Церковный календарь
Новости


2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. 60-лѣтіе священнослуженія митр. Анастасія (1976)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свѣтильникъ Русской Церкви блаж. митр. Антоній (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Св. Обитель и духовная школа на служеніи Церкви (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Чѣмъ каждый изъ насъ долженъ служить Церкви? (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 18 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.)

Архим. Пантелеимонъ (въ мірѣ Петръ Адамовичъ Нижникъ) (1895-1985), подвижникъ Русскаго зарубежья, духовный писатель, основатель Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Род. 4 января 1895 г. въ с. Рѣчица Гродненской губ. въ крестьянской семьѣ. Въ 1913 г. выѣхалъ въ США, жилъ и работалъ въ Чикаго. Въ 1918 г. вступилъ въ братство Свято-Тихоновскаго монастыря въ Пенсильваніи, основаннаго въ 1905 г. свят. патріархомъ Тихономъ въ бытность его архіеп. Сѣверо-Американскимъ и Алеутскимъ. Въ этомъ монастырѣ въ 1920 г. принялъ монашескій постригъ и священство. Въ 1930 г. поселился на пріобрѣтенной землѣ и, вмѣстѣ съ регентомъ-псаломщикомъ Иваномъ Колосомъ (впослѣдствіи архим. Іосифъ), основалъ въ г. Джорданвилль (шт. Нью-Іоркъ, США) небольшое трудовое монашеское братство (послѣ 1945 г. на мѣстѣ этого скита былъ образованъ Свято-Троицкій монастырь съ духовной семинаріей и крупнымъ издательствомъ духовной литературы). Въ 1930-1946 гг. настоятель основаннаго монастыря. Организовалъ издательское дѣло. Вначалѣ работа по изданію книгъ велась на устарѣвшемъ оборудованіи: о. Пантелеимонъ производилъ наборъ вручную. Послѣ прибытія въ 1946 г. въ Джорданвилль 14-ти монаховъ издательскаго братства преп. Іова Почаевскаго, имѣвшаго давнюю традицію церковнаго книгопечатанія, типографское дѣло въ Свято-Троицкомъ монастырѣ начало успѣшно развиваться. Скончался 13 января 1985 г. (31 декабря 1984 г.) Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Изданія

ПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ.
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ.
Въ 3-хъ томахъ. Томъ 1-й: Поученія на всѣ воскресные дни года.

НЕДѢЛЯ 36-Я, СЫРОПУСТНАЯ.
183. Поученіе въ недѣлю Сыропустную.

Если вы будете прощать людямъ согрѣшешенія ихъ, то проститъ и вамъ Отецъ вашъ небесный. А если не будете прощать людямъ согрѣшенія ихъ, то и Отецъ вашъ не проститъ вамъ согрѣшеній вашихъ, говоритъ Господь (Мѳ. 6, 14. 15).

Нынѣшнее воскресенье называетея въ просторѣчіи прощенымъ воскресеньемъ, потому что сегодня положено читать евангеліе, заповѣдующее намъ прощать согрѣшенія противъ насъ ближнихъ, чтобы и намъ простилъ Отецъ нашъ небесный безчисленныя наши согрѣшенія. Вслѣдствіе этого, съ древнихъ временъ, между благочестивыми христіанами ведется обычай въ нынѣшній день, да и во всю сырную седмицу, просить другъ у друга прощенія, въ чемъ кто погрѣшилъ одинъ противъ другого. Обычай прекрасный, истинно христіанскій, потому что кто же изъ насъ не погрѣшаетъ противъ ближняго своего или словомъ, или дѣломъ, или помышленіемъ; и испрашиваніе прощенія у другого доказываетъ нашу вѣру въ Евангеліе, наше смиреніе, незлобіе и миролюбіе; напротивъ, нежеланіе просить прощенія у тѣхъ, противъ кого мы дѣйствительно виноваты, показываетъ въ нежелающемъ примиренія маловѣріе, гордость, самомнѣніе, памятозлобіе, непокорность Евангелію, противленіе Богу, согласіе съ діаволомъ. А мы всѣ чада Отца небеснаго по благодати, члены единаго тѣла Церкви. Богъ есть любовь, и болѣе всѣхъ всесожженій и жертвъ требуетъ отъ насъ любви взаимной, любви, которая долготерпитъ, милосердствуетъ, не превозносится, не гордится, не безчинствуетъ, не ищетъ своего, не раздражается, не мыслитъ зла, не радуется неправдѣ, а сорадуется истинѣ. Все покрываетъ, всему вѣритъ, всего надѣется, все переноситъ и никогда не перестаетъ (1 Кор. 13, 4-8). Весь законъ Божій состоитъ въ трехъ словахъ: люби Бога и ближняго.

За прощеніе грѣховъ ближнимъ обѣщано намъ прощеніе грѣховъ Отцемъ небеснымъ, помилованіе на страшномъ судѣ, — вѣчное блаженство: милостивые помилованы будутъ. А непримиримой злобѣ угрожаетъ праведный судъ Божій и вѣчная мука. Выслушайте одну повѣсть, изъ которой видно, какъ Богъ наказываетъ еще здѣсь людей злобныхъ и непримиримыхъ между собою. Въ Кіево-Печерской лаврѣ, въ древнія времена были два инока, т. е. монаха, священникъ Титъ и діаконъ Евагрій. Живши нѣсколько лѣтъ дружелюбно между собою, они изъ-за чего то возы/с. 582/мѣли потомъ вражду и ненависть другъ къ другу; взаимная злоба продолжалась весьма долго; и они, не примирившись между собою, дерзали приносить безкровную жертву Богу. Сколько братія ни совѣтовали имъ, чтобы отложили гнѣвъ и жили между собою въ мирѣ и согласіи, но все было напрасно. Однажды, священникъ Титъ тяжко разболѣлся. Отчаясь въ жизни, онъ началъ горько плакать о своемъ согрѣшеніи и послалъ къ недругу просить прощенія; но Евагрій не хотѣлъ и слышать о томъ и началъ жестоко проклинать его. Братія, соболѣзнуя о такомъ тяжкомъ заблужденіи, насильно привлекли его къ умирающему. Титъ, увидѣвъ врага своего, съ помощію другихъ всталъ съ одра и палъ предъ нимъ, слезно умоляя простить его; но Евагрій былъ такъ безчеловѣченъ, что отвернулся отъ него и съ остервененіемъ воскликнулъ: ни въ сей, ни въ будущей жизни не хочу примириться съ нимъ! Онъ вырвался изъ рукъ братіи и палъ на землю. Иноки хотѣли поднять его, но какъ изумились, увидѣвъ его мертвымъ и столько охладѣвшимъ, какъ бы онъ умеръ за долго передъ этимъ! Ихъ изумленіе умножилось еще болѣе, когда священникъ Титъ, въ то же самое время, всталъ съ одра болѣзни здоровымъ, какъ бы никогда и не былъ боленъ. Въ ужасѣ отъ столь необыкновеннаго происшествія, они окружили Тита и одинъ передъ другимъ спрашивали: что значитъ это? Онъ отвѣчалъ: будучи въ тяжкой болѣзни, доколѣ я, грѣшный, сердился на брата моего, видѣлъ ангеловъ отъ меня отступившихъ и плачущихъ о погибели души моей, а нечистыхъ духовъ радующихся, — вотъ причина, почему я болѣе всего желалъ примириться съ нимъ. Но какъ скоро привели его сюда, и я поклонился ему и попросилъ прощенія, а онъ началъ проклинать меня, — я увидѣлъ, что одинъ грозный ангелъ поразилъ его пламеннымъ копіемъ, и несчастный повергся мертвымъ на землю; а мнѣ тотъ же ангелъ подалъ руку и возстановилъ отъ одра болѣзни. Иноки оплакали лютую смерть Евагрія и съ того времени болѣе прежняго начали блюстись, чтобы никогда солнце не зашло во гнѣвѣ ихъ.

Братія и сестры! Памятозлобіе есть порокъ ужаснѣйшій, и сколько мерзокъ предъ Богомъ, столько пагубенъ и въ обществѣ. Мы созданы по образу и подобію Божію: кротость и незлобіе должны быть нашими свойствами неизмѣнными; ибо и Богъ всегда съ нами поступаетъ по Своей кротости, долготерпитъ и прощаетъ намъ безъ числа. И мы должны прощать. — А памятозлобивый не имѣетъ въ себѣ образа и подобія Божія: онъ болѣе звѣрь, нежели человѣкъ.

Съ завтрашняго дня наступаетъ великая четыредесятница, /с. 583/ или великій постъ, — время истинно дорогое для людей, умѣющихъ поститься, какъ должно въ духѣ христіанскомъ. Чтобы это время послужило намъ къ душевной пользѣ и спасенію, побесѣдуемъ также о необходимости и пользѣ поста.

Нуженъ ли постъ, т. е. воздержаніе не только отъ извѣстныхъ снѣдей, употребляемыхъ не въ постъ, но и воздержаніе отъ употребленія ихъ въ большомъ количествѣ? Нуженъ ли постъ, какъ воздержаніе отъ удовольствій грубой чувственности? Нуженъ ли постъ, какъ воздержаніе отъ безпорядочныхъ мыслей и движеній сердца и неодобрительныхъ поступковъ? — А хочешь ли ты, возлюбленный, наслѣдовать блаженную вѣчность, или царство небесное, которое также несомнѣнно существуетъ, какъ несомнѣнно то, что мы живемъ теперь на землѣ, потому что въ этомъ увѣряетъ насъ Самъ воплотившійся Богъ Слово, Его пророки, апостолы и всѣ угодники Его? Какъ не хотѣть! Тамъ, по вѣрному и непреложному слову Божію, живутъ во вѣки вѣковъ правда и миръ и радость о Дусѣ святѣ, тамъ Богъ, тамъ духи блаженные, тамъ люди праведные; а на землѣ — въ продолженіе многихъ лѣтъ только и видишь грѣхи, смятенія и бѣдствія — вездѣ. Если хочешь, то ты непремѣнно долженъ поститься: такъ какъ плоть и кровь царствія Божія наслѣдити не могутъ (1 Кор. 15, 50), потому что царствіе Божіе нѣсть брашно и питіе (Рим. 14, 17). Плоть и кровь, пища и питіе, какъ вещи грубыя, стихійныя, земныя — должны остаться на землѣ и подвергнуться общей участи тѣлъ земныхъ — тлѣнію. На небѣ нѣтъ и не можетъ быть мѣста для грубой плоти и крови потому именно, что тамъ небо, а не земля, что существа тамошняго міра имѣютъ свойства совсѣмъ отличныя отъ свойствъ, живущихъ въ похотяхъ міра, свойства духовныя, свѣтоносныя.

Если хочешь быть съ Богомъ, если хочешь быть вѣчно благополучнымъ: то ты долженъ согласиться, что тебѣ надобно попоститься душею своею, собрать свой умъ, помышленія исправить, мысли очистить, вмѣсто рубища дѣлъ неправедныхъ украсить себя драгоцѣнною одеждою добрыхъ дѣлъ. Тѣлесный постъ установленъ для того, чтобы легче было поститься душѣ.

Слѣдуетъ ли еще послѣ этого говорить о пользѣ поста, такъ какъ сказавши о необходимости его, мы указали частію и на его пользу? Онъ усмиряетъ нашу грѣшную, прихотливую плоть, освобождаетъ изъ-подъ ея тяжести душу, сообщая ей какъ бы крылья для свободнаго паренія къ небу; даетъ мѣсто дѣйствію благодати Божіей. Кто постится свободно и правильно, тотъ знаетъ, какъ душа бываетъ легка и свѣтла во время поста; тогда легко идутъ въ /с. 584/ голову и мысли добрыя, и сердце бываетъ чище, нѣжнѣе, сострадательнѣе, — мы ощущаемъ стремленіе къ дѣламъ добрымъ; является сокрушеніе о грѣхахъ, душа начинаетъ чувствовать гибельность своего положенія и начинаетъ сокрушаться о грѣхахъ.

Братія! познáемъ, что тѣло наше есть храмъ Духа Святаго, что мы не свои, а Божіи, потому что куплены цѣною крови Сына Божія. Не вѣсте ли, яко тѣлеса ваша храмъ живущаго въ васъ Святаго Духа суть, Егоже имате отъ Бога, и нѣсте свои? куплени бо есте цѣною (1 Кор. 6, 19. 20). Уважимъ свою природу, возвышенную до причастія божественнаго естества; будемъ вкушать и пить столько, сколько нужно для поддержанія жизни и для крѣпости нашихъ силъ; не отдадимъ ее во власть страстей нечистыхъ, сдѣлаемъ ее святынею, на которую и самимъ не стыдно было бы посмотрѣть, и въ которой Богъ узнавалъ бы дѣло рукъ Своихъ. Доселѣ мы грѣшили и предавались удовольствіямъ грубой чувственности; поживемъ хотя теперь цѣломудренно и свято. Мы были до нынѣ далеко отъ Бога по своимъ дѣламъ плотскимъ; хотя теперь приблизимся къ Нему; узнаемъ, сколько Онъ благъ. Посмотри, Онъ даетъ намъ вкушать Свою Плоть и Кровь. Если ты убѣжденъ, что самъ по себѣ, безъ Бога, ты не больше, какъ нечистый тлѣнъ, прахъ, грѣшникъ, чуждый благодатной жизни, то ты поймешь, какъ велико благодѣяніе Господа, питающаго насъ Своею Плотію и Кровію. Онъ есть Источникъ жизни всѣхъ тварей и хочетъ поселить въ тебѣ, чрезъ соединеніе съ Нимъ въ таинствѣ Причащенія, Свою жизнь, Свои совершенства, Свой миръ, Свое блаженство, и сдѣлать тебя вѣчно живымъ. Будемъ держать всегда въ умѣ, что душа наша должна стремиться къ богоподобному совершенству, къ дорогой свободѣ духа, и что она не можетъ достигнуть этого совершенства, если мы будемъ оземленять ее дѣлами плотскими, оковывать ее тѣсными и тяжелыми цѣпями вещества.

Господь да поможетъ намъ встрѣтить постъ съ радостію. Аминь. (Сост. по «Полн. собр. соч.» прот. Іоанна Кронш., т. 2-й).

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ. Въ трехъ томахъ. Томъ первый: Поученія на всѣ воскресные дни года. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1963. — С. 581-584.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.