дѣти и старцы, и услышатъ одни — грозное проклятіе, другіе — призваніе въ царствіе небесное. И, о, какія восхитительныя и вмѣстѣ ужасныя зрѣлища откроются тогда взору людей! Тогда праведники просвѣтятся какъ солнце въ Царствіи Отца ихъ и услышатъ неизреченные глаголы, которыхъ невозможно человѣку глаголати, а грѣшники испытаютъ всѣ ужасныя послѣдствія праведнаго гнѣва Божія.

Разсмотримъ тщательнѣе послѣднія и, держа ихъ всегда въ памяти на будущее время, въ остатокъ дней нашихъ поспѣшимъ истиннымъ покаяніемъ, вѣрою и любовію загладить свои беззаконія, чтобы избѣгнуть намъ ужаснаго гнѣва Божія.

Въ тотъ день, когда мертвые услышатъ гласъ Сына Божія и услышавше оживутъ... и изыдутъ сотворшіи благая въ воскрешеніе живота, а сотворшіи злая въ воскрешеніе суда (Іоан. 5, 28. 29), въ этотъ сокрытый отъ насъ день «небеса убо съ шумомъ мимоидутъ, стихіи же сжигаемы разорятся, земля же и яже на ней дѣла сгорятъ» (2 Петр. 3, 10). Такъ, самый внѣшній міръ, по слову Премудраго, споборетъ тогда со своимъ Творцомъ на безумныхъ. Вещи неодушевленныя, которыя дѣлали мы орудіемъ своихъ страстей, и которыя, по словамъ ап. Павла, воздыхали въ ча/с. 567/яніи избавленія отъ постыдной неволи, тогда возстанутъ на насъ въ свою очередь. Небо свіется, какъ свитокъ; солнце, коего свѣтомъ мы недостойно пользовались, померкнетъ, какъ бы не желая сіять на преступленія; звѣзды изчезнутъ, какъ бы желая показать, что довольно были онѣ свидѣтелями страстей беззаконныхъ; земля, объятая пламенемъ, сгоритъ, какъ бы желая освободиться отъ скверны, которой не можетъ болѣе носить; море, ужаснувшись, всколеблется, изсохнетъ; и, словомъ, весь міръ, вѣщаетъ Премудрый, возстанетъ на отмщеніе поруганной славы Господа: «споборетъ же съ Нимъ міръ на безумныя» (Прем. Сол. 20 гл.).

Но эти, такъ сказать, внѣшніе ужасы ничто въ сравненіи съ тѣми, которые мрачной тучей поднимутся противъ насъ изъ глубины нашей забывчивой, но тогда вдругъ просвѣтлѣвшей памяти. Тогда всѣ, содѣянныя нами и давно забытыя уже, преступленія предстанутъ предъ нами во всемъ ихъ множествѣ и богопротивности будутъ свидѣтельствомъ нашего нечестія, и не только преступленія содѣянныя, но и тѣ, которыя были нами только задуманы, даже неосторожныя слова наши и злыя помышленія, которымъ мы по грѣховной привычкѣ не придавали никакого значенія, и тѣ предстанутъ предъ нами своей чередой. И, о, если бы онѣ угнетали только нашу совѣсть, нѣтъ! онѣ будутъ видимы для всѣхъ. Всѣ собравшіеся предъ Судіею люди: и праведные и грѣшные, и наши родители и родственники, и хорошіе знакомые и чужіе люди всѣ увидятъ насъ уже не благодѣтелями, какими мы были только на словахъ, а черствыми себялюбцами, — не открытыми и честными въ своей невинной простотѣ, а хитрыми лицемѣрами, ловко прикрывашими свои грѣхи, — не людьми вѣры и благочестія, но ханжами или невѣрующими, и, словомъ, — всѣ увидятъ насъ во всей нашей преступности предъ людьми и Богомъ. Посудите же, какой стыдъ долженъ объять насъ, когда сокровеннѣйшія помышленія, которыхъ мы стыдились наединѣ съ собою, будутъ открыты всѣмъ, — когда обманы дѣтей явны будутъ для нѣжно любящихъ родителей, — коварство любимой жены — для обманутаго мужа и, наоборотъ, — подлости подчиненныхъ — для довѣрчивыхъ начальниковъ, своекорыстіе общественныхъ дѣятелей въ глазахъ людей, считавшихъ ихъ своими благодѣтелями. Посудите же, какой вмѣстѣ ужасъ долженъ объять насъ тогда при одномъ только сознаніи, что всѣ наши грѣхи, какъ одно тяжелое преступленіе, стоятъ предъ всевидящимъ окомъ грознаго Судіи и призываютъ на насъ Его проклятіе. Но вотъ уже и призвали, ибо слышится уже Его грозный гласъ: «идите отъ Мене, проклятіи, во огнь вѣчный». И все множество грѣшниковъ, страдающихъ тѣмъ болѣе, что всѣ будутъ знать /с. 568/ преступленія другъ друга, все ихъ множество, какъ одинъ человѣкъ, пойдутъ въ муку вѣчную. «Идутъ сіи въ муку вѣчную». А въ это же время праведные, быть можетъ, родители грѣшниковъ, ихъ жены, дѣти, слуги наслѣдуютъ жизнь вѣчную и увы! не въ состояніи будутъ не только помочь, даже подать слово утѣшенія своимъ несчастнымъ близкимъ. И, хотя бы грѣшники взывали о помощи, не подобно евангельскому богачу, къ Аврааму, отцу вѣрующихъ, но къ своимъ отцамъ по плоти, то и сіи не будутъ въ состояніи омочить свой перстъ и охладить языкъ ихъ, страждущихъ во пламени, ибо пропасть великая будетъ раздѣлять ихъ (Лук. 16, 24-26).

Таково будетъ угнетенное сознаніемъ своей грѣховности, очевидности ея для всѣхъ, — тяжестью проклятія Божія, разлукою навѣки съ дорогими лицами, — таково будетъ состояніе душъ отверженныхъ! По истинѣ, «ту будетъ плачъ»...

Углублять ли свой умственный взоръ далѣе? Проникать ли въ ту бездну мукъ безконечныхъ, которая предназначена для грѣшныхъ и въ Священномъ Писаніи называется различно: то геенною, то озеромъ огненнымъ (Апок. 19, 40), то тьмою кромѣшною (Мѳ. 22, 13), то адомъ? (Пс. 9, 18). Но какой умъ человѣческій въ состояніи изобразить вѣчныя мученія грѣшниковъ, находящихся подъ страшнымъ игомъ проклятія Творца, вдали отъ всего добраго, въ сообществѣ діавола и ангеловъ его, — тамъ огонь не угасаетъ и червь не усыпаетъ! «Ту будетъ плачъ и скрежетъ зубовъ» (Мѳ. 18, 12).

И никто изъ насъ, православные, да не осмѣлится сомнѣваться, по выходѣ изъ святого храма, какъ это часто бываетъ въ наше время, — все ли будетъ такъ дѣйствительно, какъ сказано, и даже подобаетъ ли намъ быть судимыми или нѣтъ, въ послѣдній день. Чаемъ воскресенія мертвыхъ, чаемъ пришествія Господа и Его праведнаго суда, ибо такова воля Господня, открытая намъ въ Евангеліи, а скорѣе небо и земля прейдутъ, чѣмъ окажется ложнымъ хотя одно слово, содержащееся въ этой Божественной Книгѣ. Итакъ, какой отвѣтъ дадимъ мы Господу въ день страшнаго Его пришествія, ибо прежде чѣмъ будемъ осуждены, мы будемъ спрошены? О, конечно, мы не будемъ безмолвствовать предъ Нимъ и скажемъ... но что скажемъ мы въ свою пользу?..

Ученые нашего времени, безъ сомнѣнія, скажутъ, что имъ въ концѣ концовъ обязано было современное человѣчество успѣхами своего образованія и утонченныхъ нравовъ, справедливостью общественныхъ отношеній, своимъ владычествомъ надъ природой, познаніемъ ея законовъ, образа ея дѣйствій, пространства небесъ, /с. 569/ естества возвышающихся надъ ними свѣтилъ небесныхъ и пр. Мы, скажутъ они, своимъ трудомъ, въ теченіе цѣлой жизни приковывавшимъ насъ къ одному мѣсту, мы своими открытіями и изобрѣтеніями подняли человѣчество на всю подобающую ему высоту и, безъ сомнѣнія, подняли бы его еще выше, если бы Тебѣ, Господи, не угодно было положить конецъ нашей жизни.

А за ними — и представители такъ называемыхъ прикладныхъ знаній, литераторы и художники, воспитатели и учители, судьи и чиновники и всѣ практическіе дѣятели въ свою очередь поставятъ себѣ въ заслугу то, что одни изъ нихъ усердно распространяли научныя открытія, здравыя мысли и утонченные вкусы среди общества посредствомъ печати и художественныхъ произведеній, другіе — что они воспитывали въ уваженіи къ нимъ молодое поколѣніе; тѣ — что они вырабатывали лучшія формы общежитія и судоустройства, иные, наконецъ, что они приспособляли научныя открытія къ практической жизни, обращая ихъ на пользу всѣмъ, строили желѣзныя дороги, телеграфы и пр.

Не умолчатъ и люди торговые и скажутъ, что они увеличивали и улучшали производство товаровъ и пользовались всѣми средствами для скорѣйшаго и, по возможности, дешеваго снабженія ими всѣхъ классовъ общества, преимущественно же богатыхъ; а, такъ какъ торговля давала имъ большія средства къ жизни, то, скажутъ, часть ихъ мы удѣляли въ пользу благотворительныхъ учрежденій, за что сами получали похвалы и награды.

Не будутъ безмолвствовать и рабочіе люди и всѣ — и разнаго рода ремесленники, и слуги, и чернорабочіе коротко скажутъ, что они ежедневно съ утра до ночи трудились въ потѣ лица, хотя и при этомъ едва-едва успѣвали заработывать себѣ и своимъ семействамъ кусокъ хлѣба на всякій день.

Такъ представители всѣхъ сословій и классовъ общества нашего практическаго вѣка поставятъ себѣ въ заслугу то, что всѣ они въ концѣ концовъ трудились на пользу общую, ибо каждый радѣлъ о своихъ выгодахъ, а изъ выгодъ частныхъ лицъ слагается выгода общественная. Но, православные, удовлетворимъ ли мы этимъ отвѣтомъ Господа? Нѣтъ! ибо, скажетъ Онъ, — вы трудились и за то получили свою награду. Въ потѣ лица своего вы ѣли свой хлѣбъ? Такъ, ибо не трудившійся да не ястъ! И вотъ вы трудились и были сыты.

Но вы хотите войти въ царствіе. Чѣмъ же, скажите, вы заслужили оное? Вы исчерпали глубины премудрости человѣческой, но она — ничто въ сравненіи съ Моимъ всевѣдѣніемъ; вы стяжали себѣ великія богатства на землѣ, но и всѣхъ ихъ недостаточно для /с. 570/ выкупа одной души нераскаяннаго грѣшника; вы понастроили удобныхъ путей сообщенія и грандіозныхъ зданій, но не построили башни до небесъ, чтобы по ней взойти въ царствіе. — Кто имѣетъ вѣру, тотъ спасется (Марк. 16, 16). Гдѣ же вѣра ваша въ Отца небеснаго? Извѣстны ли сердцу вашему чистыя изліянія любви и приверженности къ вашему Создателю и Отцу? Гдѣ благочестіе, на все полезное? Гдѣ страхъ Божій и ожиданіе Его праведнаго суда? И скажемъ ли, осмѣлимся ли сказать, что мы достаточно вѣровали? Увы! если и скажемъ это, то Господь посрамитъ насъ вопросомъ: а гдѣ плоды вашей вѣры, гдѣ дѣла любви и милосердія къ ближнимъ? Раздирались ли сердца ваши жалостью при видѣ несчастнаго, коему могли вы помочь? Сострадали ли вы бѣднымъ? Вы видѣли алчущихъ — накормили ли ихъ, — жаждущихъ — напоили ли? Ахъ, вы не были настолько богаты, чтобы помочь имъ? Но обласкали ли вы сиротку, пригрѣли ли въ рубище одѣтаго, больного и въ темницѣ посѣтили ли? Вы, говорите, вѣровали въ Отца небеснаго и любили Его, но почему же вы не любили его дѣтей, своихъ братьевъ — ближнихъ? Или довольно одного — любить Бога? Но кто говоритъ, что онъ любитъ Бога, а въ тоже время брата своего ненавидитъ, тотъ лжецъ (Іоан. 4, 20).

Такъ, братія, ни глубокая ученость, никакое умѣнъе, ни даже трудолюбіе не оправдаетъ насъ предъ Богомъ на страшномъ судѣ, если мы не будемъ жить въ вѣрѣ въ Бога, сопровождая ее любовію къ ближнимъ. Вѣра же въ Бога это есть живая увѣренность въ существованіи Личнаго Тріединаго Бога, Творца, Искупителя и Мздовоздаятеля, болѣе непоколебимая, чѣмъ наша увѣренность въ собственномъ своемъ бытіи, болѣе сладостная, чѣмъ питаніе для человѣка, умирающаго съ голоду, или сердечное утѣшеніе для истерзаннаго горемъ, — болѣе постоянная, чѣмъ желаніе человѣкомъ добра себѣ самому. Сравнивая чувство вѣры съ сими присущими человѣку чувствованіями, желаемъ сказать, что вѣра и сихъ даже постоянныхъ чувствованій тверже, желаннѣе, благотворнѣе. Кто пріобрѣлъ себѣ столь непоколебимую вѣру, кто и въ горѣ — за утѣшеніемъ, и въ радости — съ просьбою новыхъ радостей прибѣгаетъ къ ней, съ тѣмъ Богъ всегда и вездѣ. И посмотрите, какъ осуществляетъ человѣкъ вѣрующій законъ любви Божественной въ жизни.

Вотъ онъ, вѣрный рабъ, всѣхъ любящій и ненавидимый только закоренѣлыми грѣшниками, по естественному отвращенію упорнаго зла отъ добра. Въ каждый мигъ настоящаго, онъ живетъ добромъ, онъ не помыслитъ зломъ даже на недруга, всѣ ему друзья и находятъ въ немъ утѣшеніе и поддержку, всегда онъ бодръ и /с. 571/ дѣятеленъ, доволенъ немногимъ, всѣмъ слуга; въ общественной жизни лучшій сосѣдъ, въ государственной — честный гражданинъ, въ семейной — вѣрный мужъ, добрый отецъ, покорный сынъ, нѣжно любящая мать. Нужда и горе въ настоящей жизни, его, какъ и всякаго человѣка, тревожатъ, но лишь на мигъ, ибо съ доброю вѣрою скоро выходитъ онъ изъ затрудненій, онъ утѣшаетъ себя будущею наградою въ царствѣ любвеобильнаго Отца, на Него всѣ его неложныя упованія, въ Немъ находитъ онъ свое утѣшеніе. Оттого на всѣхъ дѣлахъ его почіетъ благословеніе Божіе и неоскудѣвающая любовь, почерпаемая имъ изъ неизсякаемаго источника — отъ Бога, придаетъ всей его жизни умилительную привлекательность. Удивительно ли, что и на страшномъ судѣ Господь поставитъ его одесную Себя?..

Будемъ же, братія, возгрѣвать въ себѣ вѣру и любовь къ Богу и ближнимъ, стремясь сами и другихъ примѣромъ своимъ увлекать къ совершенству, какъ Отецъ нашъ небесный совершенъ есть! Тогда и мы не съ грѣшниками станемъ ошуюю въ день судный, а вмѣстѣ съ праведниками услышимъ сей вожделѣнный гласъ: «Пріидите, благословенніи Отца Моего, наслѣдуйте уготованное вамъ царствіе отъ сложенія міра». Аминь. (Слово прот. Философа Орнатскаго).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 566-571.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.